Проблемы общественного транспорта ульяновцы давно уже, к сожалению, воспринимают как нечто само собой разумеющееся. И наряду с прочими неприятностями обывателя традиционно волнует такая вещь, как цена проезда. А еще – безопасность.

Перефразируя знаменитую ленинскую тираду, можно сказать: «Повышение, о котором так долго говорили перевозчики, свершилось!». Вчера, 10 апреля, проезд в маршрутках с 18 рублей поднялся до 20 (днем) и 24 (после 20.00). Подорожала поездка и в муниципальных автобусах большой вместительности (ПАЗ, ЛиАЗ) – отныне вместо прежних 17 рублей (как в трамвае, о котором мы еще поговорим) пассажиру придется выложить 19. Кроме того, на 20 копеек за так называемый пассажиро-километр выросла цена проезда в пригородных и межмуниципальных автобусах.

В ОБЩИХ ПОЛОЖЕНИЯХ
Повышение расценок, понятное дело, не с неба упало – это произошло согласно приказу министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области (документ подписан 29 марта сего года).

Ситуацию в многочисленных комментариях средствам массовой информации пояснил исполнительный директор ульяновского объединения «Транспортный альянс» Виктор Сидоренко. Возить пассажиров за 18 рублей «с носа» давно уже нерентабельно, уточняет Виктор Михайлович. Расценка действует три года, пассажир к ней привык и ощущает себя, как бы это сказать, в состоянии некой стабильности. И тут – на тебе! Это как видится глазами тех, кто ждет на остановках. Взгляд с другой стороны разительно отличается. Пассажир ведь мало задумывается (если вообще думает об этом) о многократном повышении цен на бензин в течение трехлетнего «благоденствия о 18 рублей», повышении тарифов на электроэнергию и воду, без которых ремонтные мастерские компаний-перевозчиков – всего лишь «четыре стены да потолок». На все это нужны деньги. А их у перевозчиков катастрофически не хватает.

Мы не то чтобы принимаем сторону предпринимателей, занимающихся пассажирскими перевозками или – упаси бог! – лоббируем их интересы. Но ведь к любому вопросу надо подходить разумом, а не горлом. Мы уяснили, что расходы перевозчиков растут, между тем как цена цена за проезд остается неизменной.

Сами перевозчики утверждают, что вполне могли работать по прежним ценам, если бы им из бюджета компенсировалась хотя бы часть затрат. Но этого не происходит. Все делается за счет перевозчика, утверждает Виктор Сидоренко. И добавляет, что проводящийся мониторинг «роста цен на товары и услуги, входящие в структуру себестоимости работ по перевозке пассажиров и багажа автотранспортом, уровня инфляции и установленного МРОТ, средней заработной платы по региону» подталкивает к тому, чтобы принять решение – и пойти на непопулярные меры по изменению тарифов, естественно, в сторону их увеличения.

В ЧИСЛОВЫХ ВЫРАЖЕНИЯХ
Обратимся к положению вещей годовалой давности. Поскольку именно тогда – в начале 2017 года – весьма явственно обострились уже имеющиеся к пересмотру тарифов предпосылки. Это своеобразный «экономический анализ» ситуации.

Прекрасно иллюстрирует вышесказанное выдержка из обращения «Транспортного альянса» к городской администрации:

«Основаниями для пересмотра тарифов на услуги пассажирского общественного автотранспорта сегодня являются: изменения цен потребляемых материальных ресурсов, топлива и других эксплуатационных материалов. За два предыдущих года, по данным Минэкономики РФ, рублевая цена бензина выросла примерно на 14%. С начала 2017 года из-за увеличения акцизов поднялась стоимость на бензин на 1,5 руб. в среднем. По году планируется постепенное увеличение цены на бензин на 6,5-7%; Правительством РФ уже принято решение о повышении в 2017 году тарифов на газ и электроэнергию в среднем на 4% и водоснабжение на 4,9%, что в целом увеличит тарифы на услуги ЖКХ».

«С 1 июля 2017 года вступит в силу ФЗ об увеличении МРОТ на 4% до уровня 7800 рублей».

«По данным Росстата, инфляция за 2015 год составила 12,9%, за 2016 год – 5,4%, на 2017 год по плановым показателям, заложенным в бюджет РФ, инфляция должна быть на уровне 4%. Уместно напомнить, что за прошедший период инфляция влияла на повышение общего уровня цен, сопровождаемое соответствующим снижением покупательной способности денег перевозчиков».

«Необходимо также отметить, что парк автобусов наших предприятий состоит из комфортных и надежных иномарок, у которых повышенная стоимость машино-часа (запасные части, расходные материалы, ГСМ и др.)».

Стоит сказать, что даже при увеличении тарифа в маршрутном такси до 20 рублей цена одной поездки в Ульяновске все равно останется одной из самых низких среди 14 региональных центров Приволжского федерального округа (ниже цены только в Саратовской области – 18 рублей). Жители Нижнего Новгорода отстегивают за проезд 28 рублей, пассажиры в Самаре, Уфе и Казани – 25, в Кирове – 22, в Перми и Ижевске – 20.

Добавим (раз уж обратились к языку цифр), что в Ульяновске функционируют 57 перевозчиков, в пересчете на машины – это порядка 800 единиц подвижного состава различной вместимости.

Однако стоимость проезда, даже после принятия решения по увеличению тарифов, может разниться у разных перевозчиков. Как говорит Сергей Ципровский из департамента по регулированию цен и тарифов, «перевозчикам предоставляется право самостоятельно снижать стоимость поездки, в зависимости от складывающейся ситуации; к примеру, на отдельных маршрутах в определенные часы цена может быть ниже установленного тарифа».

Впрочем, особо обольщаться на этот счет, скорее всего, не стоит. Трудно рассчитывать на благосклонность перевозчика, не давая ничего взамен. Как мы уже говорили, дотировать маршрутчиков город не торопится. Не то чтобы не хочет, а банально нет лишних денег. Тем временем дорожающие ресурсы, такие как бензин, электричество, вода и т.д. и т.п., заставляют задумываться о рентабельности даже во время ночного сна. Да и состояние наших дорог – отнюдь не залог должного функционирования технических средств. Выражаясь проще, на ремонт автобусов и поддержание их в рамках технических (и безопасных!) норм уходит все больше средств.

Кроме того, качество дорог не только сокращает сроки эксплуатации машин, но и напрямую влияет на безопасность дорожного движения, а следовательно, и на безопасность пассажиров маршруток. Приводить здесь и сейчас случаи ДТП с маршрутками, связанные именно с отвратительными дорогами, мы не будем: это легко найти в Интернете.

…А МЫ ПО ШПАЛАМ…
Можно, конечно, как альтернативный вариант, вспомнить о наших трамваях. Тем более что согласно мониторингу МУП «Ульяновскэлектротранс» именно трамваи перевозят значительную часть пассажиров (по показателям прошлого года – больше 60 процентов). Хотя, справедливости ради, надо сказать, что у маршрутчиков тоже есть своя статистика – и они – о чудо! – также перевозят 60 процентов пассажиров. Оставим, однако, межкорпоративные соревнования. Тем более что нас интересует не количество перевезенных граждан, а качество и безопасность таких перевозок.

А вот тут-то как раз и не все в порядке. Только с начала этого года с рельсов в Ульяновске сошли 9 трамваев. Основных причин схода с рельсов две: износ подвижного состава и неудовлетворительное состояние некоторых участков путей. Аккурат после ДТП с трамваем 6-го маршрута на улице Камышинской, когда вагон сперва сошел с рельсов, а потом протаранил фонарный столб, в адрес директора «Ульяновскэлектротранса» Александра Мясникова посыпались журналистские вопросы, суть которых сводилась к вечному «Что делать?».

А сделать, по словам директора, нужно много чего. Во-первых, менять старую изношенную колею на новую. В особом упадке рельсы находятся, например, на участках по улицам Тимирязева и Верхнеполевой. В других районах города – не намного лучше, если слово «лучше» вообще применимо. Так, весьма протяженный перегон по улице Локомотивной нередко становится предметом душевных переживаний пассажиров. И не только их. Дмитрий К., вагоновожатый со стажем, говорит, что на Локомотивной вагон натурально «штормит», бросая из стороны в сторону как какую-нибудь щепку. Чревато ли это сходом с рельсов? Да, считает Дмитрий. И добавляет: «А что вы хотели? Вагоны старые. А резерва практически нет. Иной раз приходится ждать вагон больше часа, пока там все гайки не подтянут. А пассажиры ругаются: мол, чего так долго трамвая нет! Я их понимаю, конечно, но на то есть причины. К сожалению».

Что до трамвайных путей, то наиболее проблемные участки, давно ожидающие замены, вскоре будут обновлены. Правда, взамен старых «стертых» рельсов будут укладывать… тоже бэушные – первой группы износа, или иначе – старогодные. Они без бокового износа, вертикальный же не превышает – согласно существующему нормативу – трех миллиметров. Всего уже закуплено 65 тонн таких рельсов. Так что скоро, возможно, поедем – с ветерком и без страха.