Российское отделение Гринписа возмущено проектом положения о создании нацпарка «Сенгилеевские горы», разработанного Министерством природных ресурсов России. В документе прописано, что на значительной части особо охраняемой территории разрешены охота, строительство хозяйственных объектов, зато сбор грибов и ягод запрещен.
На сайте российского Гринписа приводятся наиболее спорные положения этого документа.

Во-первых, сообщает Гринпис, в заповедной зоне парка, которая по закону должна быть полностью исключена из хозяйственной деятельности, допускается туризм.

Во-вторых, в особо охраняемой зоне, предназначенной для сохранения природной среды, допускается охота, также не прописаны специальные ограничения на рубки леса. В то же время сбор грибов и ягод местными жителями запрещен.

В-третьих, Гринпис удивлен тем, что в зоне хозяйственного назначения «возможно строительство хозяйственных и жилых объектов собственниками и арендаторами земель в нацпарке».

Эксперт природозащитной организации по ООПТ Михаил Крейнд-лин замечает, что установленный министерством режим не обеспечит охрану уникальной природы, зато вызовет протесты у местного населения.

– Получается, что чиновники не будут пускать местных жителей в парк за грибами, в то время как приезжие охотники смогут спокойно стрелять в животных, ради сохранения которых и создавалась заповедная территория, – сказал Крейндлин. – При этом лесозаготовители будут вести рубки, а арендаторы земель -строить практически любые объекты.

Более того, Гринпис отмечает, что уже дважды оспаривал в Верховном суде России пункт о разрешении строительства для нужд собственников и арендаторов в положениях о других национальных парках – «Самарская Лука», который находится в Самарской области, и «Мещерский» в Рязанской области. И в обоих случаях суд поддержал требования Гринписа, отменив эти документы.

Сейчас организация в суд пока не идет – вместо этого замечания к проекту положения направлены в Минприроды.

Отметим, что в законах, которые посвящены природным заповедникам, говорится о запрете на рубки; сенокошение; выпас скота; сбор диких ягод, грибов, цветов; строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений, дорог и ЛЭП – если они не являются необходимостью для функционирования заповедника. Также прописан запрет на промысловую, спортивную и любительскую охоту. Эти положения содержатся в Постановлении правительства № 48 от 18 декабря 1991 года.

В то же время Федеральный закон от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» прописывает режим особой охраны природных заповедников немного иначе: «Запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике».

Пока все идет к тому, что нац-парк создается в первую очередь для того, чтобы зарабатывать на нем, а не охранять природу. Охранять, конечно, будут – но только от людей, которые привыкли пользоваться богатствами Сенгилеевских гор бесплатно.

Ян ГУРОВ