В ближайшее время лечебные учреждения региона ожидает очередная оптимизация: будет уволено 30 процентов немедицинского персонала.

Под угрозой остаться без работы оказались сотни водителей, уборщиц, сантехников, то есть тех, без кого не может существовать ни одно лечебное учреждение. Ни губернатор Морозов, ни правительство области, ни Общественная палата не дают никаких комментариев.

В поручении за подписью министра здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области Рашида Абдуллова указано, что, «в связи с наличием кредиторской задолженности и сложным финансовым положением в отрасли», руководители всех больниц и поликлиник обязаны проанализировать штатную численность персонала и подготовить списки тех, кого планируется уволить в ближайшее время. А уволить хотят 30% людей. Информация вызвала шок.

Деньги закончились
Как пояснила региональный министр финансов Екатерина Буцкая, долг в два миллиарда рублей образовался вследствие исполнения майских указов Президента по повышению зарплат медиков. Действительно, накануне выборов оклады врачей и медперсонала выросли. Но минуло 18 марта — и зарплаты резко пошли на убыль.

— Сначала оклад был 4800, я получала 8000-9000 рублей со всеми надбавками, — рассказала «МГ» лаборант Ульяновской центральной городской клинической больницы Альфия Имамова. — Перед выборами резко прибавили. Зарплата стала 15-17 тысяч. Но вот выборы прошли — и за март я получила всего 13 тысяч. Сказали, у больницы долги большие, потому и сбавили. А на днях объявили о грядущем сокращении.

Объяснение нехватки средств временным повышением зарплат выглядит, мягко говоря, малоубедительным. Особенно на фоне того, как региональные власти регулярно отчитываются о дополнительных поступлениях в бюджет. Например, на минувшей неделе, по данным официального сайта областного правительства, в региональную казну поступило 647 миллионов рублей. По-видимому, на помощь учреждениям здравоохранения из этих денег ничего не пошло… А вот на загранкомандировку в Японию губернатора и его свиты деньги нашлись…

— И совершенно непонятно, почему при таких сумасшедших зарплатах горе-руководителей нечем лечить людей, — возмутилась Альфия Талгатовна. — Откуда такой дефицит лекарственных средств? Неужели минздрав выделяет деньги только на зарплаты сотрудников, а на лекарства — ничего? Ведь даже ежу понятно: если у больницы долги, то гоните главного врача куда подальше…

Работай, но бесплатно
Поднявшаяся волна возмущения всё же вынудила региональный минздрав объяснить, кого собираются сокращать. По словам Рашида Абдуллова, в первую очередь, якобы, «полетят головы» бухгалтеров, экономистов и прочих административных работников.

«В соответствии с поручением Президента РФ № 675 от 2 апреля 2014 года рекомендованный процент числа прочего персонала по отношению к медицинскому персоналу составляет 15% — в нашей области этот процент значительно выше», — написано в официальном пресс-релизе минздрава.

Освободившиеся же средства планируется направить не на повышение зарплат оставшихся работников, а на закупку лекарственных препаратов и качество оказания медицинской помощи.

При этом во многих учреждениях уже распространились слухи о том, что можно будет избежать сокращения, если согласиться работать за меньшую зарплату.

— Краем уха слышали, что сокращать, возможно, никого не будут, а просто посадят всех на голый оклад, — рассказала Альфия Имамова. — То есть я буду получать те же 9000 рублей без всяких дополнительных выплат. Наверное, думают, как жили мы раньше, так и будем, невзирая на то, что цены растут каждый день, а у всех семьи, дети.

Нетрудно догадаться, что под сокращение, скорее всего, попадут работники пенсионного возраста, для которых работа – единственный шанс свести концы с концами, а также молодые специалисты, которые делают лишь первые шаги в профессии. Ничего не скажешь – отличное начало карьеры.

Новая «армия» безработных
Проблема в том, что уволенным и в районных центрах, и в самом Ульяновске найти новую работу будет проблематично. Так, по данным областного агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов, на сегодня в регионе имеется всего шесть (!) вакансий экономистов. Что прикажете делать остальным? Идти в дворники или переучиваться на новую профессию за отдельную плату?

— В итоге больше всех пострадают пациенты, — поделилась мнением бывшая медицинская сестра БСМП Галина Николаевская. — Больных становится всё больше, и это ужасно. Раньше в анализах хоть изредка попадались результаты здоровых людей, а сейчас таких практически нет. На этом фоне стремительно богатеют главврачи, администрация больницы, все руководящие работники, то есть именно те, кто и занимается распределением денег. А младший медперсонал задыхается от мизерных зарплат, жестких требований исполнения своих обязанностей и непомерных нагрузок.

Пока еще никого не сократили, но сотни сотрудников больниц уже чувствуют себя в подвешенном состоянии. Да и многие ульяновцы опасаются, что очередной виток оптимизации повлечет закрытие некоторых лечебных учреждений в районах, рост очередей в поликлиниках и катастрофическое падение и без того низкого качества медицинских услуг в регионе. А из-за сокращения водителей перестанет выезжать на вызов каждая третья скорая в районах.

Даниил СТАРКОВ