Все проблемы, о которых говорилось ранее о здравоохранении в Ульяновской области, судя по всему, были только вершиной айсберга. Последние события показывают, что из-за срыва госзакупок уже всерьез страдают пациенты – в частности, появились сведения, что препараты для химиотерапии онкобольные вынуждены покупать самостоятельно.
16 апреля в соцсети «ВКонтакте» житель Ульяновской области описал историю своей тещи, у которой обнаружили рак прямой кишки. Ей порекомендовали обратиться не в ульяновскую больницу, а в Казань – тоже, кстати, симптом: очень часто приходится слышать, что люди с онкологией едут в соседний город за помощью.
«В Казани тещу удачно прооперировали. Хирург сказал, что опухоль успешно удалили, установили рак III степени, взяли ткань органа на гистологию. Доктор настоятельно порекомендовал сделать первый (из шести необходимых) сеанс химиотерапии в ближайшие три недели после выписки», – написал Ренат Еремеев.
Химиотерапию в Казани уже не пройдешь -нужно делать в своем онкодиспансере. Однако обращение к ульяновскому здравоохранению повергло в шок – врачи сообщили, что необходимых для химиотерапии препаратов нет, хотя выдаваться, как пояснили людям, они должны бесплатно.
«Я был готов их купить! Однако препаратов в ульяновских аптеках не оказалось. Всей семьей начали обзванивать аптеки других регионов, даже Москвы. Препарат нашли в аптеке Казани», – пишет Еремеев. По его словам, все это привело к тому, что в сроки, когда нужно было сделать первую химиотерапию, уложиться не удалось, и значительно вырос риск появления метастазов.
Лекарства на один сеанс химиотерапии стоят 7111 рублей – плюс дорога до Казани и обратно.
Эта история и масса других проблем с лекарствами стали причиной очередного заседания Общественной палаты. Там был задан важнейший на сегодняшний момент вопрос: почему в больницах нет жизненно важных лекарств?
Проблема-то, как выяснилось, касается не только онкодиспансера – во многих больницах сорваны поставки самых различных препаратов – появлялись сведения, что пациенты вынуждены и физраствор самостоятельно покупать. Причем речь идет даже о жизненно необходимых препаратах. То есть ситуация с закупкой лекарств всерьез поставила под угрозу жизни людей. СМИ сообщают, что списки с нужными лекарствами вручают и в областной больнице, откуда недавно был уволен главврач Павел Дегтярь из-за срыва закупок препаратов.
Судя по всему, причина все-таки не в Дегтяре и ни в любом другом главвраче. На заседании Общественной палаты главврачи выступили против того, о чем мы в последнее время неоднократно писали: против формулы проведения совместных торгов, когда мед-препараты покупаются для всех больниц сразу. Смеем предположить, что делается это ради интересов лиц, стоящих за одной-единственной компанией, которая является крупнейшим поставщиком лекарств в Ульяновской области, не являясь при этом производителем, – «УльяновскФармация». Недавно УФАС по Ульяновской области добилось отмены закупок медизделий, где все – от бинтов до измерителей давления – для всех медицинских учреждений области должна была поставить одна компания. И антимонопольщики уже открыто называют, какая компания всегда побеждает в этих торгах.
Судя по всему, с медицинскими препаратами история та же самая: на заседании Общественной палаты выяснилось, что в 2017 году процедура была завершена лишь в октябре. Сейчас торги снова не проведены. Обнаружилось, что чиновники, чтобы избежать претензий со стороны УФАС при закупке лекарств, объединяют не крупные «монолоты», а просто разбивают заявки на лоты стоимостью в 1 миллион рублей, где есть так называемые «запирающие позиции», сильно ограничивающие конкуренцию. В итоге проводится около 400 конкурсов.
Кроме того, деньги больниц предназначены только на совместные закупки. Разумеется, все это не идет больницам на пользу: во-первых, нет лекарств: во-вторых, они дороже, чем могли бы быть. Более того, у больниц сохраняется огромная кредиторская задолженность, в результате у них нет лимитов ни на лекарства, ни на расходные материалы. Здесь свою роль сыграли повышения зарплаты перед выборами президента.
Добавим, что минздрав уже давно, как сообщали в УФАС, снял с себя ответственность при госзакупках – заказчиками формально выступают все главврачи больниц, которые и понесут ответственность в случае претензий со стороны надзорных органов. Общественная палата, однако, по итогам заседания указала именно на «отсутствие грамотной финансово-экономической политики со стороны министерства здравоохранения» и системной работы со стороны ведомства с главными врачами и медицинским персоналом. ОП готовит обращение в контролирующие органы. Им нужно серьезно разобраться с ситуацией с госзакупками – потому что наживаться в регионе стали, судя по всему, уже на жизнях людей.
Степан ГОРИН