В Ульяновске начался массовый перевод МКД на прямые договоры с поставщиками коммунальных ресурсов. Зачем это делается и в чьих интересах?

Накануне был принят Федеральный закон от 03.04.20l8 №59-ФЗ, который внес изменения в Жилищный кодекс РФ. Согласно документу, устанавливается возможность заключения договоров на холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно между организациями, оказывающими соответствующие услуги, и потребителями услуг.

— Закон дает право каждому многоквартирному дому провести общее собрание собственников и принять решение платить напрямую, — прокомментировал первый заместитель председателя Правительства Ульяновской области Андрей ТЮРИН. — Это во многом добавит прозрачности в расчетах между потребителями и поставщиками. Вместе с тем, что касается оплаты общедомовых услуг, то здесь проблема не уйдет и будет зависеть от качества работы управляющей организации.

Исключат посредников принудительно
Основная идея данного изменения в ЖК РФ состоит в борьбе с громадными долгами перед ресурсниками. По мнению авторов, эта законодательная инициатива призвана исключить посредников в цепочке расчетов за коммунальные ресурсы. И это должно благотворно сказаться на собираемости платежей. А недобросовестные УК, которые использовали деньги жителей не по назначению, уйдут.

— Исключение «права вето» ресурсоснабжающей компании на решение собственников о переходе на прямые договоры — это принципиальное условие обеспечения прав потребителя. В том числе, это поможет сделать рынок управления жильем экономически неинтересным для недобросовестных управляющих компаний, которые ранее боролись за этот рынок лишь с целью обогащения на чужом финансовом потоке, -пояснил глава Минстроя России Михаил МЕНЬ в ходе всероссийского совещания с регионами 11 апреля.

Помимо добровольного заключения прямых договоров, закон теперь разрешает сделать это принудительно в случае, если судом зафиксирована задолженность УК перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины платежей.

По данным Росстата на второй квартал 2017 года, объем задолженности управляющих организаций составил почти 250 млрд рублей. То есть эти деньги были собраны управляющими компаниями с потребителей, но ресурсникам так и не перечислены. По ранее озвученным публично данным ульяновского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», в целом долг за поставленные тепло и ГВС по нашему региону составляет 3 млрд рублей. Впрочем, значительная часть из этой суммы была накоплена еще до 2012 года, и есть эксперты, которые считают эти долги весьма спорными. Так или иначе, энергетики настаивают на том, что таким образом муниципальные компании Ульяновска «Теплоком» и «Теплосервис» должны им по тем старым счетам порядка 1 млрд рублей.

Кроме того, по данным сайта «Т Плюс», общий долг УК, ТСЖ и ЖСК составляет 1,7 млрд рублей. Причем наибольшая задолженность накопилась у ГУК Засвияжского района (603 млн рублей), ЖСК «Комплекс» (133 млн рублей), ГУК Ленинского района (74 млн рублей), ООО СК «Фундамент» (73 млн рублей) и др. В целом аналогичные претензии имеются к 102 управляющим организациям. Многие из этих УК уже просужены энергетиками, часть признана банкротами, их счета арестованы, а поступающие от жителей деньги на содержание МКД уходят в счет погашения долга.

Еще раз обратим внимание на то, что закон дает право, но не обязывает заключать прямые договоры. И если ваша УК справляется и не имеет задолженности перед энергетиками, никто не заставит жителей заключать прямой договор без их желания и решения общего собрания собственников.

Кому платежи, а кому ответственность
В разговоре о прямых договорах зачастую под ними понимают не конкретно договор, а скорее прямые платежи. Именно это выгодно для ресурсников: получать деньги от потребителей напрямую. А вот как при этом будет обеспечиваться качество поставляемой по договору коммунальной услуги в квартире у потребителя — этот момент в разговоре предпочитают обходить. Между тем, именно УК является исполнителем коммунальной услуги и несет ответственность по ее обеспечению в МКД.

Давайте посмотрим, что в этом плане говорит закон. Так, он допускает переход к новым договорным отношениям между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями. При этом вводится невиданный ранее ни Жилищным, ни Гражданским кодексами термин «договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг».

— К сожалению, ЖК РФ не содержит легального определения данного договора. При этом даже комплексный анализ действующего законодательства не позволяет определить его существенные условия, — считает директор Контакт-центра при Главе города Ульяновска Денис СЕДОВ. — В частности, не совсем понятно, что именно является предметом договора: коммунальный ресурс или коммунальная услуга. На первый взгляд, наименование статьи 157.2 ЖК РФ «Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями» дает ответ на этот сложный вопрос. Однако справедливо возникает другой вопрос: становится ли ресурсоснабжающая организация исполнителем коммунальных услуг и к кому потребители должны предъявлять требования к качеству коммунальных услуг?

Более того, в случае одностороннего прекращения договора с УК ресурсоснабжающая организация обязана лишь уведомить (в том числе с использованием ГИС ЖКХ) собственников об этом, и затем заключается прямой договор. При этом письменной формы договора не требуется, и он считается заключенным со всеми жильцами (собственниками и нанимателями) МКД одновременно.

Кроме того, договор ресурсоснабжения с собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным в следующих случаях:
• в случае отсутствия заключенного договора ресурсоснабжения с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом;

• если не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован;

• при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений.

При этом вся ответственность остается на управляющих организациях. Так, к числу обязанностей УК, ТСЖ, ЖСК относятся:

• предоставление ресурсоснабжающим организациям необходимой для начисления платы за коммунальные услуги информации, в том числе показания индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета;

• осуществление контроля качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи до границ общего имущества в МКД;

• принятие от собственников и пользователей помещений обращений о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг и взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями, проведение проверки фактов, изложенных в них, устранение выявленных нарушений и направление информации о результатах рассмотрения обращений;

• обеспечение ресурсоснабжающим организациям доступа к общему имуществу в МКД для осуществления приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений.

Последний пункт в данном списке, очевидно, необходим для борьбы со злостными неплательщиками. Так как обязанность по борьбе с ними при прямых договорах переходит от УК к ресурникам. И это один из ключевых моментов, который вносит изменения во взаимоотношения между потребителями и поставщиками. Раньше с должниками пытались бороться УК, у которых это в отсутствие полномочий получалось откровенно плохо и вело к накоплению долгов. В остальном для жителей никаких значительных изменений произойти не должно.

Алексей Николаев