Подходит к завершению длительная эпопея со сгоревшим еще в 2015 году подъемником в 10-этажном доме №59а по ул. Любови Шевцовой. Все это время страдали люди (149 жителей, из которых далеко не все могут самостоятельно спуститься и подняться по лестнице, тем более с детскими колясками).

Наконец проблема решена благодаря настойчивости самих жильцов и в особенности одной отважной женщины, которая прошла все кабинеты, досконально изучила процесс и готова поделиться своим опытом с читателями «Управдома».

Жалобы впустую
Инцидент произошел днем, когда жильцы почувствовали запах гари и вызвали спасателей. Пожару присвоили повышенный уровень сложности. Задымление было очень сильное. С верхних этажей людей выводили в кислородных масках. Эвакуировали шесть человек, в том числе 7-летнюю девочку, которая в то время оказалась в квартире одна. Огонь тушили 20 человек личного состава. По предварительным данным, причиной стало короткое замыкание. Об этом говорили сами пожарные, а затем подтвердили и приехавшие полицейские. Так об этом и написали СМИ…

Но затем предварительная версия сменилась на поджог. По мнению жильцов, это было сделано, чтобы отвести вину от ответственных за содержание лифтового оборудования. Ведь в случае замыкания можно было подать в суд за ненадлежащее содержание оборудования, и лифт восстанавливали бы за счет виновных.

– Несмотря на то что это якобы был поджог, никакого дела по этому преступлению не было заведено. Об этом я узнала сама, когда пришла на прием в Следственное управление, – говорит жительница пострадавшего 5-го подъезда Татьяна МОСТОВАЯ.


Так лифт выглядел после пожара, запах гари сохранялся в подъезде буквально до последнего времени – вплоть до проведения ремонта

Женщина взяла на себя инициативу и приложила массу усилий, чтобы восстановить лифт. Сама везде ходила, звонила, узнавала. Конечно, соседи и другие жильцы дома активно помогали.

– Но мы, жильцы, были как слепые котята, тыкались наугад. Не было никакой информации, как решается данная проблема, не было готовых решений и алгоритмов. Обращались кругом, куда только можно, в том числе дважды в администрацию Президента. В Госдуму писали. В общем – везде! Ничего не помогло, – продолжает наша собеседница. – Мой совет тем, кто пытается решить какую-то проблему у себя в доме: не ждите, что ваши обращения и письма дадут какой-то результат, кроме стандартных отписок. Все эти жалобы из Москвы возвращаются обратно в Ульяновск. Например, нам по вопросу лифта отовсюду отвечали, как под копирку, одно и то же: предоставьте протокол общего собрания собственников вашего дома по данному вопросу.

Работа с документами
Куда бы ни пришли жильцы, везде им объясняли, что лифт – это их общее имущество, ремонтируйте, мол, сами, как хотите. Но для этого сначала надо провести общее собрание и принять соответствующее решение. Да люди и не были против. Более того, они начали собирать деньги на ремонт еще в 2013 году. К моменту пожара на счету у собственников уже имелось порядка 1,7 млн рублей. Этого вполне хватало не просто на ремонт, а на полную замену оборудования. Казалось бы, вот оно, осталось только провести собрание – и готово! Однако на практике все оказалось намного сложнее.

– Как только нам сказали, мы провели общее собрание. Составили протокол, отнесли. Через два месяца нам говорят: документы недействительны, так как не набралось кворума. Понимаете, мы-то считали по голосам, а надо было – по квадратным метрам, так как собственники голосуют только ими, – рассказывает Татьяна МОСТОВАЯ. – Мы провели еще одно собрание, учли прежние ошибки и набрали аж с лихвой 81% за ремонт лифта. Думали, теперь-то уже все «на мази». Прошло еще четыре месяца. Нам говорят: сумма не та указана в протоколе, не хватает на данные работы… В общем, так вот из-за бумажной волокиты чиновников и нашей собственной неопытности в данных вопросах потеряли уйму времени!

Лишь весной 2017 года (спустя полтора года после пожара!) жильцы многострадальной многоэтажки наконец увидели пути решения своей проблемы. Это произошло 6 марта 2017 года, когда вышло постановление Правительства Ульяновской области №94-П «Об утверждении Порядка принятия решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Этот документ позволил вносить изменения в очередь на капремонт по региональной программе, что сразу сняло массу вопросов.

Прохождение «квеста»
Данный случай с лифтом в доме №59а по ул. Любови Шевцовой, пожалуй, самым ярким примером, как из-за несовершенства законодательства собственники не могли воспользоваться имеющимися у них деньгами, чтобы в срочном порядке провести восстановление разрушенного элемента общего имущества в МКД. И деньги есть, и решение общего собрания имеется, только лифта нет!


Бригада строителей полностью заменила все оборудование и кабину подъемника, что обошлось в 1,853 млн рублей. Но с жителей дополнительных платежей не собирали – все сделали за счет капремонта

Постановление 94-П, конечно, решало данную проблему. Но сам по себе документ не содержал механизма, как именно должны действовать собственники, чтобы добиться желаемого результата. И тут, по словам жильцов, им несказанно повезло, так как их дом стал своеобразным испытательным полигоном для отработки данного закона на практике.

– На этом конкретном примере мы проверим, как работает принятое постановление №94-П. Оно дает в принципе механизм внесения изменений в программу капремонта. Но я считаю, что также нужен механизм внесения изменений в программу уже текущего года. Эта возможность нужна, в частности, для таких экстренных ситуаций, как в доме №59а на ул. Любови Шевцовой, – прокомментировал тогда на совещании в Зак-собрании председатель Комитета по жилищной политике, ЖКХ и энергетике Геннадий АНТОНЦЕВ.

Отработку данного случая взял под личный контроль руководитель регоператора капремонта – директор Фонда модернизации ЖКК Александр ХАДЖИБАЕВ.

– Хочу сказать ему огромное спасибо! – говорит Татьяна МОСТОВАЯ. – За это время я ему работать спокойно не давала, только на личном приеме была 12 раз, а уж сколько звонков и СМС было – не счесть. Вместе с директором Фонда я и про все тонкости электронных торгов узнала, и про заводы лифтового оборудования, и даже как зовут руководителей Национального лифтового союза…

По мнению жительницы, к любому закону обязательно должна прикладываться «дорожная карта» или алгоритм действий, чтобы любой гражданин знал, куда и как ему обращаться. Иначе разобраться нереально! Благо в данном случае общими усилиями собственников, депутатов и специалистов регоператора удалось сделать такую «карту» и пройти этот «квест».

Три совета начинающим
Сейчас лифт в 5-м подъезде дома №59а по ул. Любови Шевцовой уже установлен, хоть и не запущен. Требуется еще прохождение экспертизы Ростехнадзора и внесение лифта в реестр (новое требование закона – постановления Правительства РФ от 24.06.2017№743). Мы попросили Татьяну МОСТОВУЮ рассказать, о том, что делать собственникам, которые хотят решить какую-то проблему у себя в МКД.

1. Собрать все документы или их копии. У старшего по дому должны быть договоры с УК и другими обслуживающими организациями, где четко расписаны зоны ответственности каждой стороны: кто за что отвечает в МКД.

2. Определить причину и потребовать акт с ее указанием. Это позволит назначить ответственного и понять, кто должен устранять последствия.

3. Требовать от ответственного устранения неполадок (проведение ремонта), в том числе доказывать свои права в суде. Если имеются на руках договоры и акты, это будет сделать намного легче.

Алексей Николаев