Компания «Волга-Днепр», один из крупнейших налогоплательщиков Ульяновской области, решила отказаться от контракта на перевозку военных грузов НАТО. С января 2019 года российская компания, владеющая самолетами Ан-124 «Руслан», больше не будет содействовать Североатлантическому альянсу в перевозке бронетехники в Мали и Афганистан.

«Волга-Днепр» уже давно работает на Североатлантический альянс – «Русланы» как нельзя лучше подходили для переброски тяжелой техники (вертолетов, танков) в Афганистан, Буркина-Фасо, Мали и ряд других стран, где находится натовский контингент.

В связи с этим первая реакция в том числе западных СМИ – разрыв отношений будет сильным ударом. Немецкая газета Frankfurter Allgemeine вообще считает, что Россия таким образом бьет по ахиллесовой пяте НАТО. Мол, из-за этого альянс испытает серьезные проблемы в связи с ограничением своей боеспособности, так как, например, у военной авиации Германии нет стратегических транспортников, которые могли бы перевозить подобные грузы.

«Волга-Днепр» раньше работала с НАТО посредством российско-украинской компании «Руслан» – это совместное предприятие с «Антоновым». Однако затем отношения разладились, и альянс заключил отдельно контракты с российской компанией и с украинской. В итоге «Волга-Днепр» согласилась предоставить 12 транспортных самолетов на нужды НАТО, а «Антонов» – семь. По мнению немецких СМИ, одних украинских транспортников НАТО не достаточно. Решение «Волги-Днепра» на Западе считают исключительно политическим: это ответ России на продолжающиеся санкции со стороны ЕС и США.

С транспортниками у НАТО действительно есть определенные проблемы, хотя, пожалуй, и не столь серьезные, как об этом пишут. В конце концов, есть украинские «Русланы»; у США, которые наверняка могли бы протянуть руку помощи партнерам за определенную плату, есть транспортники С-5 – это следующий после Ан-124 по грузоподъемности транспортный самолет в мире. И он тоже может перевозить технику – шесть вертолетов «Апач», два танка «Абрамс» или 345 солдат. Не так уж и мало. Да и «импортозамещением» на Западе займутся охотнее, чем у нас – для этого у них есть такие производственные монстры, как Boeing, Airbus…

Причем удар-то наносится не по США – контракт «Волга-Днепр» заключила с 10 странами НАТО: Бельгия, Чехия, Франция, Германия, Венгрия, Люксембург, Норвегия, Польша, Словакия и Словения. Великобритания и США – крупнейшие страны блока – услугами российской компании не пользовались.

«Волга-Днепр» уже официально подтвердила, что не будет участвовать в тендере на перевозку грузов для НАТО – работа с альянсом прекратится с января 2019 года. Причиной такого решения в заявлении «Волги-Днепра» называется «сокращение своего присутствия в сегменте военных перевозок» – компания собралась сфокусироваться на гражданском секторе, в том числе на перевозке гуманитарных грузов и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В российских СМИ утверждают, что отказ от сотрудничества с НАТО не повлияет на операционные показатели компании, так как ее основной грузопоток обеспечивают регулярные перевозки дочерней авиакомпании AirBridgeCargo.

Однако военные перевозки явно приносили серьезную прибыль – как приносила в свое время и перевалочная база НАТО в Ульяновске. И отказ от сотрудничества с альянсом в этом смысле выглядит исключительно политическим, а не экономическим -вряд ли контракты с военным блоком были невыгодными.

Контракт с «Волгой-Днепром» НАТО заключило на 2017-2018 годы. Объем перевозок был очень серьезным – например, в 2014 году совместная российско-украинская компания «Руслан» перевезла только по заказу Германии 14 тысяч тонн грузов на общую сумму 67 миллионов евро. На Украине в 2013 году отмечали, что рентабельность авиаперевозок крупногабаритных грузов компанией «Руслан» – 240 процентов!

В 2017году, поданным СМИ, страны НАТО договорились оплатить «Волге-Днепру» 973 летных часа. В 2018 году – 980 часов оплатят российской и украинской компаниям вместе (то есть «Волга-Днепр», скорее всего, получила больше). Один летный час российской компанией, согласно открытым данным, оценивался для НАТО в 23 тысячи евро. То есть только за 2017 год «Волга-Днепр», судя по всему, получила около 22 миллионов евро – это 1,7 млрд рублей по нынешнему курсу. Причем цену можно было спокойно поднять – украинцы требовали за один полетный час более 30 тысяч евро. Это ли не убытки? Если решение действительно сугубо политическое, то «Волгу-Днепр» остается только пожалеть.

Отметим, что «Волга-Днепр» – один из крупнейших налогоплательщиков Ульяновской области, который в начале этого года показал рост налоговых поступлений в бюджет региона.

Степан ГОРИН