Небольшой домик, на террасе цветы и плетеная мебель, громко работает телевизор, так как слух уже не тот, а за столом в гостиной сидит хозяйка дома Мария Ивановна Рязанова. Скоро ей исполнится ровно 100 лет.
— Родилась я в Белом Яре, — начала свой рассказ наша собеседница, — родители у меня были прекрасные. Мама набожная очень была, отец в поле работал, с 12 лет стал брать и меня с собой на жатву, так в то время на кусок хлеба себе зарабатывали.
В семье Марии Ивановны было пять человек, а позже родители усыновили еще двоих.
— Мама однажды с утра вышла выгонять корову, и тут ее встретила соседка и спросила: «Чьи это у тебя ноги из-под крыльца торчат?». Мама посмотрела, а там двое мальчишек-детдомовцев сидели, вытащила их оттуда, домой завела, накормила, на печку положила. Отец ей сказал: «Своих пять ртов, а ты еще двоих привела», на что мама ответила: «Ничего, выживем, уж не объедят они нас». Так вот и остались они у нас жить.
В войну рыла окопы
Когда началась война, братьев и отца Марии Ивановны забрали на фронт, один брат был капитаном, другой — старшим лейтенантом. Первый вернулся с войны, а второй погиб на фронте и был похоронен в Украине. Как позже сказали: «Похоронен в селе Екатериновка, могила № 2, напротив школы». Дочь Марии Ивановны Галина ездила в Украину, но могилу так и не нашла.
— В годы войны я была уже взрослой, окопы рыла, а потом, когда отца ранили, меня домой отпустили, где я стала работать поварихой в тракторной бригаде. Дочка совсем маленькая была, приходилось много работать, чтобы семью прокормить. Трудное время было, — со слезами на глазах вспоминает Мария Ивановна. — А когда война закончилась, я стала телятницей профилактория в Белом Яре. С доски почета не сходила, вскоре стала заслуженной колхозницей и ветераном труда. Наград море было, почетные грамоты вот до сих пор остались, — раскладывая на столе грамоты, показывает их нам наша собеседница. — Председатель мне даже обещание давал: «Марья Ивановна, доработаешь до 70 лет, я тебя на руках донесу, этаких работников, как ты, нет». А потом колхозы все закрылись.
Называл принцессой
Замуж Мария Ивановна вышла очень рано. От первого мужа у нее родилась дочка Галина.
— Потом мы разошлись, я за другого замуж вышла, с которым прожила 40 лет. Оба мужа умерли в 97 году, только один в декабре, а другой — в октябре. Первый-то после того, как ушел от меня к другой, постоянно приходил, в ноги кланялся, принцессой называл. Приходит однажды и говорит: «Ты у меня принцесса, а вторая жена – мозоль на ноге».
Всю свою жизнь Мария Ивановна посвятила работе.
— В войну молоденькая была, работала много, по 50 килограмм таскала, как жили в войну – беда, по ночам работали. А вот сейчас президент мне пишет: «Спасибо, что сохранили нашу родину». В телятнике трудилась, на молотилке подвигала стопы, тогда все вручную жали, мужскую работу порой выполняла: лес пилила, грузила, в штабеля складывала. Да и дома полно скотины было: гуси, куры, коровы, даже лошади.
— Пойдем в телятник, грызем семечки с мужем, даже боязно кинуть, в телятнике всегда чисто было. Все председатели ее любили, — рассказывает Галина, дочь Марьи Ивановны. — Мама была эх и жадная на работу, постоянно в тракторной бригаде трудилась, а меня бабушка воспитывала.
«Ни язвочки, ни опухоли»
Сейчас у Марии Ивановны большая дружная семья, есть и внуки, и правнуки, которые не забывают свою бабушку.
— Внуки приезжают, навещают. Соседи приходят. Вот недавно соседка на день рождения приглашала, нет, говорю, Зина, до тебя не дойду. Подарок послала – платочек. Здоровье уже не то, — сетует Мария Ивановна.
— У нее, знаете, давление —240, какие таблетки уж ни выписывали. Приезжали из поликлиники врачи и говорили: «Все у вас хорошо, бабуля, все хорошо, ни язвочки, ни опухоли, просто все старое», — рассказывает Галина.
В прошлый год Мария Ивановна даже сама огород полола, а сейчас немного приболела. На вопрос о том, как планирует праздновать свой юбилей, наша собеседница ответила: «Сначала дожить надо!».
Мы не могли не спросить: «В чем секрет долголетия?».
— В работе, в правде, — ответила нам Мария Ивановна. — Я вот всю жизнь прожила, никого не обижала, вот Господь Бог и подарил мне такую долгую жизнь в окружении родных и близких.
Уже почти прощаясь, мы узнали, что на самом деле нашу собеседницу зовут вовсе не Мария, а Марфа.
— Не нравилось мне это имя, поэтому и назвала себя Марией. Однажды переехала в другой колхоз, спросили: «Как зовут?», я сказала: «Марья Ивановна!» А когда стали мне заслуженную колхозницу давать, поглядели: Марфа Ивановна, а так никто и не заметил бы.
Все то время, что мы были в доме Марии Ивановны, чувствовалась уютная, домашняя обстановка.
— Живите долго, да хранит вас Бог! – пожелала нам и всем читателям газеты Мария Ивановна.
Самой пожилой женщиной на планете являлась 117-летняя японка Мисао Окава. После ее смерти титул «самой долгоживущей» женщины на планете перешёл к американке Гертруде Уивер, которая называла факторами её долголетия веру в Бога, трудолюбие и любовь к ближним. Следующая по списку официальных долгожительниц планеты тоже американка — Джералиэн Тэлли — родилась 115 лет назад в городе Монтроуз. Несмотря на свой возраст, женщина до сих пор ходит на рыбалку. В свой 114 рождения она поймала семь сомов.
Юлия Емельянова