В музее городского быта «Симбирск конца XIX – начала XX веков» (улица Ленина, 72) есть чудесный сундук, в котором хранятся всевозможные игрушки, некогда популярные у детей, а сейчас несправедливо забытые.
Экскурсовод Ирина Лукьянова может без конца рассказывать об играх симбирских ребят. Да, у детей из состоятельных семей были и фарфоровые куклы, и плюшевые мишки, но без своих забав не оставались и ребятишки простых симбирян. Простые деревянные игрушки продавались на ярмарках, или их мастерили отцы или старшие братья.
Из музейного сундука можно достать «Кубарь», «Закидушки», «Футы-нуты ножки гнуты»… «Все эти игры очень простые, но у каждой из них – огромный развивающий потенциал, – уверяет сотрудница музея. – Если заменить этими игрушками те, которые сейчас продаются в магазинах, ребенок уже после недели занятий сделает рывок в развитии, научится очень многим вещам».
Современные дети привыкли к игрушкам из ярких материалов, а на некрашеные чурки смотрят скептически, но быстро увлекаются игрой. Тем более что есть в сундуке и такие игрушки, которые ребенок легко может сделать сам. Например, «закрутка». Чтобы ее сделать, надо два карандаша привязать к концам одной веревки, посреди которой сделать узелок. Два соперника берут закрутку за разные концы, расходятся и по команде начинают заматывать веревку. Кто первый доберется до узелка, тот и победил. В этой игре отлично развивается мелкая моторика.
«Закидушки» существуют в двух вариантах – с чашечкой и с отверстиями. Держа закидушку за ручку, играющие должны подбросить шарик так, чтобы он попал в чашечку либо в дырочки. Можно соревноваться, кто быстрее это сделает.
Есть в сундучке и деревянные волчки. Они крутятся на специальной подставке, напоминающей деревянную разделочную доску с разметкой. Игра развивает внимательность, сноровку.
Некоторые игры легче показать, чем рассказать их смысл. Такие – «Кубарь», «Бирюльки». От названий этих игр произошли и известные выражения.
Много у симбирской ребятни было и подвижных игр и забав на воздухе. К таким относятся «Футы-нуты ножки гнуты», «Калечина-малечина, сколько часов осталось до вечера?». Для первой игры нужна крестовина из палок, а для второй никакого инвентаря не надо. Нравится детям и старинный вариант жмурок -игра «Пора, бабушка, в пир». Играющие образуют круг и выбирают «бабушку», которой завязывают глаза. Кто-то из стоящих говорит: «Пора, бабушка, в пир». Она отвечает: «Не в чем». Ей говорят: «В рогоже». Она отвечает: «Негоже». «В лукошке». – «Покато». – «Аты на крылышках полетай». И тут она пытается кого-то поймать.
«В игре дети узнают множество новых слов, – рассказывает Ирина Лукьянова. – Они обо всем спрашивают, удивляются. Думаю, именно этот отсыл к прошлому и помогает заинтересовать детей, а возможно, даже подтолкнуть их к изучению истории».
Сейчас детские игры воспринимаются обычно как развлечения, а раньше, как считают сотрудники музея, каждая игра чему-то учила, что-то в ребенке развивала, к чему-то его готовила. Во время игр дети постигали нормы поведения и представления об окружающем мире. Зачастую игры моделировали различные социальные, общественные, семейные ситуации, которые ребенок учился разрешать. В игровом пространстве дети овладевали трудовыми навыками, при этом осваивая ту роль, которую в будущем займут в семье и обществе.
В Симбирске собирателем детских игр еще в царское время был доктор и педагог Егор Покровский. Он написал на эту тему несколько книг, его труды переизданы.
Вера ПЕТРОВА