Картина «Фашист пролетел» имела на современников мощнейшее воздействие. Она так потрясла президента США Франклина Рузвельта и премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, что склонила их к решению открыть второй фронт.

Нетленная память
В Ульяновской области празднуют очередную годовщину окончания Великой Отечественной войны.
День Победы проходит и в Прислонихе Карсунского района, на родине великого живописца, народного художника СССР, лауреата Ленинской и Государственной премий, дважды кавалера ордена Ленина Аркадия Александровича Пластова. Когда началась Великая Отечественная война, более двухсот мужчин и парней села, героев известных картин своего великого земляка «Запись в колхоз», «Базар», «Колхозный праздник», многочисленных портретов, ушли на фронт. Сто двадцать из них не вернулись с полей сражений.

В память о погибших односельчанах перед местным Домом культуры по эскизам сына Аркадия Александровича – Николая Аркадьевича – был сооружен памятник- обелиск. Нынче, если позволит здоровье, к нему придет единственный из оставшихся на все село фронтовиков Александр Алексеевич Черняев, которому в нынешнем году исполнится 94 года. Для своих односельчан ветеран является хранителями памяти о тех событиях, которые мы называем Великой Отечественной войной.

Но есть и другая память, она содержится в нетленных творениях рук человеческих. Это картины военного времени, созданные Аркадием Александровичем Пластовым. Именно они, по мнению искусствоведов, являются одними из самых значимых в мировом изобразительном искусстве.

Оставаясь верным себе, художник не уставал отображать в своих полотнах жизнь и быт своих земляков, красоту земли, на которой они живут. Так было и в начале лета 1941 года, которое Аркадий Пластов встретил в Прислонихе. Война заставила его пересмотреть свои творческие планы. Уже в августе он заканчивает работу над картиной «Немцы идут. Июль. 1941 год».

Осенью того же года из-под его руки выходят полотна «Пленных ведут» и «Один против танка». В июле 1942 года они были представлены на выставке московских художников, проходившей в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

«Фашист пролетел»
Предвосхищая вопросы иных «знатоков» искусства, сразу же скажем, что потребность художника откликнуться на тревожное для страны время, по его признанию, была очень сильной. Однако, как всякий истинный мастер, он не считал возможным грешить против своей совести, правды, писать о том, что сам не видел и не пережил. Вот почему в его картинах военных лет, например, таких как «К партизанам», «Защита родного очага», нет батальных сцен. Вместе с тем картину «Фашист пролетел» (первоначально «Немец пролетел». – Авт.), написанную в 1942 году и ставшую классикой, газеты того времени называли одной из самых драматических.

Она действительно заслуживает отдельного разговора. Сам Аркадий Александрович говорил о ней так: «Надо было сопротивляться, не помышляя ни о чем другом, надо было кричать во весь голос… Надо было облик этого чудовища (фашизма. – Авт.) показать во всем его вопиющем о беспощадной мести обличье. Картина имела известный успех у зрителя. Сам я ее тоже люблю…».

В феврале 1943 года картина обсуждалась на заседании Комитета по Сталинским премиям. А в ноябре демонстрировалась в зале советского посольства в Тегеране, где проходила конференция руководителей СССР, США и Великобритании. Картина имела на современников мощнейшее воздействие. Она так потрясла президента США Франклина Рузвельта и премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, что склонила их к решению открыть второй фронт. Добавим к сказанному, что впоследствии картину приобрела Государственная Третьяковская галерея. В 1944 году Аркадий Пластов написал ее повторение для Русского музея в Ленинграде. Еще одна копия была заказана автору Ульяновским художественным музеем, но осталась незавершенной.

«Радуйся – началась жизнь…»
А на фронте Аркадий Александрович все-таки побывал. Первый день 1943 года он в составе бригады мастеров искусств встретил под Сталинградом. Как свидетель смертельной битвы на Волге сделал немало рисунков и батальных акварелей, среди которых «В землянке», «На сталинградских дорогах», «Утро на батарее». Впоследствии одна из его работ была включена в альбом «Не забудем, не простим». В этом же году написаны картины «Трактористки», «Гость с фронта», «Наши пришли».

Образы колхозников военных лет Пластов запечатлел в картине «Жатва». «Это было, – писал он, – время поистине героического усилия народа в тылу, где оставались в основном женщины, старики да дети. Они-то и несли главную тяготу труда».

Последствия войны, горечь утрат, страшные раны, оставленные фашизмом на теле нашей страны, незримо выражены и в картине «Сенокос». Здесь среди косарей не видно мужчин, сложивших головы в невиданных доселе сражениях. В своей автобиографии художник позже напишет: «Кончена война, кончена победой советского народа над чудовищными, небывалыми во всей истории человечества силами зла, смерти и разрушения. Какое же искусство мы, художники, должны взрастить для нашего народа: мне кажется, искусство радости… все должно быть напоено могучим дыханием искренности, правды и оптимизма. Это и определило содержание моей картины «Сенокос». Я когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся брат, каждому листочку, радуйся – смерть кончилась, началась жизнь».

Именно в то время написаны портреты прибывшего в отпуск по ранению жителя села Василия Бизяева и инвалида Василия Ямогина.

Прислониха той поры изображена художником на полотнах «Осень в конце Зеленовки», «Зима», «Суббота», «Март».

В марте победного 1945 года газета «Советское искусство» сообщила о присвоении Аркадию Пластову звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР». А вскоре он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

К военной тематике наш великий земляк неоднократно обращался и в мирное время. Однако, как считается, лучшие работы на тему тягот и бедствий людей, их несгибаемого мужества были созданы художником именно во время войны.