Нынешнее время можно назвать периодом упрощения. Современный уровень средств коммуникации начисто вымарывает из жизни любую радость живого общения. От людей остаются «ники» и «аватарки», за которыми прячется все сокровенное, а на свет божий вылезает в лучшем случае безразличие.

Тем заметнее становятся в эту пору настоящие встречи, настоящая музыка, настоящие книги. Одну из таких выпустила не так давно известная ульяновская писательница Лидолия Никитина. Словосочетание «Сотворение жемчужины», вытесненное на обложке книги, – это не столько о себе, сколько о литературе, о том, какими путями в нее приходят и зачем она нужна окружающему миру.

В одном из отзывов о книге есть такие слова: «Писательница повествует о своем наставнике в литературе (Альфред Рудольфович Бендер. – Ред.)… Автор рекомендует книгу всем, кто мечтает о судьбе писателя, кому интересен сам творческий процесс, всем преподавателям литературы, родителям, потому что любовь к родному слову прививается с детства».

А это уже из слов самого автора: «Книга писалась много лет, так как были сомнения в ее нужности. Но с годами поняла: сегодня талантливая молодежь в основном брошена на произвол судьбы, нет школы, нет учителей. А я на личном примере показываю, как важен Наставник для литератора, тут одним порывом не обойтись…».

«Не зли писателей, Лидолия!»
– Лидолия Константиновна, с прошлой нашей с вами встречи прошло полтора года. Помнится, книжку «Спелых яблок дождь золотой» вы издали, что называется, на свои. Если не ошибаюсь, отложили даже покупку новой батареи отопления. С нынешней книгой кто-то помог?

– В этот раз – да. Но если я до нового года 40 тысяч не отдам, спонсор заберет авторские права себе. Книжка будет как бы и не моя, понимаете? Мне мой благожелатель говорит: «Я хочу тебя научить быть бизнес-леди. А то ты даришь книжки налево-направо». Ну а как иначе?! Ну такая вот я. Да и справедливости ради скажу, что и в магазины, и в библиотеки мои книги отдавались. Но их почему-то ставили на такие полки, где и заметить-то трудно. Их никак не продвигают. И речь-то не только обо мне. Да, есть у нас великие, талантливые и даже гениальные земляки. Их имена разве что на хоругвях еще не написали. Куда ни посмотришь в городе – всюду напоминания о них: Карамзинский сквер, Дом Гончарова, Дом Языковых… Все это правильно и хорошо. Но за всем этим теряется даже слабая надежда стать хоть сколь-нибудь известным, если ты живешь и творишь сегодня.

– Ну уж вам-то грех жаловаться…

– Я говорю не только о себе, хотя и на свой счет преувеличивать не склонна. Впрочем, все, наверно, зависит от тех людей, кто сейчас у руля.

Меня в Ташкенте, где я родилась, выросла как человек и как писатель, до сих пор как родную принимают. Не так давно была там, заходила в редакцию журнала «Звезда Востока». Так они меня до сих пор печатают, иногда даже в угоду своим – штатным – авторам. Иной раз даже чувство возникает, схожее со стеснительностью, особенно когда заведующая отделом меня натурально обцеловывает и чуть ли не по пятам за мной ходит. И вот смотрю я на все это и думаю: в какой же тине я живу. Знаете, один знакомый мне вообще сказал: «Лидолия, хватит злить ульяновских писателей! Перестань выпускать новые книги». Действительно, авторам нынче несладко в части издания своих произведений. Потому, видимо, каждая моя новая книга вызывает в некоторых коллегах по цеху такой протест, что ли.

Назовите мне хоть одного бездаря, которому бы нравился талант? А во всех, ну или почти во всех руководящих креслах нынче – самые что ни на есть бездари. Как им могут нравяться талантливые люди? Кем они сочтут себя любимых на фоне одаренных людей? Это ведь тяжелое, должно быть, испытание.

Именно поэтому я и не рассчитывала особо на так называемую господдержку. И все книги, вышедшие в Ульяновске за 36 лет моего здесь пребывания, изданы мною на свои же кровные копейки. На те, что зарабатывала. Я вела литературную студию 15 лет, заведовала Литфондом…

Мертвый груз живого слова
– И все же, на ваш взгляд, каково состояние литературы в Ульяновске? Нас вообще можно назвать литературным городом, если отбросить вышеназванных корифеев, на именах которых спекулируют уже не первую сотню лет?

– Судя по экспозиции и политике, к примеру, местного литературного музея… очень сомневаюсь. Еще в советское время его директор говорила мне: «Мне здесь «музей современных писателей» не нужен. Вот есть Языков и другие корифеи…». Мое же мнение и тогда, и сейчас несколько отличалось: я полагаю, что раз уж это литературный музей, то, по идее, он должен отражать этапы. Культурные, временные. Как и подобает музею.

А ведь у нас куча писателей. И все издаются сами. Бывает, под какое-то событие или дату областная администрация что-то там издает.

– Ну вот видите! Стало быть, идет дело-то! Значит, есть поддержка!

– Вначале, как и многие, я пыталась включиться в губернаторскую программу. Чтобы не тратить свои деньги, которых в общем-то и не было. И вы знаете что? Губернатор издает книги местных авторов. Причем постоянно. Существуют даже этакие приоритетные списки. Что дальше? Какое-то количество этих книг (очень мизерное) дают автору, остальной тираж распространяют по библиотекам. Но, как уже говорила, библиотеки с этими книгами не работают! Они их запихивают в дальний угол, где они и валяются. Ни рекламы! Ни анализа! Ни рецензий! Ни дискуссий! Ни уведомлений! Ни-че-го! И в итоге эти книги лежат мертвым грузом. Раньше, помню, было не так. Вот я была литконсультантом в «Ульяновской правде». И очень много приходило в редакцию писем. Со стихами, целые папки – с романами. Я это все читала, писала рецензии, какие-то интересные вещи публиковали в газете. А что сейчас? Любой разговор о книге – это реклама. Платите, господа! Вы видели хоть одну рецензию на какую-нибудь книгу за последние 10 лет?

Так что я хочу сказать, что надо начинать с библиотек, которые не хотят и не умеют работать с книгами новых молодых авторов. Но я, тем не менее, счастлива, что в подобные программы, о которых я говорила выше, меня не включают…

– Чему же тут радоваться?

– Потому что, во-первых, авторские права на мои книги остаются за мной. Во-вторых, я точно знаю, что тираж не выбросят, условно говоря, в чулан. Дарю ли я книгу, продаю ли – я делаю это из рук в руки. Я вижу глаза человека, он может со мной поговорить. Иными словами, я знаю – кому я отдаю свои книги. А те книги, которые изданы губернатором, их никто не знает. И это при том, что Поволжье считается едва ли не самым читающим регионом страны! Мне пишут из Пензы, Самары, Казани… А ульяновцы вроде как и не хотят моих книг. Только все дело в том, что они о них не знают. И дело не только в Лидолии Никитиной. Есть масса имен, достойных быть узнанными. Хотя что тут говорить, если сам губернатор на встрече с писателями нашими как-то сказал о том, что, мол, он не собирается делать из них «гоголей».

Не нужно толстых переплетов!
Новую книгу Лидолии Никитиной – «Сотворение жемчужины» – конечно же, стоит читать всю, от корки до корки. Особенно полезной она станет тем, кто хотел бы посвятить себя литературному творчеству. Однако в ней нет ни грамма дидактизма, измышлений на тему «делай так-то и так-то». На каждой странице – настоящая жизнь. Жизнь человека и писателя. Хочешь, внемли, не хочешь – иди своей дорогой. Но кое-что в «Сотворении жемчужины» есть такое, что точно пригодится. А для затравки предлагаем остановиться на нескольких выдержках из нее.

«Друзей, знакомых, коллег-журналистов рядом со мной имелось предостаточно, но обратиться за советом или помощью, а тем более услышать справедливую критику мне, начинающему литератору, было не от кого… Конечно, дилетантский совет мог дать любой, но мне был необходим профессиональный! Еще очень хотелось, чтобы наставник понимал меня, вызывал уважение своей опытностью в литературной среде, а со мной находился на одной творческой волне».

«Достоинство – это честь, имеющая право на гордость, а личность – это степень независимости от других».

«Хочу научиться писать так, чтобы язык моего творчества стал необходим людям для особо доверительного общения! Чтобы моими мыслями даже незнакомые со мной люди выражали свои искренние чувства! А главное, чтобы написанное мной сближало людей, помогало раскрытию их подлинной человеческой сущности! Не зря же Марина Цветаева, говоря о творчестве, ощущала его как «…причастность к космическому дыханию».

«Моими произведениями не заполнить книжные полки, им не нужны толстые переплеты. Они должны быть налегке, всегда готовы в Путь».

Досье
Лидолия Константиновна Никитина родилась 23 сентября 1941 года в Ташкенте. Окончила филологический факультет Ташкентского государственного университета. Работала на республиканском радио, в журналах и газетах. После чего полностью ушла в литературу. Ее произведения переведены на 17 языков мира.

В Ульяновске – с 1986 года. Создала здесь литературную студию «Лидолия», которую вела более 10 лет.

Лауреат Всероссийского литературного конкурса «Проза – детям». Член Союза писателей СССР.