Статья была напечатана 20 лет назад; описываемые в ней события происходили намного раньше – в 60-х; ну, а зримое их свидетельство существует и поныне.
Бывает, увидишь интересный дом или другой объект, зацепит, и начинаешь искать материалы о его истории. А тут получилось наоборот. Случайно увидел в старой подшивке статью о том, как появилось панно на торцевой стене типового панельного дома по улице Маяковского. Захотелось увидеть своими глазами. Поехал, посмотрел. Потом, конечно, стал искать другие подтверждения написанному. Все сходится. Вам тоже предлагаю увидеть (на фото) и прочитать. А также – в подборке – познакомиться с действующими лицами этой истории и образцами их творчества. Условно назовем это «Три художника».
Сейчас панно можно – даже не рассмотреть, а угадать – по отдельным цветным фрагментам и едва различимым обесцвеченным контурам. Блеклые пятна и линии с трудом складываются во что-то конкретное – будь то «Мир» (так называется панно) или эротическая фантазия, возникшая у Хозяина области при виде композиции. Это дело не времени (что значат полвека для мозаики из глазурованной керамической плитки), а рук человеческих. По властной прихоти опальное панно было замазано несколькими слоями масляной краски. И, наоборот, пролетевшие годы, дожди и солнце сделали доброе дело. Из-под отвалившейся краски вновь проступило изображение. А вот его история, поведанная «из первых рук» – человеком, имевшим к ней непосредственное отношение.
***
ГОЛАЯ БАБА
(«Симбирский курьер» от 17 января 1998 г.)
Году в 1965-м [в 1962-м], осознавая важность надвигающегося 100-летия земляка нашего, Владимира Ильича, в Ульяновске вводится должность главного художника города. Первым главным стал молодой, талантливый художник Рифкат Багаутдинов. В дальнейшем одна из его работ была отмечена на выставке в Париже [фото 4]. Об этом писала «Комсомольская правда», но в Ульяновске имя Багаутдинова было в черном списке.
Главный художник решает вопросы монументального оформления города. Например, так. Идет застройка новыми пятиэтажными домами вдоль одной из главных транспортных магистралей – Московского шоссе. По этому шоссе будут проезжать из аэропорта главные гости города. Например, сам Леонид Ильич. И что он увидит – новые дома? Мало! А по плану застройки на участке между остановками «Улица Пушкарева» и «Автовокзал» должны стоять шесть домов – торцами к шоссе. Эти торцы можно использовать как готовые полотна для монументальных произведений? Еще как! Так и решил сделать Багаутдинов.
Вы, конечно, помните лозунги Французской революции: свобода, равенство, братство. Маловато. Но у нас же были свои, советские: мир, труд, свобода, равенство, братство и счастье всего народа. Шесть!..
И понеслось. Архитекторы «Ульяновскгражданпроекта» изменяют планировку торцевых секций шести домов. На домостроительном комбинате выделяется участок для работы художников. В качестве рабочего материала художникам передается керамическая плитка более 50-ти цветов и оттенков! Багаутдинов согласовывает в инстанциях эскизы мозаичных панно. И в 1966 году на домостроительном комбинате группа художников во главе с Иваном Николаевичем Франго выполняет панно для первого дома. Тема панно – «Мир». Начато строительство дома, на складе готовой продукции ДСК стоит полный комплект стеновых панелей с мозаичным панно. И в это время приезжает зачем-то на комбинат наиглавнейший человек.
Идет Сам по заводу, редко спрашивает, здоровается. Подходит к нему один доброхот, без году неделю работавший на комбинате, и говорит:
– А мы (так и сказал – мы) Ваше задание по изготовлению панно выполнили!
– Какое задание, какое панно?!
– Так вот же, – отчитывается уже руководство комбината, – тема «Мир».
– Кто раз-ре-шил?!
Показывают утвержденный эскиз. Что вам сказать, там были все решающие и разрешающие подписи. Кроме одной. Понимаете? А у Самого был дар, который нижестоящие серьезно называли даром художника. Он, например, одним росчерком мог нарисовать профиль Ленина.
И вот перед Самим эскиз панно. Тема, как вы помните, «Мир». На нем изображена красивая молодая женщина. Женщина эта нарисована в совершенно реалистической манере. Она стоит в полный рост, высотой 4 или 5 этажей, анфас. Одна рука поднята горизонтально в сторону, другая – вертикально вверх. В верхнем углу, отгороженном руками женщины, изображена звездная спираль, символизирующая развитие мира – по спирали. Одета женщина в сарафан и цветной передник, достигающий колен. А ниже колен ноги голые, даже ногти на ногах видны…
Сам решение принял мгновенно. Рифката Багаутдинова с работы снять, выдать ему соответствующую характеристику, дома монтировать из обычных панелей, по первоначальному проекту – с окнами в торцах.
При этом изображенная на панно женщина была названа «голой бабой». И панели с «голой бабой» остались на складе готовой продукции комбината. Не знаю, уплатили ли за работу художникам, но панели комбинату были оплачены. А дальше, как говорится, тишина…
В конце 1967 г. на комбинате начал работать Александр Валентинович Иваницкий – около года главным инженером, а затем начальником комбината. Он успевал во всех делах и завода, и стройки. Как-то на заводе не успевали изготавливать по графику торцевые стеновые панели – не хватало форм. Иваницкий задал мне, тогда начальнику производственно-технического отдела (ПТО) завода, вопрос: как ускорить изготовление торцевых панелей?
– А у нас на складе готовой продукции есть комплект стеновых панелей на целый торец.
– Не может быть!
– Идемте, я покажу Вам эти панели.
Тут же я рассказал историю «голой бабы». Александр Валентинович от души посмеялся и вдруг говорит:
– Как Вы думаете, я мог не знать этой истории?
– Конечно!
И тут же дается команда главному диспетчеру отправлять эти панели на только что начатый монтажом дом по улице Маяковского, подальше от глаз отцов города. График монтажа был успешно выдержан. Так на торце дома по улице Маяковского (если идти от трамвайной остановки вниз – по правой стороне)… появилось мозаичное панно высотой в 4 или 5 этажей. Тема – «Мир».
Мир не без добрых людей, и летом доброхоты доложили Самому, что «голую бабу» все-таки смонтировали. Начальника нашего вызвали «на ковер», отчитали и велели «бабу» закрасить. Дешевле закрасить силикатной краской. Так и сделали. Осенью дождем краску смыло, и картина появилась вновь. Доброхоты, конечно, бдили… И было дано новое указание – «голую бабу» закрасить масляной краской в три слоя.
Много лет спустя, когда уже не было Самого, и всем эта история была «до лампочки», я случайно оказался на улице Маяковского и специально подошел к торцу этого дома. Краска облупилась, и женщина на панно хорошо была видна.
И.Спекторов

Современный вид панно «Мир» на доме по улице Маяковского, 16.

Современный вид панно «Мир» на доме по улице Маяковского, 16.

Рифкат Шайфутдинович Багаутдинов, художник-монументалист, в 1962-1967 гг. главный художник Ульяновска. Автор идеи и эскиза мозаичного панно «Мир».
«…Как я потом узнал, что-то в работах Рифката не понравилось тогдашнему первому секретарю обкома КПСС Анатолию Андриановичу Скочилову, который, как оказалось, был самодеятельным художником…» (художник Б.Н.Склярук).
После снятия с должности Р.Багаутдинов уехал на родину, в Пермь. Стал известным на всю страну художником

Монументальный триптих Р.Багаутдинова «Железная дивизия» экспонировался в 1967 г. на Всемирной молодежной выставке в Париже, отобранный в числе трех работ от страны Союзом художников СССР.

Иван Николаевич Франго (1912-1999), участник войны, в 1954-1962 гг. главный художник Ульяновского областного драматического театра, в 1967-1970 гг. главный художник Ульяновска. Руководитель творческой группы, воплотившей идею Р.Ш.Багаутдинова в мозаичное панно «Мир».

Фронтовые рисунки И.Н.Франго (ГАНИ УО)

Тот самый «Наиглавнейший человек», решивший судьбу панно «Мир» (Фото Б.Тельнова).

Художественное творчество «Самого». Зарисовки на заседании (Г.А.Демочкин «Его звали Бабай», Ульяновск, 2006).