В СМИ часто пишут о том, что у нас многое делается для улучшения жизни людей с ограниченными возможностями здоровья. Мы решили выяснить, так ли зто, и встретились с Татьяной Шурыгиной, женщиной, которая в расцвете жизненных сил пересела в инвалидную коляску.

Татьяна, как и многие другие люди, ходила в обычную школу, получила высшее образование, вышла замуж, родила дочку и благополучно работала. Ее жизнь текла размеренно, пока однажды она не начала чувствовать недомогания. Ей стало тяжело вставать, находить в себе силы, чтобы отправиться на работу. Вскоре стало ясно, что всему виной заболевание (женщина попросила не упоминать его название). В 35 лет Татьяна была вынуждена пересесть в инвалидное кресло. К сожалению, после этого она лишилась работы. И вот уже три года она учится жить по-новому, благо в этом ей помогает семья.

– Я не хочу жаловаться или говорить о том, что здоровые люди мне что-то должны. Когда я была здоровой, то тоже не обращала внимания на многие вещи, – рассказывает Татьяна.

НА ПАРКОВКЕ
Одна из самых “больных” тем – это парковочные места, Сейчас практически на всех парковках есть места для инвалидов. Но часто их занимают автомобили здоровых людей.

– Эти места специально сделаны шире, чтобы можно было поставить машину и вытащить коляску, – говорит Татьяна. – Как-то мы с мужем заехали на парковку одного из торговых центров. Она была пустая, кроме одного места, – это было специальное место для инвалидов. На нем стоял автомобиль без знака “инвалид”. Пока мы выгружались, к машине подошла девушка. Нам стало любопытно, и мы спросили, почему она поставила автомобиль именно туда. В ответ она заявила: “Я тоже инвалид. Знаете, как у меня все болит?” – вспоминает женщина.

ТУАЛЕТ И МАГАЗИНЫ
Многие торговые центры обязали иметь специальные туалеты для людей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Некоторые центры сделали это только для галочки.

– Решила я один раз сходить в подобное место в торговом центре в Новом городе. Когда я доехала, то увидела, что на двери висит замок. Мне пришлось спуститься на первый этаж и попросить ключ у охранника. Когда я вновь поднялась на второй этаж и открыла туалет, выяснилось, что это такое же место для здоровых людей, только с пометкой для инвалидов. Нет даже поручней, – рассказывает Татьяна.

Она отмечает, что зачастую люди-колясочники замыкаются в своем доме, им кажется, что современный мир не для них. Она же не из этого списка.

– Многие бытовые вещи я делаю сама: убираюсь, готовлю, в том числе хожу в магазин. Но, увы, я знаю только один магазин в Новом городе, где я могу свободно делать покупки, потому что у них есть специальные корзинки для людей с ОВЗ, которые крепятся к коляске. С каталкой мне неудобно, я не смогу ее держать. Конечно, я не призываю добавить множество таких колясок, хотя бы две на весь магазин, -предлагает наша собеседница.

С покупками ее чаще всего встречает муж, иногда помогает таксист. Когда же она собирается в поликлинику, Татьяна может воспользоваться услугой социального такси. Но за три года она ни разу этим не воспользовалась.

– Мы можем воспользоваться данной услугой три раза в месяц. Этого, конечно, недостаточно. Но автомобилей так мало, что записываться надо заранее. Я как-то звонила и просила, чтобы меня довезли, но мне отказали, так как автомобили были заняты. Для сравнения: в Самаре ежемесячно выделяется десять подобных поездок, – подмечает женщина.

ВСТРЕЧАЕТ “САМУРАЙ”
Сейчас во многих магазинах и ресторанах де в одну из поликлиник есть большая яма.

– Однажды я хотела попасть в книжный магазин. Но он на цокольном этаже, на который ведет лестница. Когда мне охранник помог добраться до магазина через пожарный вход, администратор мне высказала, что я не имею права так заходить, только через лестницу либо делать покупки на сайте. Но согласитесь, в книжном магазине приятно выбирать книгу, листая ее? Многие парикмахерские находятся в подвальных помещениях. Мне туда тоже доступ закрыт. Конечно, все сейчас можно сделать на дому. Но почему мы – люди с ОВЗ – не можем пользоваться услугами? Выходит, что мы люди с ограниченными правами на передвижение и на свободную жизнь? – высказывает мнение Татьяна.

Записала Наталья КОРОЛЕВА