Вторую неделю Ульяновск трясет от необдуманного решения местных властей о переименовании площади им. В.И. Ленина в Соборную. Над регионом уже смеется вся страна. Областные власти не знают, как выкрутиться из положения. “Молодежка” проанализировала ситуацию.

С ПОДАЧИ ЭСЕРОВ
Маразм начался буквально за несколько дней до Первомая. С легкой руки местных эсеров в интернете прозвучала идея о переименовании площади Ленина в Соборную.
Ульяновцы сначала вяло отреагировали на это предложение. Популярность справедливороссов в последнее время ниже плинтуса, как говорится, чем бы дитя не тешилось.

Но через день разразился скандал. Оказывается, никого не спросив, власти таки втихаря переименовали площадь Ленина. 24 апреля соответствующую “историческую” бумагу, как считают многие, с подачи губернатора Сергея Морозова подписал никому не известный исполняющий обязанности главы администрации Ульяновска Вадим Андреев. Вот уж вляпался в историю по самое не хочу!

Сегодня по документу выходит, что площадь, на которой 78 лет стоит памятник вождю мирового пролетариата, теперь Соборная, хотя никакого храма там и в помине нет.

Ульяновцы взбунтовались. Власти этого явно не ожидали и испугались. Прогубернаторские СМИ принялись защищать хозяев. Мол, и опрос был (правда, никто не знает, когда и кто его проводил), и якобы более 50% жителей города высказались за переименование. А проводила опрос никому не известная провластная организация под названием “Аналитика”. Сразу скажем, мы в это не верим. Уж больно все похоже на вранье.

“ЧТО-ТО СОВРАЛИ…”
Но “в Багдаде” уже не все было спокойно. Начались акции протеста, организованные местными коммунистами. Одна из них прошла аккурат на первомайском митинге у здания облправительства.

У всех своя версия произошедшего. Местные власти считают, что коммунисты сорвали митинг-концерт. Коммунисты же объясняют все боязнью чиновников.

Депутат Госдумы РФ Алексей Куринный хотел лично передать резолюцию протестного митинга губернатору Сергею Морозову. Но глава региона отказался ее взять и назвал подошедших людей сумасшедшими. Бумагу передали спикеру ЗСО Анатолию Бакаеву, но тот отказался зачитать её публично.

Тогда люди начали скандировать следующее: “Слово депутату Госдумы!”, “Позор власти!”, “Губернатора Морозова в отставку!”. Куринный хотел подняться на сцену и зачитать документ, однако дорогу ему перекрыли сотрудники полиции и администрации. В этот момент Морозов со своей свитой покинул мероприятие. Сложилось впечатление, что в очередной раз просто сбежал от народа.

Куринный все же поднялся на трибуну, но ему отключили микрофон. Тем не менее он : заявил о недопустимости переписывания истории города и страны и призвал жителей продолжить борьбу против переименования площади.

Потом депутат обратился в полицию и прокуратуру по факту воспрепятствования его законной деятельности. В ответ чиновники блока внутренней политики стали распространять информацию о том, что коммунисты “что-то сорвали” и “кого-то напугали”.

ЮБИЛЕЙ МАРКСА
Страсти бушевали и в минувшие выходные. В субботу, 5 мая, был митинг в честь 200-летия основателя идей коммунизма Карла Маркса. Выступавшие вновь потребовали не трогать площадь Ленина.

По одной из версий, власть подготовилась. К памятнику стянули членов “СР” и “ЕР”, находившихся там из-за субботника. Все они были в спортивных костюмах и очень похожи на людей, что занимаются спортивными единоборствами. Их целью стал штендер с изображением лица, похожего на лицо губернатора Морозова, – с черными короткими усиками и надписью: “Переименовали площадь В.И. Ленина в Ульяновске! Гитлер не смог. Губернатор Морозов смог?”.

Молодчики попытались это изображение сорвать. Полиция, как говорят коммунисты, вела себя чересчур корректно. Слава богу, до драки не дошло, но кипиш получился знатный. Видео выложили в интернет. А вот полиция провокаторов не задержала, якобы они отказались называть свои данные, и их отпустили. Ну и дела!

ГДЕ ТЫ, ПАЛАТА?
Но региональная власть, похоже, поняла, что перегнула палку. Не надо быть провидцем, чтобы догадаться, под чью дудку плясал Андреев, подписывая “исторический документ”.

Чиновники блока внутренней политики бросились спасать тонущий корабль администрации губернатора. Эдаким спасательным кругом должна была стать региональная Общественная палата (ОП), которая, как в известной поэме, “и в дом горящий войдет, и коня на скаку остановит”. Но ее лидер Александр Чепухин запаниковал. То выступал “за” переименование, потом – “против”. Короче, черт ногу сломит! В итоге палата показала, что в области практически не работают общественные институты, а власти манипулируют общественным мнением как хотят. Вот к чему сегодня привело состояние власти в Ульяновской области, которое можно выразить в одной фразе: “Чего изволите, Сергей Иванович Морозов?”.

В связи с этим вспоминается анекдот:

Тётя Соня, а шо такое общественное мнение?

– Общественное мнение – это мнение тех, кого не спрашивали.”

Так же и у нас!

ВСЕ ПЕРЕИМЕНОВАТЬ!
Кстати, насчет общественного мнения. В минувшие выходные в Ульяновск приезжали из разных городов около ста волонтеров Агентства по культурно-социальным исследованиям общества (АКСИО), которые опросили, как они заявили, порядка 10 тыс. ульяновцев. Против переименования высказались 80°/о жителей города, за – 18,5%, воздержались – 1,5%. Кстати, опрос жителей Ульяновской области на портале MISANEC.RU показал те же цифры.

Руководство “Аналитики” тут же усомнилось в цифрах и заявило, что так соцопросы не делают. В принципе, их понять можно. Зарплату-то им платит Морозов.

– А ведь в опросе провластной “Аналитики” упомянуто всего 200 человек в наспех состряпанном исследовании, – сказал депутат Госдумы РФ Алексей Куринный. – Кстати, на содержание этого марионеточного учреждения мы тратим ежегодно почти 20 млн рублей из областного бюджета. Можете не удивляться потом, что ульяновцы в подавляющем большинстве оказываются удовлетворены медицинской помощью, сами медики – зарплатами, родители школьников – питанием детей, поставляемым друзьями-олигархами губернатора, а подавляющее большинство жителей – “мудрым”, грамотным и бессменным руководителем региона.

Но вернемся к ОП. Чтобы сгладить ситуацию, ее председатель Александр Чепухин, наверное, заразившийся вирусом перемен, выдвинул “наимудрейшую идею” – переименовать площадь 100-летия со дня рождения Ленина в площадь Ленина.

– Память о вожде мирового пролетариата мы хранить обязаны. Есть у нас площадь с длинным названием – площадь 100-летия со дня рождения Ленина, которую постоянно путают с площадью Ленина. Вот и предлагаю упростить её название в площадь Ленина, тем более там рядом Ленинский мемориал, – прокомментировал Александр Викторович.

В соцсетях тут же подхватили “чумачечую” инициативу Чепухина и стали предлагать переименовывать улицы и площади города: Императорский мост – в мост Панчина, улицу Ленина – в Московскую, Московское шоссе – в Саранское, город Ульяновск – ) в Симбирск, а Димитровград – в Ульяновск-2. Самое креативное предложение было таким: “Давайте все улицы переименуем?! Будем первой чокнутой областью, которая вернет всем улицам исторические названия”.

ЗАДЕРЖАНИЕ
В понедельник, несмотря на инаугурацию Путина, свистопляска в регионе продолжилась.

В интернете прошла информация о том, что волонтеров агентства АКСИО, которые сфотографировались на память на фоне плаката с надписью “Защитим площадь Ленина”, задержала полиция. Якобы в администрации города Ульяновска посчитали, что это была несогласованная агитация, и бросили на поиски “правонарушителей” силы правопорядка. Были даже разосланы ориентировки. По сообщению СМИ, один из автомобилей был задержан близ Димитровграда, а автобус – в Карсунском районе. Сотрудники полиции объяснили это все “получением объяснений”. И не задержанием, а доставлением в полицию.

– Информация в СМИ не соответствует действительности, – сообщил нам руководитель пресс-службы областного УМВД Алексей Рыжов. – Никаких задержаний не было.

Но волонтеры утверждают обратное. Игра слов, не иначе – у кого-то это задержание, у других – получение объяснений или доставление в отдел полиции.

Так и непонятно, что было на самом деле. А раз кто-то что-то скрывает, возникают слухи. Куда мы катимся?

В ОТСТАВКУ!
Битва за площадь продолжается. Какие можно сделать выводы?

Первый – в области самый настоящий раскол общества, и это “заслуга” в первую очередь администрации губернатора (из-за необдуманных решений). Да и во власти нет человека, который мог повлиять бы на Морозова. Многие считают, что решение о переименовании не в русле политики Путина. Ленина в Мавзолее он не трогает.

Второе – возможно, что вся эта истерия лишь для того, чтобы отвлечь людей от местных проблем в здравоохранении, образовании, ЖКХ и так далее, ведь народ уже на грани. Люди могут выйти на митинги. Вот и пытаются перевести диалог.

Третье – ульяновцы поняли, что такая власть больше не может управлять регионом. Ее нужно срочно менять. И только новое облправительство сможет исправить ситуацию. А нынешним руководителям впору подать в отставку. И пока не поменяется власть, кинжал будет в сердце Ульяновска.
Арсений КОРОЛЕВ

ЧТО ДУМАЮТ О ПЕРЕИМЕНОВАНИИ ПЛОЩАДИ ЛЕНИНА ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ РЕГИОНА?
ГЕННАДИЙ ДЕНИКАЕВ, глава Новоульяновска:
– Надо все оставить как было. Это наша история. Ведь мы же не можем выбросить плохие дни из нашей жизни.

ВЛАДИМИР КОЗИН, главный федеральный инспектор по Ульяновской области:
– Свое мнение я смогу высказать тогда, когда уволюсь с госслужбы. Что касается переименования, то есть определенная процедура, ее и надо выполнять. Если все соблюдено, то никто против не будет. Пока что все в рамках закона, нет нарушений.

НИКОЛАЙ ЯГОДИН, экс-руководитель управления внутренней политики региона:
– Наверное, целесообразнее было бы иметь единый комплекс памяти Ленина – Мемцентр, площадь 100-летия со дня рождения Ленина и площадь Ленина. Это было бы гармоничнее. Считаю, что нужно оставить все как было.

АЛЕКСАНДР ЯКУНИН, руководитель региональной Торгово-промышленной палаты, экс-зам губернатора:
– Обсуждать тему можно долго. Мы живем в свободной стране. Есть те, кто “за”, и есть те, кто “против”. Я считаю, что решение должен принимать легитимный орган, в компетенции которого принятие подобных решений. Если большинство “за”, то нужно переименовать площадь, ведь жизнь идет вперед. К тому же слово “собор” надо воспринимать не как “храм”, а как высший орган власти, общность. Ничего страшного здесь нет. Тем более же это восстановление имени.

АЛЕКСЕЙ КУРИННЫЙ, депутат Госдумы РФ:
– Господин Андреев, и. о. главы администрации, решил “войти в историю”, подписав постановление о переименовании площади Ленина в Соборную ещё 24 апреля 2018 года. Только в историю он не войдёт, а вляпается. Все обсуждения, оказывается, были уже по факту произошедшего, но скрываемого события. На мнение ульяновцев команда Морозова в очередной раз наплевала. Мы требуем вернуть главной площади города имя Владимира Ильича Ленина!

ИЗ ИСТОРИИ:
Соборная площадь (площадь Ленина) располагалась на территории обустроенного в 1648 году Симбирского кремля. Сюда, в случае военной опасности, должны были собираться окрестные жители со своими пожитками и скотом, чтобы за мощью крепостных стен пережидать набеги супостатов.

Вокруг неё располагались воеводский дом, приказная изба, казармы стрельцов, пороховые и соляные погреба, а также деревянная Троицкая церковь, старейшая в городе, ставшая позже его главным храмом – собором.

С утратой к середине XVIII века городом Симбирском оборонительного значения Соборная площадь всё более ассоциировалась с Троицким собором. Постройка и освящение в 1841 году нового, летнего Троицкого собора официально закрепила за площадью название Соборной.

Но особой красотой и благоустройством Соборная площадь в Симбирске похвастаться не могла. С неё “ушла” администрация – а значит, не было весомого резона облагораживать пространство. Площадь оставалась немощёной, пыльной.

После революции Соборная площадь была переименована в площадь имени 1 Мая. 22 апреля 1940 года к 70-летию со дня рождения на площади был открыт памятник В.И. Ленину работы Матвея Манизера.

В 1959 году на площади Ленина построили здание Ульяновского обкома КПСС – ныне областной Дом Правительства. Здание в традициях сталинского ампира получилось скромнее, чем проектировалось; сказалась хрущёвская борьба с “архитектурными излишествами”.