С 7 по 9 апреля 2018 года в Ульяновске – впервые в истории нашего края – находился Апостольский нунций, посол государства Ватикан в России архиепископ Челестино Мильоре. Его Высокопреосвященство встречался с митрополитом Симбирским и Новоспасским Анастасием, с губернатором Ульяновской области Сергеем Ивановичем Морозовым, поздравил православных христиан – жителей Симбирского-Ульяновского края со Светлым Праздником Пасхи.

В воскресенье, 8 апреля, архиепископ Челестино служил торжественную Мессу в Ульяновском католическом приходе Воздвижения Святого Креста, одном из самых больших католических приходов в России. Приход богат прихожанами, что с великим трудом помещаются в оборудованной под часовню комнате в приходском доме на улице Зои Космодемьянской, 29. На встрече с послом Ватикана С.И. Морозов объявил, что принял решение о выделении земли под строительство католического храма в Заволжском районе.

Когда-то в Симбирске-Ульяновске стоял католический храм в честь Воздвижения Святого Креста. Более того, русским Ватиканом называли Ульяновск иерархи, члены Святейшего синода Русской православной церкви во главе с будущим Патриархом Московским и всея Руси Сергием Старгородским, находившиеся в ульяновской эвакуации в 1941 – 1943 годах. Под размещение Святейшего синода и устройство Кафедрального Патриаршего собора в честь Казанской Божией Матери православным иерархам как раз и был выделен тот самый католический храм. Его, как и все православные храмы нашего города, закрыли для богослужений в 1930 году. Но православные храмы снесли, а этот оборудовали под общежитие.

Храм был маленьким, чуть более 114 квадратных метров, деревянным, некогда перестроенным из частного дома. Название «Русский Ватикан» было шуткой. Но в каждой шутке есть и своя истина.

Католики появились в Симбирске вскоре после его основания. Это были военнопленные Русско-польской войны 1654 – 1667 годов. Здесь, вдали от театра военных действий, они занимались привычным делом: несли караульную службу и воевали с кочевниками, грозившими рубежам Российского государства. Жили отдельной слободой невдалеке от Симбирского кремля, и память о панах-католиках, поляках и литовцах, сохранялась вплоть до 1918 года в названии Панской улицы губернского города, ныне улицы Энгельса.

Надо сказать, что российская армия всегда была одной из самых веротерпимых структур внутри Российской империи. Именно для нужд военнослужащих в первую очередь официально появились в Симбирске католический храм, синагога и мечеть.

По изданному в 1835 году распоряжению императора Николая I в Симбирске, среди ряда прочих губернских городов, была устроена и освящена католическая каплица, небольшая церковь, помещавшаяся в частном домовладении. С 1840 года в Симбирске служил «по распоряжению правительства» католический священник отец Фома-Аквинат Роман родом из Киевщины. В 1851 году симбирская миссия отца Фомы-Аквината оказалась оконченной. Священник вернулся на родину и вплоть до конца 1860-х годов исполнял должность протопресвитера – священника, окормляющего военнослужащих католического вероисповедания, по Липовецкому и Махновскому уездам Киевской губернии.

Кроме военнослужащих, на богослужения приходили другие католики, проживавшие в симбирских пределах, – чиновники, педагоги и врачи, управляющие имениями, специалисты с промышленных предприятий, суконных фабрик и винокуренных заводов. Среди симбирских католиков были те, кто был известен всей России – например, купец и общественный деятель Иван Иванович Макке (ок. 1800 – 1862), его шурин и воспитанник армяно-католик Егор Никитич Аннаев (1826 – 1903), богатейший самарский виноторговец, благотворитель и меценат, актер Константин Зефиринович Пузинский (1836 – 1915).

В 1852 году отца Фому-Аквината сменил отец Фульгентий Лямовский. Новый ксендз за собственный счет обустроил каплицу у себя на квартире, в доме Добротворского в Лисиной (ныне К. Либкнехта) улице, где она просуществовала вплоть до великого симбирского пожара 1864 года. Она не сгорела, отец Фульгентий предусмотрительно собрал и вывез все иконы и богослужебные принадлежности в село Чириково Симбирского уезда, к управляющему помещиков Анненковых католику Ранчевскому. Но о возобновлении деятельности католической каплицы после пожара документальных свидетельств не имеется.

Вплоть до 1874 года Симбирск и Симбирская губерния входили в состав католического прихода Воздвижения Святого Креста в Казани, но в симбирской каплице постоянно служил свой собственный священник. Образование самостоятельного прихода Воздвижения Святого Креста в Симбирске в 1874 году мало способствовало оживлению жизни католической общины, скорее, наоборот. Каплица и раньше ютилась по частным домовладениям, а теперь у прихода вовсе не было собственного помещения, и богослужения у католиков проходили там, где появлялись готовые пустить на постой доброхоты – то в здании Симбирской мужской гимназии, то в доме Симбирского мещанского общества.

В 1886 году некто Миллер пожелал облагодетельствовать Симбирский католический приход и широким жестом подарить ему под храм здание в Анненковском переулке (ныне улица Железной Дивизии), невдалеке от существующей лютеранской кирхи. Но католики не оценили широты жеста. Здание больше напоминало заурядный сарай и находилось на месте, которое вызывало у симбирян невольное содрогание. Совсем недавно эта усадьба принадлежала одним небедным людям, родителям капитана Алексея Узатиса, ординарца легендарного генерала М.Д. Скобелева, запятнавшего себя жестоким убийством матери своего начальника, благотворительницы Ольги Николаевны Скобелевой. Память о преступлении, совершенном в Болгарии летом 1880 года, была еще жива в Симбирске, и потому Миллер пытался всячески избавиться от неликвидной недвижимости.

Отвергнув сомнительный дар, католики скоро удостоились дара истинного. Престарелый отставной поручик Карл Фомич Пашкевич завещал приходу свой дом в Шатальной (ныне Корюкина) улице. Отремонтированный и перестроенный на собранные пожертвования, в католический храм он был освящен 2 октября 1894 года в честь Воздвижения Святого Креста. В небольшом «русском Ватикане» помещалось восемь скамей для прихожан и имелись четыре алтаря: боковые, в честь Остробрамской иконы Божией Матери, почитаемой и католиками, и православным, в честь святой Екатерины и святого Петра.

В центральном алтаре было помещено Распятие. Эту уникальную святыню, единственно сохранившуюся от дореволюционного времени, владыка Прокл (Хазов), первый митрополит Симбирский и Новоспасский, передал ульяновским католикам как знак дружбы и взаимопонимания – когда Папа Римский, святой Иоанн Павел II передал Русской православной церкви чудотворную Казанскую икону Божией Матери из своих покоев, ныне почитаемую в Казани.

«Католическое население города Симбирска получило возможность отправлять свои богослужения с подобающим благолепием», – писал вскоре после освящения Симбирского костела выдающийся краевед Павел Любимович Мартынов. Но храм, переделанный из жилого дома, становился тесен с возрастанием католической общины губернского города, насчитывавшей в начале XX столетия более 300 человек, и это без учета католиков-военнослужащих в частях Симбирского гарнизона.

И потому в апреле 1912 году был утвержден проект строительства в Симбирске каменного католического костела по проекту самобытного выдающегося симбирского зодчего Августа Августовича Шодэ. Храм, во всем великолепии неоготики, наверняка стал бы украшением города – но не срослось. Стройка определялась суммой в 32000 рублей, община располагала всего 3000, а закон не позволял заниматься сбором пожертвований на храмовое строительство без наличия на руках половины сметной стоимости. В общем, сплошная бюрократия.

К концу 1915 года количество католиков в Симбирске превышало четыре тысячи человек. Шла Первая мировая война, и в тыловой Симбирск устремились потоки беженцев и интернированных лиц из западных губерний Российской империи, из Польши и Прибалтики. С беженцами приезжали католические священники, и их служило в Симбирске более десятка.

Это обстоятельство позволяло настоятелю прихода отцу Михаилу Цакулю (1885 – 1937) справляться с непосредственными обязанностями и принимать самое горячее участие в деле помощи страждущим и обездоленным, каковым оказывалось большинство из «новых» симбирских католиков. Организаторские таланты отца Михаила были отмечены – в 1916 году он получил назначение в Москву и стал первым настоятелем столичного собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, самого большого и, пожалуй, самого красивого католического храма в России.

После окончания Первой мировой войны католики из Симбирска в большинстве вернулись на свою родину. На тех, кто оставался, с упрочением советской власти посыпались усиливающиеся репрессии. После закрытия храма началось уголовное преследование самых активных прихожан, им вменялось в вину, «что на протяжении ряда лет под прикрытием религиозной деятельности в католическом костеле проводили антисоветскую агитацию, направленную к подрыву Советской власти, распространяли нелепые слухи, вели переписку с Польским консульством в Москве». Двенадцать человек – по числу апостолов – были осуждены к заключению в концлагерь и ссылке в Сибирь.

Но всякий раз драматичные и даже трагические события в истории нашей страны XX столетия оказывались «закваской», «семенем», через которые прорастали и развивались явления совершенно нежданные и позитивные. Через репрессии, обрушившиеся после начала Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов на немцев Поволжья, в Ульяновске оказались так называемые «трудармейцы», католики и лютеране. После изменений, произошедших в Советском Союзе и в России, именно ими был возрожден Ульяновский католический приход Воздвижения Святого Креста, официально зарегистрированный 14 января 1994 года.

А именно 14 января Церковь чтит память святой равноапостольной Нины, покровительницы Грузии. В середине тех же 1990-х годов в Ульяновск и в Ульяновскую область стали переселяться из Грузии армяне-католики, которые составляют теперь ядро местного католического прихода.

В конце 2004 года в Ульяновск был назначен настоятелем 30-летний отец Ариэль Алварез Тонкович из Аргентины, до этого недолго служивший в католическом приходе в Казани. Новый настоятель только-только стал осваивать русский язык – и совсем не знал, что в России есть такой город, Ульяновск. Нужно было понять, приглядеться, прикинуть – есть ли перспектива у приходской жизни?.. Первая же Пасха, которая служилась на квартире, в Новом городе, явила, что перспектива есть: квартира не вмещала празднующих, а перепуганные соседи даже вызвали милицию! Владыка Клеменс Пиккель, епископ католической Епархии святого Климента в Саратове, не раз шутил, что Ульяновский приход – самый шумный в его епархии. В Италии, в Ватикане тоже живут и служат очень эмоциональные люди! А Ульяновск как-никак – русский Ватикан!..

Иван СИВОПЛЯС

Фото автора