Вдова бывшего директора заповедника «Родина Ленина» Ирина Зубова обратилась в прокуратуру с просьбой изучить незаконное, на ее взгляд, строительство дома на улице Л.Толстого, 65.
Ответ получила не из надзорного ведомства, а от начальника Управления по охране объектов культурного наследия Ульяновской области Шарпудина Хаутиева, в котором он защищает строительство, а также фактически дает сигнал всем потенциальным застройщикам заповедника – строить можно, в том числе многоквартирные дома.


Фото – Ирина Зубова

Зубова опубликовала ответ от Хаутиева на своей странице в Facebook. Текст документа – исключительно защищающий застройку в историческом квартале. Так, сразу подчеркивается, что по этому адресу не было объектов культурного наследия или обладающих признаками наследия.

Это старое здание, которое снесли, подчеркивает Хаутиев, находилось в зоне ОЗФ – охранной зоне объектов культурного наследия федерального значения. Сносить здания без экспертизы здесь запрещено, однако соответствующая экспертиза была проведена, по его словам, в 2015 году самим заповедником «Родина Ленина». Итогом экспертизы стало не включение дома в реестр объектов культурного наследия.

В связи с этим снос дома Хаутиев не считает противозаконным.

Затем он сообщает, что 29 июня 2017 года экспертный совет Ульяновской области рассмотрел четыре эскизных проекта реконструкции этого дома и стоящего за ним кирпичного. В итоге выбран был один из вариантов, говорит Хаутиев. За реализаци этого проекта следит архитектор Олег Владимиров, заявил начальник управления.

Самое важное, что сообщил в этом письме Хаутиев, заключается в последнем абзаце.

«В соответствии с режимами использования земель и градостроительными регламентами зоны ОЗФ, виды разрешенного использования земельных участков «индивидуальные жилые дома» и «многоквартирные жилые дома» отнесены к основным видам разрешенного использования», – говорится в нем.

Фактически весь ответ – сигнал к застройщикам: строить в заповеднике, конечно, нельзя, но можно, и не только индивидуальные жилые дома, но и многоквартирные! Главное – не на месте исторических зданий. Их, внесенных в реестр зданий культурного наследия, в пределах заповедника не так уж и много.

К слову, Хаутиев не упомянул в своем ответе, что конкретно строится по адресу: улица Л.Толстого, 65. Год назад паспорт объекта возвещал, что идут реконструкция «существующего индивидуального жилого дома» и «строительство второго индивидуального жилого дома». Однако очевидно, что, как минимум, один из двух домов – не индивидуальный, а клубный многоквартирный.

Все это очень важно. В очередной раз становится ясно, что территория заповедника «Родина В.И.Ленина» единой юридически не является, это просто собрание домов, которые находятся на разных улицах. Фактически между ними можно строить все, что захочется – пусть и с архитектурным контролем за обликом здания. Как единое историческое пространство «Родина Ленина» не существует. Заповедник включен в перечень историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов федерального значения, но при этом целиком, получается, охраняется только условно. То есть в нашем случае зонирование проведено таким образом, что строительство в его пределах не запрещено в целом, а только есть ограничения.

И установлено это, между прочим, Постановлением правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 года № 256-П. Там действительно прописано, что в зоне ОЗФ можно строить многоквартирные жилые дома – и вообще много чего: от объектов физкультуры и спорта до гостиниц.

Снос также разрешен, если объект не относится к культурному наследию.

В то же время в этом же постановлении прописано, что запрещено «строительство зданий и сооружений, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроитель-ной или природной среды объекта культурного наследия». Получается, строительство по адресу: улица Л.Толстого, 65 под это исключение подходит? Вероятно, подтянули это строительство под другой пункт: разрешается «проведение работ по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению для современного использования». Но ведь и реставрацией это тоже не назовешь…

Также в постановлении есть требование «сохранять историческую планировку улиц» и «сохранять исторически сложившиеся границы земельных участков». Но и от этих требований застройщики, получается, улизнули.

Таким образом, чтобы сохранить заповедник в неприкосновенности, нужно было, видимо, просто установить более жесткие правила застройки – и это до сих пор, получается, можно сделать. Но пока оставлена возможность для строительства на этой территории.

К слову, в федеральном законодательстве есть еще одно понятие, которое автоматически накладывает запрет на любое строительстве без согласования с Минкультом – «историческое поселение». Конечно, «Родину Ленина» сложно было бы притянуть к такому статусу, но с другой стороны, и это можно было бы попытаться сделать: в конце концов, основной массив домов, построенных еще в XIX веке, на этой м прилегающих улицах сохранился Пока.

Ян ГУРОВ