Симбирск не мог быть скучным, заурядным городом уже по одному перечню выдающихся архитекторов, творивших в нем. Один из этой блестящей когорты – Иван Адольфович Бенземан. Днем его рождения принято считать 10 (22 по н.с.) мая. Эта дата названа главным биографом архитектора – Ж.А.Трофимовым, и повторена многими источниками. Жорес Александрович цитирует юбилейный сборник Академии художеств 1864 года, в котором об И.А.Бенземане сказано: «Родился 10 мая 1815 года. Сын сенатского секретаря. В 1824 г. поступил в Академию художеств. …В 1833 г. получил звание свободного художника…, в 1839-м присвоено звание академика». В 9 лет – в Академию, в 18 – аттестат? Академик в 24? Что это – ошибка или свидетельство необычайного таланта? Ж.А.Трофимов поясняет, что речь идет о поступлении в 1824 г. в школу при Академии. Это, конечно, несколько проясняет ситуацию. Но В.Н.Ильин (3) называет годом рождения архитектора 1791-й. В биографии И.А.Бенземана вообще много белых пятен. Об его авторстве применительно к ряду зданий в Симбирске говорится «предположительно». Не все сохранилось в первозданном виде. Но и одного прекрасного творения архитектора – Дома дворянского собрания – Дворца книги – достаточно, чтобы навеки вписать его имя золотыми буквами в историю Симбирска-Ульяновска.
Итак, в 1833 году Иван Бенземан, сын мелкого чиновника – обрусевшего немца-дворянина, получает аттестат выпускника Академии художеств со званием свободного художника-архитектора. За свои конкурсные проекты он удостоен двух серебряных медалей Академии. Казалось бы – начало блестящей карьеры. Но… места по специальности нет, и он вынужден работать канцеляристом и землемером. В 1834-м Бенземану удается устроиться помощником архитектора С.-Петербургского Института горных инженеров.
Видимо, эта работа не удовлетворяла молодого архитектора. Иначе чем объяснить, что в 1837 г. он охотно принял поступившее из Симбирска предложение занять должность канцелярского служителя губернского дворянского собрания? Такая имелась вакансия, но Бенземану пообещали работу архитектором и широкое поле для творчества. Для этого были все основания. В ходе визита в Симбирск в августе 1836 г. император Николай I поставил ряд градостроительных задач. Среди них – реконструкция дома губернатора, гимназии, постройка при ней пансиона, формирование на месте старых кварталов площади для установки памятника Карамзину и т.д. Но главное, чем должен был заняться архитектор, – работа над проектом Дома дворянского собрания.
Зимой 1837 г. И.А.Бенземан прибыл в Симбирск и сразу с головой ушел в работу. Уже через 2 года проектная документация на Дом дворянского собрания отослана в Петербург, где была одобрена и получила высокую оценку. Но Главное управление путей сообщения и публичных зданий, утвердив проект и смету, рекомендовало отложить начало строительства до сноса находившихся на этом месте старых зданий архива, типографии и чертежной. Возведение Дома дворянского собрания началось в 1843 г. К нему далее вернемся, а пока посмотрим, чем помимо этого занимался Иван Адольфович в Симбирске.
Еще в 1820 г. Симбирское общество христианского милосердия основало Дом трудолюбия для сирот из бедных дворянских семей (см. материал от 14 марта). Для него был приобретен 1-этажный каменный дом на Свияжской (Покровской, Л.Толстого) улице. В 1829 г. дом перестроен по проекту М.П.Коринфского, возведен 2-ой этаж. И.А.Бенземан осуществляет новую реконструкцию здания. В 1840 г. в нем открывается Елизаветинское училище. За эту работу архитектор удостоился бриллиантового перстня от императрицы Александры Федоровны. В 1864 году сюда переведена Мариинская гимназия, в 1870-м здание отстроено после пожара.
Вообще, нередко пересечение имен И.А.Бенземана и М.П.Коринфского, работавшего в Симбирске в 1823-1832 гг. (см. материал от 8 января). Про одно связанное с этим недоразумение скажем далее. А в конце 1830-х Иван Адольфович осуществляет два проекта Коринфского, составленных им уже в Казани. В 1835 г. Михаил Петрович передал в Симбирск проект удельной конторы (Л.Толстого, 37, фармацевтический колледж). Строительство велось в 1835-1838 гг. Начинал его губернский архитектор М.М.Рушко, а потом стройкой руководил И.А.Бенземан. Позже здание перестраивалось, в целом сохранив свой вид. В 1836 г. Коринфский разработал проект реконструкции здания губернской гимназии, построенного в 1790 г. архитектором И.П.Тоскани. Бенземан осуществил в 1839-1841 гг. работу по перестройке здания, за что получил благодарность от министра народного просвещения. Заметим: проект Коринфского был в целях экономии существенно изменен, но Бенземан к этому отношения не имел.
Начало истории гимназического пансиона тоже связано с М.П.Коринфским. В 1828 г. дворянство приобрело дом для Благородного пансиона, где проживали дети бедных дворян. План дома подписан Коринфским, возможно, он является и автором проекта. В 1834 г. учреждение преобразовано в гимназический пансион. Он помещался в частном доме, а в 1842-1847 гг. возведено здание пансиона по проекту И.А.Бенземана (Спасская, 14). В трехэтажном здании на 40 воспитанников со спальнями, комнатами для занятий, столовой, библиотекой, квартирами персонала позже проживало более 70 чел. Все годовое жалование за строительство пансиона за 1842 год (285 руб.) архитектор пожертвовал в пользу этого заведения. Здание восстановлено в 1866 г. после пожара, тогда же пансион стал всесословным.
Строительство пансиона велось Бенземаном одновременно с возведением Дома дворянского собрания. И в это же время он вел еще одну большую стройку. В 1843-1847 гг. возводилась лютеранско-евангелическая церковь (кирха). Проект разработал известный зодчий, академик И.Е.Ефимов, а строительство велось под руководством И.А.Бенземана, внесшего в проект ряд изменений. 25 мая 1847 г. состоялось освящение церкви св.Марии. В 1913 г. храм перестроен по проекту А.А.Шодэ.
Предполагается, что И.А.Бенземаном построено здание аптеки О.Маттисона, позже Э.Филиппа (Л.Толстого, 58), на месте старого деревянного дома. В начале 20 века в здании, перешедшем в собственность города, помещались народная библиотека-читальня им. И.А.Гончарова и Симбирский естественно-исторический музей.
И.А.Бенземан в качестве вольнонаемного архитектора сотрудничал с губернской удельной конторой. По ее заказам архитектор построил ряд церквей и других зданий в Симбирской губернии. Так, им был построен комплекс женского удельного хозяйственного училища в Конно-Подгородной слободе с церковью Успения Божьей Матери. В 1865 г. училище передано Симбирскому обществу христианского милосердия и в нем открыто убежище для детей погорельцев, позже преобразованное в детский приют.
Ж.А.Трофимов называет в числе работ Бенземана реконструкцию Никольской (Казанской) церкви, ссылаясь на записки К.Победоносцева и И.Бабста, сопровождавших в 1863 г. наследника Николая Александровича в поездке по стране: «архитектор Бенземан…, что строил около Карамзинской площади… церковь Николая Чудотворца». Но, видимо, высоких визитеров ввели в заблуждение. Однопрестольная деревянная Казанская церковь построена в 1651 г. В начале 18 века к ней пристроена Никольская церковь. Казанская церковь перестроена в камне в 1792-1796 гг., а Никольская – в 1796-1801 гг. (по В.Н.Ильину, 3). Затем восстановительные работы велись лишь после пожара 1864 года. Итак, в период нахождения И.А.Бенземана в Симбирске никаких работ в Никольской церкви не велось.
Но вернемся к главному шедевру Бенземана – Дому дворянского собрания. К Рождеству 1846 года все работы по его возведению и отделке были завершены. Планировка здания определялась его двойным назначением. Здесь размещалось дворянское депутатское собрание; проводились выборы губернского и уездных предводителей, депутатов от дворянства в различных органах. В здании находились квартира губернского предводителя (с входом со стороны Волги) и его канцелярия. Здесь же функционировал дворянский клуб – благородное собрание. Для проведения мероприятий и приятного отдыха имелись бальный и малый залы, гостиная, бильярдная, газетная и другие комнаты, буфет и т.д. В 1848 году в западном крыле разместилась Карамзинская общественная библиотека. На обширном дворе имелось множество хозяйственных построек.
Открытие Дома дворянского собрания состоялось 1 января 1847 года. «Симбирские губернские ведомости» (1847, №2) дали восторженный отзыв: «Наружная отделка сего дома отличается великолепием, внутренность изящностью и роскошью. Потолок большой залы весь чрезвычайно тонкой лепной работы, исполненной с чрезвычайным искусством мастерами симбирскими по рисункам…, произведенным строителем этого дома архитектором Бенземаном…».
Еще более восхищался симбирский корреспондент журнала «Москвитянин» (1850, №8): «Здание это, замечательное по своему строгому и вместе великолепному фасаду, выполнено по плану и под надзором нашего талантливого архитектора И.А.Бенземана. …Представьте себе великолепную беломраморную залу…, исполненную в афинском вкусе, всю изукрашенную лепной работою самого высокого стиля…, освещенную тысячами свечей в пяти огромных хрустальных люстрах и 28 бра отличной работы. В кружевном плафоне залы, в самой середине, прилично помещены все 10 гербов симбирских уездов; остальные части плафона в лепных кругах, овалах, розетах и в множестве арабесков, которые соединяются орнаментами с карнизом и опускаются как бы пышным фестоном вниз по мраморным стенам и пилястрам…
Зала соединяется шестью арками, против которых устроены портики с хорами, с пышной по убранству гостиной и с аванзалом: первая для дам, вторая для любителей виста, и весьма часто для вечернего пиршества или ужина, на котором 250 человек могут свободно поместиться…».
Уже упомянутые К.Победоносцев и И.Бабст, посетившие Симбирск в 1863 г., тоже отдали должное бальной зале Дома дворянского собрания: «Залою и убранством ее нельзя было налюбоваться. Есть, без сомнения, в других городах залы более обширные и пышнее отделанные; но симбирская зала благородного собрания отличается изящностью постройки и пропорциональностью частей, которые не часто встречаются…».
После великого симбирского пожара дом дворянского собрания был восстановлен в 1867 г. по проекту архитектора М.С.Купинского. Он сохранил внешний облик и планировку здания, изменив лишь парадный вход. Вместо ступенчатого крыльца с фонарями на чугунных тумбах появился портик с широким балконом.
В 1839 году И.А.Бенземану присвоено звание академика. Вероятно, был принят во внимание и проект Дома дворянского собрания, к тому времени разработанный и утвержденный. Имеется немало исторических источников, подтверждающих авторство Ивана Адольфовича. И, тем не менее, долгое время считалось, что Дом дворянского собрания построен М.П.Коринфским. В 1940х – 1960х гг. на здании Дворца книги висела доска с текстом, сообщающим об этом (фото 4).
Истина была установлена Ж.А.Трофимовым. В 1965 г. он писал: «Очевидная ценность этого исторического памятника… побуждает нас, краеведов, уточнить историю его постройки. В процессе этих изысканий, в которых мне помогала зав. библиографическим отделом Дворца книги Н.И.Никитина, пришлось прийти к неожиданному выводу – Дом дворянского собрания спроектирован и построен не Коринфским, а Бенземаном». Но даже доказанная истина с трудом пробивала дорогу: «Кое-кто из местных краеведов считает, что имя Коринфского более известно, что благодаря этому имени здание охраняется государством». Наконец, прежнюю доску убрали, однако новая, свидетельствующая об авторстве Бенземана, появилась не скоро. Уже в конце 1990-х об этом не раз писали Ж.А.Трофимов, В.Н.Филимонов и другие краеведы. Сейчас такая доска имеется. Правда, на здании Дворца книги, изобилующем разного рода мемориальными и памятными досками, информация о зодчем помещена не на главном фасаде, а на западном крыле, как приписка к тексту о нахождении здесь Карамзинской библиотеки. Впрочем, и прежняя, ошибочная, доска висела там же.
И в Симбирске, после завершения строительства Дома дворянского собрания, заслуги И.А.Бенземана не получили должной оценки и вознаграждения. Дворянство новой работы архитектору не предлагало; удельная контора – место подработки – также отказалась от его услуг в 1847 году. Нуждаясь в заработке, Бенземан переехал в Сызрань, где работал архитектором местной удельной конторы. Во 2-ой половине 1850-х гг. (точная дата неизвестна), Иван Адольфович Бенземан скончался в Сызрани, оставив вдову Александру Ивахниевну и девятерых детей без достаточных средств к существованию. В 1860 году семья Бенземанов была внесена в родословную книгу симбирского дворянства, хотя в последующем никого из его потомков в Симбирской губернии не осталось.
Источники:
1. Ж.А.Трофимов:
1) «И.А.Бенземан» / «Симбирск и симбиряне» (Ульяновск, 1997); альманах «Памятники Отечества», 1998, №41.
2) «Зодчий Симбирска: к 150-летию со дня рождения И.А.Бенземана» / «Ульяновская правда», 28 мая 1965 г..
3) «Выдающиеся зодчие Симбирска»: 2. И.А.Бенземан / «Ульяновская правда», 15 февраля 1996 г.
2. В.Н.Филимонов «Зодчие Симбирска»: И.А.Бенземан (1998) / «Это было, было, было…» (Ульяновск, 2003).
3. «Краеведческий справочник-путеводитель Симбирска-Ульяновска» (составитель В.Н.Ильин, Ульяновск, 2001).
4. Б.В.Аржанцев «Архитектурно-исторические образы Симбирска» (Ульяновск, 2004).
5. «Историко-архитектурные памятники Симбирска-Ульяновска» (под ред. А.Н.Зубова, Ульяновск, ГИМЗ, 2006).

________________

Проект Дома дворянского собрания. Архитектор И.А.Бенземан.
Б.В.Аржанцев «Историко-архитектурные образы Симбирска», Ульяновск, 2004.

Из «Альбома фотографий памятника архитектуры – Дворца книги» (Облпроект, 1949). Из фондов УОНБ.

Из «Альбома фотографий памятника архитектуры – Дворца книги» (Облпроект, 1949). Из фондов УОНБ.

Так долгое время считалось…
Из «Альбома фотографий памятника архитектуры – Дворца книги» (Облпроект, 1949). Из фондов УОНБ.

И.А.Бенземан провел реконструкцию здания Дома трудолюбия, в 1840 г. преобразованного в Елизаветинское училище. С 1864 г. в здании размещается Мариинская гимназия. Отстроено после пожара 1864 года.
Фото: Мариинская гимназия. ok.ru/profile/553439057021 – Виктор Осипов.

В 1839-1841 гг. И.А.Бенземан руководил реконструкцией здания губернской гимназии по проекту М.П.Коринфского, «урезанному» комиссией Министерства внутренних дел.
Фото 1887 года. «Симбирская губернская гимназия. 1786-1887» (сост. И.Г.Безгин, СПб, 1888). Краснокирпичный корпус построен в 1883 году.

Здание гимназического пансиона построено в 1842-1847 гг. по проекту И.А.Бенземана.
Открытка начала 20 века.

Симбирская удельная контора. Проект М.П.Коринфского (1835). Строительство начато архитектором М.М.Рушко, а завершено в 1837-1838 гг. И.А.Бенземаном.

Евангелическо-лютеранская церковь св. Марии построена в 1843-1847 гг. по проекту Н.Е.Ефимова под надзором И.А.Бенземана, который внес в проект ряд изменений. Перестроена в 1913 г. по проекту А.А.Шодэ.
Фото А.Баха, 1867-1868 г.

Здание аптеки О.Маттисона (Л.Толстого, 58) предположительно построено И.А.Бенземаном. В начале 20 века в здании размещались библиотека А.А.Знаменской, народная библиотека-читальня им.И.А.Гончарова, естественно-исторический музей и другие учреждения; в 1921-1924 – губернское книгохранилище.
1) Д.И.Архангельский. «Старая аптека», 1920ые-1930ые гг.
2) Народная библиотека-читальня имени И.А.Гончарова. «Исторический вестник», СПб, 1912, т.128 (к статье Н.А.Державина «На родине Гончарова»).