Сегодня вопросы экспорта сельхозпродукции за пределы России не обсуждает разве что ленивый. Наверное, иначе и быть не может, тем более что президент Владимир Путин называет их в качестве приоритетных. Хотелось бы услышать авторитетное мнение в отношении динамики развития данного направления.

Поможет нам в этом начальник отдела экспортного развития Корпорации по развитию предпринимательства Ульяновской области Павел Баландин.

ЧУЖОГО НЕ НАДО – СВОЕ ПОДАВАЙ

Начался разговор несколько неожиданно – с импорта продукции агропромышленного комплекса зарубежных стран в Российскую Федерацию с 1998 года. Основу импорта тогда составляли мясо, мясо птицы, рыба, молоко, сливочное и подсолнечное масло, зерновые культуры, мука, сахар. Цена вопроса составляла 21 миллиард долларов. К 2013 году эта цифра увеличилась до 43 миллиардов, и только с 2014 года она начала спадать. К тому времени Россия уже прочно сидела на импортной игле. При этом экспорт продукции российского АПК оставался на очень низком уровне.
Процесс импортозамещения заметно активизировали санкции против России. Наш АПК стал оперативно занимать освобождающиеся ниши. К тому времени стала возрастать финансовая поддержка сельского хозяйства со стороны государства. Ввоз сельхозпродукции из-за рубежа пошел на убыль. По итогам 2015 года импорт продовольствия сельхозпродукции на 64% превышал экспорт. В 2016 году разрыв сократился до 46%, что в денежном эквиваленте составляло 7,9 миллиарда долларов. В свою очередь Россия экспортировала продовольственных товаров и сельхозсырья на 17 миллиардов долларов.
Позднее все более заметным становился перелом: началось постепенное сокращение импорта и роста экспорта. Россия стала крупнейшим в мире производителем свекловичного сахара, опередив Францию, США и Германию. Производство сахара в России достигло 6 миллионов тонн. При этом Франция производит 5 миллионов, США – 4,8, Германия – 4,5 миллиона. На экспорт вывезено уже 100 тысяч тонн сахара, всего же экспортный потенциал оценивается в 200 тысяч тонн.
При этом остаются ключевые риски, с которыми сталкиваются сельхозпроизводители. А как им не быть, если многие страны, защищая свои рынки, закрывают к ним доступ, в том числе и российских производителей. Это вполне объяснимый процесс. В ход идут прежде всего такие меры, как ужесточение санитарных, ветеринарных, технических и прочих правил к по- ступаемой продукции, в том числе российской.
Не будем сбрасывать со счетов причины «внутреннего порядка», такие, в частности, как сорняки и болезни растений, при наличии которых получить разрешение на экспорт очень трудно, если вообще возможно.

А ЧЕМ МЫ ХУЖЕ?

Свое видение проблемы у министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Михаила Семён- кина. Он убежден, что тот период, когда произведенная аграриями области продукция реализовывалась внутри региона, страны, заканчивается в том плане, что сегодня надо активнее осваивать рынок экспорта.
С учетом новых требований малым предприятиям предстоит объединяться в ассоциацию, становиться крупными и сильными. Только так можно пробиться на внешний рынок. В Ульяновской области уже делаются шаги в направлении создания экспортного кооператива. Проведены переговоры в Минсельхозе России о том, чтобы этот кооператив получил поддержку на федеральном уровне.
Другое дело, что здесь важно устранить дисбаланс. Он состоит в том, что если в растениеводстве достигнуты высокие показатели практически по всем направлениям отрасли, то в животноводстве до сих пор есть недоработки, причем достаточно серьезные, которые надо по возможности быстро устранять. И уже сегодня думать о том, куда девать будущий урожай. И это не дожидаясь окончательного решения всех проблем в животноводстве, что видится достаточно длительным процессом. Минувший год в этом отношении должен послужить уроком.

КТО ИЩЕТ, ТОТ НАХОДИТ

Можно с уверенностью говорить, что из множества проблем, с которыми столкнулись аграрии региона в прошлом году, в нынешнем уже делаются основательные выводы. Показательным в этом отношении является пример ЗАО «Проминвест» Новоспасского района. Это одна из немногих в Ульяновской области компаний, которая использует самые эффективные экономические модели в сельском хозяйстве и тесно сотрудничает с наукой. Говоря иначе, здесь знают, как выживать в нынешней непростой ситуации и завоевывать рынки.
По словам исполнительного директора компании Алексея Ки- станова, динамика прироста земель, пущенных в сельхозоборот, такова: за 5 лет он увеличился в 10 раз и достиг 56 тысяч гектаров. А сама фирма работает на землях шести районов региона.
Минувший год наглядно показал, что на привычном для наших аграриев севе зерновых и подсолнечника далеко не уедешь. Трудности, что называется, налицо: превышение предложения над спросом, низкая цена, проблемы со сбытом, нехватка вагонов, тяжелая уборка, сушка подсолнечника… После детального анализа ситуации руководители компании пришли к выводу о необходимости внести изменения в хозяйственную деятельность.
Озимой пшеницы посеяли больше, чем годом раньше. Она хорошо перенесла зимовку и дает основание рассчитывать на хороший урожай, который заложили из расчета 60 центнеров зерна с гектара. Затраты на минеральные удобрения, без которых не обойтись, кусаются. Но ожидаемый урожай должен все окупить и дать прибыль.
Тем временем практика показывает, что хороший урожай, то есть большие объемы, это в российских условиях обязательные проблемы со сбытом собственной продукции. Как свести их до минимума? Провели маркетинговые исследования на предмет изучения потребностей рынка. Они наглядно показали: надо выращивать не только то, что давно привычно, удобно, что умеют агрономы, но прежде всего что требуют рынок и конкретный покупатель.
По словам Алексея Кистанова, компания делает упор на экспорт, так как перерабатывающие отрасли в России пока что отстают. Анализ показал, что востребованной на рынке продукцией сегодня являются рыжик и лен.
В этом же перечне рапс, рынок поставок которого не ограничен. Его выращивают, в частности, Европа, Иран, Турция, где он пользуется большим спросом.
Востребована горчица белая, которая в большом дефиците, даже семена ее найти очень трудно, и цены на них запредельные. Так что рынок ее пока небольшой, но перспективы развития у него отменные.
Не залежится на складах лен. Это экспортная культура, изделия из нее очень востребованы, в частности на Ближнем Востоке. Если вспомнить прошлое, в льняные одежды когда-то одевалась вся Россия. Но постепенно культуру свели на нет, и теперь изделия изо льна едва ли не дороже всякого другого материала. Видимо, пришло время возрождать былое величие культуры и спрос на нее.
Не обойтись пока без подсолнечника. Площади под ним в хозяйстве большие, и спрос на него, с учетом наличия перерабатывающих предприятий, как минимум на ближайшие пять лет будет устойчивым.
Сложностей с освоением возделывания перечисленных культур будет, несомненно, предостаточно. Но, помимо повышенного спроса на них, они дают высокую доходность на каждый гектар урожая, у них высокая рентабельность.
Если брать севооборот, то он в ЗАО «Проминвест» сложился следующим образом. Подсолнечника высевается 20 тысяч гектаров, при этом две трети сева приходится на вновь введенные в оборот земли, льна – 5,5, озимого рыжика – 3,5, горчицы белой – 1,7, рапса – 1,8, нута – 1,5 тысячи гектаров. Последний, кстати, появился в России совсем недавно. Это ценная бобовая культура.
В хозяйстве много земли под парами. После долгого обсуждения родилось решение посмотреть, как будет складываться ситуация с пшеницей урожая 2018 года. Если так же трудно, как в 2017 году, то большинство паров уйдет под яровой сев 2019 года. А пшеницу на них не сеять до тех пор, пока не придет понимание того, как ее грамотно продавать. Вместе с тем есть понимание, что совсем без нее не обойтись, потому как это продукт стратегический.

НЕ ПРОЖЕКТЫ, А ТВЕРДЫЙ РАСЧЕТ

Судя по карте севооборота, объем основательно подзабытых и новых культур достаточно небольшой. Руководитель не скрывает, что компания осторожничает. Многое для ее специалистов внове, надо полностью освоить технологии выращивания, прежде чем входить в рынок. Опять же требуются большие затраты на приобретение техники. Но если будет видно, что все получается, то на следующий год площади посевов обязательно будут расширяться. Так что речь идет не о перестраховке – тогда и начинать не надо было, а о трезвом расчете.
Отсюда четкое видение проблем и задач, требующих решения. Главное для себя определили: надо дружить с наукой, без научного сопровождения получать хорошие результаты в растениеводстве просто невозможно.
Предстоит и дальше налаживать новые каналы реализации полученного урожая. Менеджеры фирмы колесят по всему миру, налаживают деловые связи, побывали, например, в Иране и заключили там контракты.
Есть серьезные задумки по вопросу строительства терминала на Волге для отгрузки сельхозпродукции водным транспортом. Это своего рода вынужденная необходимость. Проблемы с вагонами и в целом с железной дорогой остаются, они никуда не ушли, и в обозримом будущем их положительное решение видится мало вероятным. Так что водный транспорт, получается, будет панацеей от многих нынешних бед.
Мы при возможности вернемся к нынешнему разговору. Тем более, как говорит Алексей Кистанов, выбранная компанией стратегия позволяет не только выживать в нынешней крайне сложной ситуации, но и завоевывать рынки сбыта, в том числе зарубежные.