В прошлом месяце вступили в силу поправки в Жилищный кодекс РФ, позволяющие переходить на прямые договоры между собственниками жилья и поставщиками коммунальных ресурсов – тепла, воды, электроэнергии (за газ изначально напрямую). Однако в Ульяновске такая практика начала применяться еще до федерального закона, и есть ряд трудностей. О чем нужно знать жителям, прежде чем использовать нововведение у себя в МКД?

Сразу оговоримся, что не всегда переход на прямые договоры – это добровольное решение собственников. Есть случаи принудительного перевода, когда имеется задолженность УК за два месяца перед ресурсоснабжающей организацией. В то же время, если никаких проблем в расчетах за ЖКУ нет и жильцов все устраивает, переходить не обязательно.

Плюсы, минусы и вопросы
Чего больше – положительного или отрицательного от перехода на новые отношения между потребителями и поставщиками ресурсов – разбирали 10 мая на заседании Комитета по жилищной политике, ЖКХ и энергетике Зак-собрания Ульяновской области.

– Вступивший в силу закон о прямых договорах очень долгое время (более двух лет) обсуждался и много раз изменялся. Несмотря на то что сама идея вроде бы простая, есть довольно существенные нюансы, к уже принятому закону возникает масса вопросов, – открыл совещание председатель Комитета Геннадий АНТОНЦЕВ.

К сожалению, повторяется ситуация, о чем мы говорили в прошлом номере, когда маховик бюрократического механизма не поспевает за скоростью принятия новых законов. Так, согласно букве этого же закона о прямых договорах, взаимодействие между УК и поставщиками должно осуществляться в порядке, установленном Правительством РФ… Но порядка этого до сих пор нет, хотя закон уже вступил в силу. Также не внесены соответствующие изменения в постановления Правительства РФ о правилах предоставления коммунальных услуг (№354 и №124).

– То, что сейчас называют прямыми договорами, по моему мнению, являются лишь обыкновенными прямыми платежами. В бумажном виде договор с собственниками не подписывается, и это минус, – прокомментировал советник Губернатора Ульяновской области в сфере ЖКХ Александр ПОТАПОВ.

Пусть не решить нам всех проблем
Заместитель регионального министра промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Александр ЧЕРЕПАН вспомнил период, когда он сам возглавлял городскую управляющую компанию. Не всегда ради собственной выгоды или обогащения, зачастую с благими намерениями некоторые директора УК тогда, бывало, пользовались деньгами за коммунальные ресурсы, например, в целях ремонта МКД. И в Ульяновске сложилась такая практика.

– Это привело к тому, что ряд (в том числе городских) управляющих компаний накопил долги за коммунальные ресурсы, поскольку безобразно пользовались этими деньгами, и они не дошли до поставщиков. Переход на прямые договоры позволит нам решить эту проблему. Впрочем, мы и до принятия данного закона, еще в 2013 году, пытались решать эту проблему, например, с «Ульяновскэнерго» – путем перевода МКД на прямое абонирование. Причем делалось это так, что все выпадающие расходы УК также брали на себя поставщики. Но нашлись такие собственники, которые посчитали это несправедливым, подали в суд, и в результате выпадающие расходы вновь вернулись к УК. Таким образом, это опять вылилось в недополученные услуги по ремонту и содержанию МКД, то есть цель оказалась не достигнута, – прокомментировал Александр ЧЕРЕПАН.

Вслед за «Ульяновскэнерго» на прямое абонирование МКД стали переводить тепловики из «Т Плюс». Но они это делают уже с учетом предыдущих ошибок, и выпадающие расходы («общедомовые нужды») оставляют в УК.

– Все МКД в крупных УК уже переведены с нами на прямое абонирование, при этом для жителей не произошло никаких изменений, кроме того, что появляется отдельный платежный документ от «Т Плюс», – пояснил директор Ульяновского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Сергей ГУЖЕВ. – Всех, кого хотели, мы уже перевели.

Кому предъявлять претензии?
По законам ЖКХ, до ввода в дом поставляется ресурс, а внутри МКД он чудесным образом превращается в коммунальную услугу. И раньше за ее качество отвечал не поставщик, а исполнитель, то есть управляющая организация. Как будет теперь?

– Форма типового прямого договора до сих пор не утверждена, порядок взаимодействия между УК и ресурсоснабжающей организацией, а также распределение между ними ответственности перед жителями в случае выявления нарушений предоставления коммунальных услуг не прописаны. При таких условиях обеспечение прав и интересов собственников не гарантируется, – сказал Геннадий АНТОНЦЕВ.

Как пояснили в Минстрое РФ, перешедшим на прямые договоры собственникам решать проблемные вопросы все равно придется с УК. Первым делом при снижении качества или отсутствии коммунальной услуги надо обращаться в УК. А уже потом будут разбираться. Если проблема в неисправности внутридомовых сетей, то отвечает УК, а если по вине поставщика, то можно будет обратиться к нему напрямую или через жилинспекцию. Выглядит так, что для жителей этот процесс усложнится.

На кого лягут затраты?
Очень важный вопрос, который очень волнует жителей: не вырастут ли тарифы ЖКХ после перехода новую систему?

– Переход на прямые договоры – это затратное мероприятие, так как требует привлечение специалистов, увеличение персонала, приобретение соответствующего программного обеспечения и т.д., – отметил Александр ЧЕРПАН.

– И далеко не все ресурсоснабжающие организации готовы к этим затратам. А только на территории Ульяновска, например, у нас действует 74 теплоисточника и 12 теплоснабжающих организаций. Надо решать, что делать с этими затратами поставщиков, закладывать ли их в тариф.

Представитель «Т Плюс» Сергей ГУЖЕВ, в свою очередь, подтвердил, что все возникшие в связи с переходом на прямые договоры издержки ресурсники постараются закладывать в тарифы.

– Есть и еще одна опасность! – предупредила начальник управления сбыта УМУП «Ульяновскводоканал» Любовь ДАВЛЕТЬЯРОВА. – При переходе на прямые договоры теряется заинтересованность УК в наличии и содержании общедомовых приборов учета в МКД, так как вся разница между индивидуальным потреблением и общедомовым ляжет на управляющую организацию. Это чревато тем, что приборы начнут выходить из строя, не поверяться в срок и т.п.

В целом же сами управляющие компании только приветствуют введение прямых отношений.

– Прямые расчеты позволяют снизить финансовую нагрузку на УК. Ранее же это приводило практически к банкротству УК в течение 2-3 месяцев из-за миллионных долгов. А сейчас мы сможем сосредоточиться на содержании и ремонте МКД. Это огромный плюс! – прокомментировал руководитель «УО Жилстройсервис» Николай ПОГОДИН.

В разговоре о тарифах также не следует забывать о предельном индексе роста платы за ЖКУ.

– К сожалению ресурсников, увеличения платы никто не допустит. Это показывает практика последних двух лет, – прокомментировал депутат Заксобрания Валентин ТРУБЧАНИН. – Арифметика здесь простая, что сейчас делает наше региональное Минэкономики. Если приходит к ним ресурсоснабжающая организация (не важно какая – «УльГЭС» или «Водоканал»), им говорят: есть спущенные из федерального центра индексы роста платы, например, 3%, и в рамках этих 3% можете увеличить у себя затраты, но не больше. Контроль очень жесткий! И никакого роста не будет.

Алексей Николаев