Этим, на мой взгляд, стало переименование площади Ленина в Ульяновске в Соборную.

То, что главную площадь в многоконфессиональном городе назвали в честь православия, – это, конечно, хамство по отношению к другим конфессиям, и в первую очередь по отношению к мусульманам, которым указали на их место в углу. И ни к чему, кроме как к росту подспудной и неконтролируемой межнациональной вражды на нашей, до сих пор мирной, земле это не приведет, хотят того инициаторы переименования или не хотят. Есть и еще одна ипостась этой истории. На площади стоит, как известно, памятник Ленину работы скульптора Евгения Манизера, произведение, имеющее общепризнанную художественную ценность и являющееся одной из визитных карточек города.

Я верю в символы и в то, что в конечном итоге они сильнее материи. Проявится рано или поздно и противостояние в этом месте Ленина и церкви. Владимир Ильич был не просто атеистом и не просто воинствующим атеистом – он ненавидел религию, и конкретно православие. Он издевался над ними в своих статьях и не щадил священников в революционные и постреволюционные годы. Они, Ленин и церковь, были антагонистами, причем более непримиримыми, чем отлученный от церкви и преданный анафеме великий русский человек и мыслитель Лев Толстой, который хоть и отвергал поповство, но не призывал уничтожать его физически, а Ленин – призывал. И что значит сознательно столкнуть его с религией на этом пятачке?

Это значит издеваться и над тем, и над другим. И над Лениным, не переносившим церковь, и над церковью, поносившей и поносящей до сих пор Ленина. И это значит озлоблять население области против церкви и православия, которые в Ульяновске, по моим наблюдениям, и так недолюбливают. В одной из статей «СК», посвященных переименованию, эта история представлена как череда абсурдов, начиная с безграмотного текста постановления о переименовании и заканчивая невнятицей с местом, которое было переименовано, так, что им оказывается как бы оползневый склон, на краю которого готовятся к низвержению под откос здания Областной филармонии с правой стороны и здание сельхозакадемии – с левой. Но главный абсурд – это памятник основателю советского государства, яростному атеисту, продолжателю, на практике, дела автора Коммунистического манифеста и тоже атеиста Карла Маркса, Владимиру Ульянову-Ленину на Соборной площади! Какой степени должен был случиться заворот мозгов, чтобы до такого додуматься?

С этим в любом случае придется что-то делать. Я, кстати, не исключаю, что переименование произведено в качестве первого шага к сносу памятника, что будет уже подлинным повторением ульяновскими властями действий «украинских бандеровцев», как их назвал в опубликованном в «СК» за 27 апреля обращении Алексей Куринный, и польского руководства по сносу монументов и памятных мест коммунистического периода в их истории. Второй вариант: искать повод к отмене постановления о переименовании. Например, несоблюдение процедуры; невозможность понять из этого документа, о каком конкретно месте в нем идет речь; ненадлежащее лицо, поставившее под ним подпись, и тому подобное. При желании отыскать этот повод труда не составит.

И еще. Что, интересно, все-таки заставляет вчерашних коммунистов-атеистов и нынешних ни в Бога, ни в черта не верящих властителей и их присных так липнуть к религии? На мой взгляд, синдром Раскольникова, зарубившего топором двух безвинных женщин. К религии приходят в основном двумя путями: через большое горе, когда его не разделить с себе подобными, и через преступление, которое толкает преступника не столько к вере, сколько к попытке подкупить Бога, рассчитывая, что, задобренный, он все простит. И трупы, если они на тебе висят, и грабежи, если грабил, и измены, и вообще всю гниль. И чем больше этой гнили, тем щедрее взятки Богу (как они думают, хотя Ему-то ничего не надо!) – вплоть до возведения соборов и монастырей на награбленные деньги и таких вот вероломств, как с этой площадью. Чем подлее, одним словом, тем демонстративно богомольней. Примеров – масса.

Василий МЕЛЬНИК