Научить власть диалогу с людьми, выносить на обсуждение самые наболевшие вопросы – главная задача Общественной палаты Ульяновской области. О том, с какими проблемами работают общественники и как их решают, рассказал руководитель палаты Александр Чепухин.

– Александр Викторович, как идет реализация проекта «Что не так?», цель которого – выявить наиболее острые проблемы, волнующие жителей региона?

– Проект продолжается: мы собрали список проблемных вопросов в Чердаклинском, Старомайнском, Мелекесском районах. Организовали несколько выездов, встречались с жителями, сельскими старостами, которые подготовили списки предложений. Нашей задачей было сделать так, чтобы каждое из этих предложений попало в Гражданское послание. Так и произошло. Теперь следующий шаг – чтобы областное правительство отработало все собранные людьми вопросы, исходя из финансовой возможности.

– На что в основном жалуются люди? Какие проблемы просят решить?

– Есть много вопросов, которые решить в короткие сроки физически невозможно. Например, строительство дорог внутри сел, где их никогда вообще не было. Но если поставить задачу, реализовать ее можно. Например, есть варианты строительства дорог с твердым покрытием с использованием строительных отходов, асфальтовой крошки.

В Старой Майне очень остро стоит вопрос с качеством водоснабжения. Вместе с руководством администрации районы мы уже проработали несколько вариантов его решения. Теперь будем решать, какой вариант можно реализовать быстрее и что будет выгоднее, чтобы раз и навсегда решить проблему. К примеру, если ставить очистные сооружения, будут ежедневные затраты на химикаты, нужно будет обслуживать оборудование и так далее. Есть другой вариант – провести водопровод из скважины в селе Красная Река, расположенном в 12 километрах от Старой Майны. Там прекрасная вода, в которой нет железа, а это очень важно, ведь фильтры – удовольствие недешевое.

Схожая проблема с водоснабжением в Чердаклах. Но в этом райцентре уже нашли вариант: вероятнее всего, жителей подключат к Ульяновскводоканалу. Проект просчитан, он может быть реализован финансово в течение трех лет. Но здесь есть еще один наболевший вопрос – строительство спортивного комплекса. Прекрасные ФОКи построили в Новоспасском, Карсунском районах, а вот в Чердаклинском – нет. И все потому, что местные власти не смогли решить вопрос экспертизы проекта. Раз они сами сделать это по каким-то причинам не могут, придется помогать.

Также много вопросов к внешнему виду поселка. От одного вида чердаклинского универмага, расположенного в центре села, становится тоскливо – он похож на сарай. Но нам есть с кем работать, кого призвать к порядку.

Наконец, еще один вопрос, который меня очень задел – водоснабжение Белого Яра. Года три назад я, будучи председателем правительства Ульяновской области, проводил заседание КЧС. На нем мы в срочном порядке по запросу чердаклинцев выделили деньги на скважины в Белом Яре. Это была вынужденная мера: если бы пришлось организовывать торги, люди все лето сидели бы без воды. В итоге сделали скважину – работами занимался чиновник из администрации Чердаклинского района. Я получил 30 тысяч штрафа от ФАС за отсутствие торгов. Но самое главное, оказалось, что скважина была сделана неправильно, пробурена недобросовестно. Сейчас по этому факту возбуждено уголовное дело. Остался вопрос: почему мы принимаем на себя риски, выделяем бюджетные средства, а на местах даже на людской беде кто-то умудряется своровать?

– А что было в списках от сельских старост?

– Вопросов, которые они нам передали, много, и многие схожи. Это дороги, ремонт домов культуры. В селе Красная Река построили прекрасный Дом культуры, теперь многие другие села хотят, чтобы и у них появились такие объекты. Мы делаем акцент на том, что реально можно решить и что в свое время недорешали по непонятным причинам. К примеру, программа «Школьные окна». Нужно всего 7,5 миллиона рублей, чтобы в 5 селах Старомайнского района поменять окна. А это не только эстетический вид зданий, но и энергосбережение, тепло для школьников.

В Мелекесском районе несколько раз губернатор давал поручение поставить на несанкционированной свалке около Мулловки систему видеонаблюдения. Вроде бы ничего сложного – установить оборудование, которое поможет обнаружить тех, кто сваливает туда мусор. Но до сих пор вопрос висит в воздухе.

Таких проблем, решение которых требует не больших вложений, а организационных действий, внимания, много. Поэтому я считаю, что после таких выездов на места всегда есть польза. Власть активизируется. На аппаратных совещаниях у губернатора 80 процентов озвученных мною вопросов, которые люди присылают в Общественную палату, решаются сразу же.

Но, к сожалению, я вижу нехорошую тенденцию: власть никак не хочет контактировать с людьми. Даже включает защиту «шипы». Это выглядит странно. Люди, занимающие высокие должности в правительстве, должны быть суперпубличны. У них вся инфраструктура в руках, а они не могут с людьми пообщаться в соцсетях. Хотя это удобно и практично – половина обращений приходит оттуда.

– Какие вопросы рассматривала Общественная палата в последнее время?

– Мы делаем акцент на использовании бюджетных средств. Например, на днях из областного минздрава прислали ответ по снабжению больниц лекарствами. Это проблема многих районов – и Мелекесского, и Старомайнского, и Чердаклинского, и Майнского. Мы задали ведомству конкретный вопрос: зачем в больницы покупать препараты за 53 рубля, когда на сайте госзакупок цена – 23 рубля. Или платить 11 рублей вместо четырех? Неужели мы такие богатые? Пришел ответ на 7 листах: «Будем бороться, это было неправильно, будет правильно». А кто понесет ответственность за нерациональное расходование средств? Кто вернет деньги в бюджет?

Важно понять: денег в казне хватает, их просто нужно тратить разумно и эффективно. Сколько бы губернатор ни привел инвесторов, сколько бы они налогов ни заплатили, бюджета не хватит, если так безобразно, халатно (а возможно, и намеренно) отрасли будут относиться к исполнению своих бюджетов. По результатам ответа из минздрава мы будем готовить обращение в прокуратуру, чтобы они детально этот вопрос разобрали.

Важный момент: мы нашли возможность получить информацию о закупках лекарств. Но почему ни у кого не возникало желания все это проверить? У нас есть контрольный департамент, Счетная палата – масса органов, которые должны этим заниматься и где сотрудники за это получают деньги из бюджета. Но никто никаких выводов не сделал – этим занялись члены Общественной палаты. А ведь такие факты людей сильно раздражают, когда они вынуждены обращаться в районную больницу, а потом идти в аптеку, покупать нужные медикаменты.

– Вы будете делать акцент на контроле за расходованием бюджетных средств?

– Обязательно. Наполнение бюджета – прекрасно, но куда уходят деньги? Я могу привести показательный пример. На сельское хозяйство государство тратило в нашем регионе 1,5 миллиарда в год. Посмотрите, на чем сегодня работают крестьяне? Новейшая техника, GPS-навигация. Какая отдача с гектара сейчас. Она выросла в 3-4 раза.

А взять дорожников: на них тратят 7-8 миллиардов рублей в год. Но покажите мне хоть одно предприятие, которое похвастается передовой техникой, заезжающей на яму и выезжающей, когда уже все готово и заделано? Где техника, нормальный ремонт, качественные дороги? Я считаю, что это тоже вопрос, от которого Общественная палата не должна никогда уходить. Мы точно будем бить в эти болевые точки – дороги и медицину.

– С какими вопросами к вам чаще всего обращаются жители региона?

– Когда я пришел в Общественную палату, сразу же поставил задачу: ни одно обращение рядового гражданина не должно никуда пропасть. И тем более мы не должны отправлять в ответ на жалобы хоть один формальный ответ. Думаю, если бы так произошло, об этом давно сразу бы стало бы известно.

На что люди жалуются? Вопросы самые разные: просят сделать во дворе детскую площадку, установить пешеходный переход, помочь разобраться с вывозом мусора. Это текущие, но очень важные вопросы для жителей. Им все равно, где и какую площадь переименовали – их интересует, что происходит в их подъездах и дворах. И, что показательно, многие уже даже не обращаются к властям, так как знают, что не найдут понимания.

Это говорит о том, что у власти нет контакта с обществом. Когда чиновники научатся общаться с гражданами, мы будем не нужны. Общественная палата состоит из представителей общественных объединений – Ассоциации рестораторов, юристов, фермеров и так далее. А мы сидим и разбираем жалобы и предложения людей, которые должны работать напрямую с властью. Но если там нет контакта, все идет к нам. Если мы помогли двоим-троим, мы получаем еще 30-40 подобных обращений. Все уже знают, что из палаты отписок не будет – каждый вопрос будет на контроле.

– Как изменить эту ситуацию?

– Наша задача – научить власть разговаривать с людьми. Чиновники, в том числе высокие, должны быть в публичном пространстве. Сейчас диалог строится так: граждане – Общественная палата – власть. Но главная цель – чтобы власти научились разговаривать с людьми без нас. В любом случае, мы никогда не уйдем от проблемного поля, будем слушать каждого, кто к нам обратится, и помогать всеми силами и возможными средствами.