В сложные 90-е годы, когда страну лихорадило, мы практически потеряли наши села и деревни. Работы не было, колхозы развалились, одни начали пьянствовать, другие отправились в большие города за лучшей долей. Но потом ситуация резко изменилась, и сельское хозяйство постепенно стало подниматься с колен. Появились крепкие хозяйства, сельчане стали получать неплохие зарплаты, начали развивать инфраструктуру. В развитие районов стали вкладывать большие деньги. Однако то ли из-за равнодушия некоторых чиновников, то ли из-за непорядочности – некоторые населенные пункты будто застряли в тех далеких временах. Люди стучатся во все двери, но в администрациях их словно не слышат, а на проблемы откровенно закрывают глаза.

Старомайнский район – один из самых красивых в Ульяновской области. Места здесь чудесные: подходят и для работы, и для отдыха. Большой залив, могучий лес, плодородная земля. Казалось бы, умелое руководство – и район стал бы передовым. Но проблемы накапливаются, чиновники отстраняются. В итоге же села пустеют, условий нет, работы – тоже.

Одна из главных проблем района – некачественная вода. Она не пригодна даже для использования в хозяйстве, а не то что для питья. Спасти ситуацию могут очистка и установка специальных систем для обезжелезования, но на это денег нет уже лет 20.

Мы говорим о возрождении сел, о перспективах их развития. Ждем, что в сельскую местность вернется жизнь. Но, видимо, только на словах. Вот, к примеру, деревня Красная Поляна, близ Садовки, живет благодаря дачникам – старожил практически не осталось. Казалось бы – людей надо поддержать. Ведь многие с удовольствием бы остались там на постоянное место жительства. А что на самом деле? Нарезали участки, продали, а дальше как хотите. Администрация не занимается постановкой главной дороги на кадастровый учет, соответственно, на балансе ее нет как объекта капитального строительства и отсюда все вытекающие. Почта – раз в месяц, не берут детей в Краснореченскую школу, так как нет школьного автобуса и нет дороги.

– Главная проблема всего района в том, что глава и его подчиненные не болеют душой за свой край и своих жителей. В прошлом году он ушел в отпуск сразу после урагана, который повалил у нас весь лес. Две недели назад впервые приехал к нам в поселок и даже не удосужился просто пройти прогуляться, посмотреть, что да как, какие у нас проблемы. Вместо этого он попросил нас заплатить еще и за район – за ремонт дороги. Якобы здесь живут очень обеспеченные люди. Это нормально? – сетуют местные жители. – Нет на весь район полигона ТБО. Местные устраивают свалки рядом с домами.

Тем временем жители поселка Лесная Поляна не могут дождаться газификации, в селе Ертуганово нужен капитальный ремонт СК. Сельчане из Лесного Никольского уже много лет просят провести благоустройство прилегающей территории святого источника. В селе Малая Кандала дороги в ужасном состоянии. В Старом Рождествено отвратительное уличное освещение. В Прибрежном просят отремонтировать СДК, построить дороги с щебеночным покрытием вместо грунтового. Аналогичные проблемы в селах Дмитриево-Помряскино, Кременках. В поселке Восход нужно отремонтировать ФАП, в Ивановке привести в порядок систему водоснабжения. Жители Красной Реки много лет просят отремонтировать дорогу, в Новиковке нет ни дорог, ни уличного освещения. Люди разъезжаются, работы тоже нет. В селе Татарское Урайкино необходимо срочно очистить русло реки Красная. В селе Ясашное Помряскино нужен ремонт водопровода от скважины до башни, необходима установка новых гидрантов. В деревне Русское Урайкино проблемные вопросы – очистка колодцев водопровода, находящихся в антисанитарном состоянии. Щебеночное покрытие дороги. В Матвеевке нужны расширение и ограждение кладбища, ямочный ремонт дорог. В Шмелевке и Грибовке тоже больное место – дороги. В селе Русский Юрткуль ждут газ, нет нормального уличного освещения. Аналогичные проблемы в селе Базарно-Мордовский Юрткуль.

Вот и получается: вопросов много – дел мало.

Чердаклинский район – один из самых лакомых. Здесь и плодородная почва, и развитая инфраструктура, и новые промышленные предприятия. Город – совсем близко, и в то же время чистый воздух и хорошая экология. Однако и здесь чиновники сумели накопить немало проблем.

Так, в самих Чердаклах необходим спорткомплекс. Местный ДЮСШ хотят закрывать. На главный универмаг страшно смотреть.

В селе Андреевка нужен культурно-досуговый центр. В Уразгильдино, Коровино не освещены улицы, необходим ремонт Дома культуры и дорог. В плохом состоянии школа: требуются замена оконных блоков, ремонт спортзала, благоустройство пришкольного стадиона. В Енганаево нужна очистка русла реки Урень, ремонт внутрихозяйственных дорог и строительство новых проезжих частей.

В Крестово-Городище – организация спуска и благоустройство, возможно организация санкционированного пляжа на территории береговой полосы реки Волги. Здесь есть инициативные жители, готовые принять в аренду данный пляж. Имеется необходимость в установке большой хоккейной коробки около клуба для организации катка для молодежи и всех жителей села. При очистке в зимний период дороги, ведущей в поселок Белая Рыбка, вместе со снежным покровом счищается щебень и древесно-кустарниковая растительность, которая впоследствии захламляет территорию близлежащих обрабатываемых полей. При начале весенне-полевых работ собственникам полей приходится убирать данный мусор за счет собственных средств. В Белой Рыбке нет ни газа, ни условий для досуга детей и молодежи. Не работает Интернет.

В селе Старое Еремкино стоит остро вопрос по перебоям водоснабжения. Из-за маленького диаметра трубы и постоянных протечек частое отключение воды в селе, что приводит к неудобствам. Полное отсутствие автобусных маршрутов. Необходим ремонт сельского Дома культуры. Есть серьезные проблемы с вывозом ТБО. Нет места для организации досуга молодежи, из-за закрытия средней школы негде организовать кружки и спортивные секции.

В поселке Вислая Дубрава не могут дождаться газ. В селе Станция Бряндино есть проблема создания рабочих мест, многие жителе в поисках заработка ездят за пределы региона.

В селе Старый Белый Яр закрыт фельдшерский пункт. Медицинскую помощь получить негде. В селе Бряндино нужен ремонт церкви, в плохом состоянии центральная дорога и клуб для молодежи.

В многочисленных СНТ масса заброшенных участков. Люди были бы рады их забрать и возделывать, чтобы земля не пустовала, но помощи от чиновников нет.

О всех проблемах главе района хорошо известно. Но на решение то ли нет времени, то ли желания…

Мелекесский район Ульяновской области обладает мощным природным, экономическим и историко-культурным потенциалом. На протяжении многих лет район называют житницей Ульяновской области. Однако и здесь села пустеют, проблемы копятся.

Во многих деревнях нет ни Интернета, ни телефонной связи. Старые водопроводы, постоянные прорывы, воды в домах нет. А если и есть – то грязная, с запахом нефти. Дороги в ужасном состоянии, уличного освещения нет, на дорогах – огромные стаи бродячих собак.

В некоторых селах, где могла бы жить и работать молодежь – нет ни садика, ни начальной школы, ни детских площадок. Клубы в аварийном состоянии. Работы нет. Кто же здесь захочет жить?

Водоемы загрязнены и требуют очистки. Вспомнить только наболевшую ситуацию в Мулловке. Местные жители до сих пор чувствуют отголоски истории с «Гиппократом».

В Слободе-Выходцево необходимы ремонт внутрипоселенческой дороги на плотину, утверждение схемы земельного участка для обустройства нового кладбища.

Нет дорог и газа в селе Лесная Хмелевка, Лесная Васильевка, Тинарка.

На состояние дорог жалуются и в селах Русский Мелекесс и Тиинск.

В Никольском-на-Черемшане, которое несколько лет назад было признано лучшей деревней, дороги в ужасном состоянии, часть улиц не газифицированы. В плохом состоянии главная дорога на Мулловку.

В Сабакаево нет Дома культуры. В поселке Лесной он есть, но его крыша вот-вот рухнет…

Что же получается? Пока в зданиях районных администраций чиновники за компьютерами считают, сколько собрать налогов, люди думают, куда бы уехать от безысходности. Разве это правильно?