После затяжного молчания и критики в свой адрес Фонд модернизации ЖКК Ульяновской области «выстрелил» отчетом об итогах своей деятельности в минувшем году.

Ну, собственник, погоди!
Примем на веру достоверность предлагаемых к рассмотрению показателей. Фондом, как сообщается, было запланировано выполнить 855 видов работ по отдельным конструктивным элементам. В том числе 412 видов работ в 182 многоквартирных домах. Они не были выполнены в году позапрошлом и были перенесены на 2017 год. А также 443 вида работ в 135 МКД, предусмотренных в планах на этот период.

Забегая вперед, скажем, что дотянуть до плана не удалось. Выполнено было 724 вида работ, или 85% от предусмотренных условиями контракта объемов.

Как убедительную победу или большое свершение фонд демонстрирует тот факт, что впервые за всю практику своей деятельности выставил штрафные санкции подрядным организациям, которые нарушили сроки и технологии производства работ на пять миллионов рублей. Надо полагать так, что раньше нарушений у подрядчиков не было. Или все-таки были? Тогда почему все это время нарушители безнаказанно уходили от ответственности? Вопрос в пустоту.

Что касается претензионной работы в отношении собственников помещений в МКД, то она (читай выше) впервые начала проводиться с первого марта прошлого года. В ее рамках за последующие шесть месяцев в адрес собственников были направлены 8367 претензий на 56,4 миллиона рублей. Общая сумма оплаченных в первый месяц после выставления претензий долгов составила 11 миллионов рублей, что составляет 22,5% от общей суммы претензий. О более поздних сроках и суммах скромно умалчивается.

Капремонт: бег по кругу
По состоянию на конец года удалось выявить 308 собственников помещений из числа юридических лиц по 629 объектам общей площадью 126,7 тысячи квадратных метров, которым ранее не начислялись взносы за капитальный ремонт. В отношении собственников указанных помещений выставлены счета и проводится работа по взысканию задолженности. Собственники, надо полагать, «осознали всю тяжесть совершенных ими деяний». Глубоко раскаялись и приняли все меры к исправлению. Иначе как расценить тот факт, что за период с 22 сентября по первое ноября 2017 года они заключили соглашения о добровольном погашении задолженности аж на целых 1,27 миллиона рублей. Так мало осталось долгов, должников или они попрятались, остается загадкой. Последний вариант предпочтительней.

А вот с долгами муниципалитетов по взносам на капремонт общего имущества МКД на этот же период дело обстоит гораздо хуже. Долги муниципалитетов составили почти 91 миллион рублей при собираемости взносов всего 17%. Более того, имеются муниципальные образования, которые не считают для себя нужным исполнять даже ранее заключенные соглашения о реструктуризации долгов по оплате взносов на капремонт. Остается одно – погасить за них эти долги. У фонда есть свой вариант, цитируем, «… решать эти вопросы в установленном законом порядке». Непонятно только одно: что мешало и мешает их решать? Тем более, все предпосылки к увеличению собираемости взносов имеются. Стоило, например, придать этой работе системность, как собираемость взносов выросла до 88 миллионов рублей.

К этому времени у фонда появился еще один мощный рычаг воздействия на должников и собственников в целом. Разработано и принято постановление правительства Ульяновской области, которое регламентирует возможность проводить капремонт с учетом реального технического состояния конкретных многоквартирных домов. Говоря иначе, вносить изменения в региональную программу в части переноса сроков капремонта на более ранний или более поздний периоды. А также изменять перечни планируемых видов услуг и работ по капремонту МКД. В качестве примера можно назвать первое комиссионное рассмотрение запросов от собственников помещений и органов местного самоуправления муниципалитетов. По итогам заседания определен перечень из 74 многоквартирных домов, срок проведения капремонта в которых перенесен на более ранний от плана период.

Жилищный надзор: и хорошо, и плохо
Тесно переплетаются с темой капремонта вопросы жилищного надзора. Ситуация здесь выглядит совсем неплохо. Согласно федеральному рейтингу органов государственного жилищного надзора страны, министерство промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области (далее – ОГЖН) занимает 13-е место из 85 субъектов Российской Федерации. Это положительный результат, но планку обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, повышения качества жилищно-коммунальных услуг регион, как полагают эксперты, может и должен поднять выше.

В этой связи есть необходимость назвать результаты по основным направлениям деятельности ОГЖН региона. Так, например, в рамках лицензирования деятельности по управлению МКД 202 управляющим организациям предоставлены лицензии: в 2015 году – 151, в 2016-м – 24, в 2017-м – 27. За этот же период выдано, соответственно, 246, 55 и 364 квалификационных аттестата.

Сотрудниками департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора в минувшем году было выявлено 1219 нарушений против 2013 в году предшествующем. Вынесено 250 предписаний об устранении выявленных нарушений, составлено 304 протокола об административных правонарушениях. Виновные оштрафованы в административном порядке на 17,3 миллиона рублей.

Управляющим организациям выдано 579 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Сотрудниками ОГЖН проведено 88 плановых и 1225 внеплановых проверок. В рамках взаимодействия департамента жилищной политики с правоохранительными органами и прокуратурой региона проведено 103 обследования жилищного фонда. При этом отмечается, что по сравнению с 2016 годом резко, с 2727 до 1745, уменьшилось количество обращений граждан по вопросам начисления и оплаты за коммунальные услуги, в том числе при использовании и содержании общего имущества.

Кроме того, результатом работы ОГЖН, направленной на устранение нарушений по расчету платы за горячее водоснабжение без применения норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды стал перерасчет на сумму 138,5 тысячи рублей, выполненный управляющими организациями.

Говорильня правит миром
Минувший год был отмечен продолжением работы по внедрению на территории области государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Мы в свое время сообщали о жарких дебатах на уровне профильного комитета ЗСО. Сшибки мнений не наблюдалось, напротив, законодатели и практики были единодушны во мнении, что система подается в регионы в «сыром» виде, она не прописана и скорее мертва, чем жива. С тех пор к этому разговору на столь авторитетном уровне, насколько известно, не возвращались. И вдруг нате вам – «проведение видеоселекторных и выездных совещаний, обучающих семинаров с участием поставщиков информации в лице органов местного самоуправления, муниципальных образований региона, ресурсоснабжающих и управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК по рассмотрению проблемных вопросов …». Ну поговорим в очередной раз, и в десятый, и в сотый… А что дальше? Создается впечатление, что проблему просто топят в череде говорилен. Похоже, все как всегда: собака лает, караван идет.

Федот тот или не тот?
Некоторое время тому назад было объявлено о создании совета управляющих компаний Ульяновской области, в состав которого вошли 13 директоров профильных организаций. Похоже на то, как пустили козла в огород. Посудите сами. В компетенцию членов совета, заметим еще раз, директоров УК вошли вопросы, связанные с начислением размера платы на общедомовые нужды, оценкой деятельности управляющих организаций (сами себя, любимых, оценят: песня!!!), раскрытием и размещением информации по управлению МКД (без этого прав у собственника на информацию не имеется?). Сплошным туманом выглядит формулировка относительно, цитируем, «порядка утверждения собственниками помещений перечня работ (услуг) за содержание и ремонт общего имущества и размера платы на его финансирование». Совсем ничего не говорится о работе в составе совета представителей общественности, без которых, все мы знаем, такого можно напринимать, вплоть до подделки документов, что ни один прокурор потом не разберет. Тем не менее совет действует, и уже проведено пять его заседаний.

О реализации компетенций министерством ничего не говорится. Зато сказано о проведенном в прошлом году конкурсе «Пять звезд качества». Призовые места в нем заняли АНО «Центр ТСЖ», ООО «УК ЦЭТ», «УО Жилстройсервис». Какие цели преследовал конкур – ни слова, ни полслова. Между тем, судя по всему, мероприятие не из рядовых. Не хочется тыкать носом дядей и тетей, все они при должностях и наверняка уважаемые люди. Но если говорите о чем-то, то давайте хотя бы краткую информацию.

Сказанное в значительной степени относится еще к одному виду информации. Речь идет о «горячих линиях» 2017 года. Время их проведения: «Мы за чистый двор» – с 17 по 28 апреля; «Дом готов к зиме» – 1-30 сентября; о пуске тепла в МКД – 2-20 октября; «Любимый мой дворик» – 1-15 ноября; «Ледовый патруль» – 5-29 декабря. Если учесть, что на дворе середина 2018 года, информация более чем своевременная, к тому же с полным отсутствием результатов «горячих линий».

А вот за два месячника, проведенных в прошлом году по вопросам ликвидации долгов населения по оплате жилья и коммунальных услуг, можно порадоваться. Сбор платежей увеличился от 10 до 17%. Это, пусть и небольшая, но победа. Значит, можем, когда захотим.