О чем это сказано? Именно так Владимир Иванович Даль объяснял в «Толковом словаре живого великорусского языка» французское слово «реклама». А в скобках уточнял: «восхвалительное объявление о товаре и т.п.» и в качестве примера приводил словосочетание «рекламный гипноз».
Нынешняя реклама знакома всем, как говорится, до боли. Кто-то по-прежнему легко поддается ее гипнозу. А этот рассказ о «статьях в защиту свою» конца XIX – начала XX века.
Кто только не давал рекламных объявлений: торговцы и мастеровые, учителя и врачи и даже… тюрьмы. Последние, разумеется, рекламировали не «комфортабельные удобства» своих камер. Дело в том, что в местах заключения, как и сейчас, существовали различные производства. И их продукция требовала реализации. Вот что писалось в тюремной рекламе 1884 года:
«В Симбирском тюремном замке ИЗГОТОВЛЕНЫ КОВРЫ, плетенные из покромок сукна, ценою по 30 и 40 коп. за квадратный аршин; продаются в Симбирском губернском правлении».
Карамзинская колония душевнобольных как до революции, так и в начале советской эпохи предлагала на продажу яблоки из своего роскошного сада. Так, например, в газете «Пролетарский путь» объявлялось: «На 19 сентября 1926 года Карамзинская колония д.-б. объявляет ТОРГИ на продажу зимних сортов яблок, имеющихся на деревьях в саду колонии (Антоновка, Аппорт и др.). Торги назначаются с 10 ч. утра 19 сентября. Пом. Директора по админ.-хоз. части Димитриев».
Но это, так сказать, реклама сухая, чисто информативная. А вот образчик другой, галантной «статьи в защиту свою» за 1884 год:
«ОСТАНОВИЛСЯ НА КОРОТКОЕ ВРЕМЯ
Честь имею объявить почтеннейшей публике, что я проездом из Оренбурга привез в г. Симбирск и продаю не очень дорого разных певчих птиц, как-то: большой говорящий попугай, канареек ученых, поющих днем и ночью, от 3-х до 15-ти рублей, Курских и Австрийских соловьев, поющих днем и ночью; лесных попугаев, дроздов, скворцов, Китайских и разных охотничьих голубей, самой лучшей породы турманов, а также есть морские свинки. Слушать можно от 7 ч. утра до 6 ч. вечера.
Надеюсь, что почтеннейшая публика не оставит меня своим посещением и будет обращаться в мою квартиру, номера «ЯГОДЫНСКОГО» № 5, Лосевая улица. Голубей разных пород: от 75 к. до 5 р. штука.
Птичник Семен Иванов Соловьев».
После такого призыва, обращенного к почтеннейшей публике, право, было просто невежливо не заглянуть в номера Ягодынского на Лосевой (ныне улица Федерации) послушать пташек и полюбоваться на морских свинок. В противном случае сам себя будешь чувствовать «свинкой» по отношению к птичнику.
Кстати, о птичках. Пожалуй, все молодые мамы прекрасно знают продукцию швейцарской компании «Нестле» с птицей, кормящей сидящих в гнезде птенцов. Фирма существует аж с 1866 года. На страницах «Симбирских губернских ведомостей» 1884 года красовались все те же неизменные пичужки и призыв:
«Молочная мука Нестле Цена 1 р. ДЛЯ КОРМЛЕНИЯ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ. Самое лучшее из ныне изобретенных средств, заменяющих материнское молоко. Оно питательно и удобоваримо и охотно принимается всяким ребенком».
В Симбирске жестянку с птичками можно было приобрести в аптеке Эдуарда Филиппа на Покровской (ныне Льва Толстого) улице.
К рекламе симбирские торговцы относились по-разному. Но ее значение все понимали прекрасно. Чтобы выгоднее продать, надо уметь показать товар лицом. Недаром говорилось: «Покупатель дома похвалит, а купец в лавке». Владельцы музыкального магазина Волков и Яковлев, что располагался на Гончаровской улице, выставляли большие щиты в местах, где больше народу – у извозчичьей биржи. Многие крупные торговцы больше доверяли публикациям в газетах. Одни были кратки, уверенные в том, что само их имя говорит за себя: «В Рижском магазине РАСПРОДАЖА готового платья продолжается. Израильсон».
Газетная реклама других соблазняла богатым ассортиментом. В 1898 году «Симбирские губернские ведомости» сообщали: «В магазине С.И. ЗЕЛЕНКОВА получены: СЕМГА двинская, шемая, сиги, копченые пузанки и дунайские сельди, миноги нарвские, балык из семги. СЫРЫ: лимбургский, бри, комамбер, невшатель».
В газетной рекламе за 1907 год магазин общества потребителей искушал гурманов десятками наименований. В том числе семгой вологодской, швейцарским сыром, омарами, английской и французской горчицей, колбасой Белова, сахалинской кетовой икрой, беловскими анчоусами, белыми грибами и рыжиками, шустовским коньяком, ромом негрита, черносливом огневой сушки, конфетами открывными принцессы Ольденбургской, липовым медом, а также посудой, одеждой, канцтоварами… Среди прочего значился «пищедробитель для дробления мяса» – так заумно именовалась заурядная мясорубка.
Для путешественников незаменимой считалась «Келерская карманная и дорожная аптечка». Еще бы – ведь, как сообщалось в рекламе, она «содержит 20 необходимейших средств и предметов для подачи первоначальной помощи при всех наичаще встречающихся заболеван., поранен. и пр. с наставлением». Особым циркуляром Медицинского департамента от 24 декабря 1897 года продажа была разрешена «везде и всюду».
В 1910-е годы на страницах симбирских изданий появлялись уже и рекламы автомобилей. Причем реклама учитывала и сложности подъема по симбирскому косогору. «Изящный вид, полная гарантия на прочность, легко берут при полной нагрузке Смоленский подъем», – расхваливали «Волжские вести» в 1913 году «первоклассные автомобили завода братьев Стевер». Смоленский подъем – это спуск к Волге от нынешней улицы Рылеева.
Любителей драгоценностей привлекали ювелирные и часовые магазины Кшиновлогера, Кудрявцева и Уралова. Моисей Кшиновлогер снабжал свою рекламу «золотых, бриллиантовых, серебряных и мельхиоровых вещей изящной работы» забавной для ювелирного торга припиской: «Цены на все предметы, в виду большого запаса, самые дешевые». А другое ювелирное объявление, призывающее покупать золотые украшения с искусными имитациями под настоящие бриллианты, начиналось лозунгом: «Долой бриллианты!». Если помните, недавно нас телевизионная реклама тоже потчевала призывами покупать «бриллианиты», уверяя, что их не отличить от настоящих.
Да, красноречие в рекламе – великая вещь! Пожалуй, мало кто мог сравниться с рекламной кампанией шустовского коньяка. Для пропаганды этого чрезвычайно популярного в начале XX столетия напитка перефразировались лучшие образцы отечественной поэзии. Читая данные перепевы, даже не сразу сообразишь, что это – всего лишь реклама. Вот образчик со страниц газеты «Симбирянин» за 1913 год:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало…
Что на улице при этом
Чар весенних очень мало…
Что, узрев «весну златую»
И расставшися с кручиной, –
Снес я шубу меховую, –
Дали только семь с полтиной!..
Рассказать, что все газеты
О весне толкуют строго,
Что жена на туалеты
Просит денег очень много…
Что, хоть денег нет, одначе,
Уж в долги я залезаю…
Что мы будем жить на даче,
Только где, еще не знаю!..
Ну а в Крым поехать трудно,
Очень денег надо много;
Да и жалко бросить чудный
Пить всегда
коньяк Шустова!
Да уж! Современные рекламодатели до таких «шедевров» еще не додумались. Благодаря умелой «раскрутке» товары фирмы Шустова расходились с завидным успехом. А их реклама решительно оккупировала страницы российских (и симбирских в том числе) газет. Поверх губернаторских постановлений и новостных сводок красовались слоганы: «Требуйте коньяк Шустова везде», «Нежинская» Шустова несравненна», нестройно пляшущие буквы заклинали купить «юбилейную полтавскую варенуху «Спотыкач» Шустова».
А если вы не любитель алкогольной продукции, то реклама в «Симбирянине» предлагала посетить «кумысное заведение Биби Рахметуллиной» на Миллионной (ныне улица Островского). Эта реклама была не столь словесно цветаста, зато сообщала, что «заведение награждено 2-мя серебряными медалями».
Однако не все могли позволить себе столь многословную рекламу. Поскольку за рекламные объявления заказчикам приходилось платить, они порой старались сократить едва ли не каждое слово. Вот вам для примера абракадабрский текст медицинского объявления 100-летней давности, опубликованного в московской газете за 1918 год: «Д-р ЯФФЕ пр. усл. по бол. ВОЛОС, перхот, выпад., удал. СИФИЛ. (влив. на ходу), ТРИП. остр., хрон., венер., кожн., бесс., электрол. Т. 1-52-42. Пр. 9-11, 3-8. Срет. В., Печатн. п., 22, кв. 5». Впрочем, если читать внимательно, понятно и без переводчика.
Еще, предлагая товар, важно было заманить покупателя какими-либо льготами. Симбирские книжно-писчебумажные магазины Самойлова и «Семья и школа» вели между собой «холодную войну» за клиентов. Старожил Алексей Васильевич Ястребов повествовал:
«С этой целью Самойлов давал покупателям, приобретшим в его магазине товаров на определенную сумму, какую-нибудь премию вроде небольшого календарика или переводных картинок и т. п. И, надо сказать, на младших школьников эта мера действовала очень хорошо в смысле привлечения покупателей в магазин в ущерб конкуренту».
А уже в советское время ульяновский торговец Сидор Тимофеевич со звучной фамилией Боярин сопровождал в 1926 году рекламу своего универсального магазина припиской: «Выпускным красным командирам скидка 10% со всех товаров». И заманивал молоденьких советских офицеров обещаниями «громадного выбора» «кабур», «снуров для оружия» и других товаров.
О рекламе можно говорить бесконечно. Она соблазняет и завлекает, а частенько забавляет и раздражает.
Антон Шабалкин,
ведущий архивист Государственного архива Ульяновской области