В прошлый четверг в минздраве области, аптечной сети «Ульяновскфармация» и кабинете председателя комитета социальной политики ЗСО Игоря Тихонова прошли обыски. Вечером того же дня несколько человек из этих контор были этапированы в Москву. По неофициальной информации, речь может идти о пресечении деятельности организованной преступной группы.

Государство против государства
Следственные мероприятия проводили совместно сотрудники регионального Управления ФСБ и столичного подразделения Следственного комитета России (СК РФ). Проходило это в рамках уголовного дела о злоупотреблениях в обеспечении медучреждений области лекарственными препаратами и вспомогательными материалами, приведших больницы и поликлиники к фактическому коллапсу. Об этом деле «СК» много писал. Препараты в медучреждения поставляются в рамках госзакупок. Несколько лет подряд все такие торги выигрывает одна и та же фирма – АО «Ульяновскфармация», 100 процентов акций которой принадлежат области. Словом, это как бы государственная аптечная сеть.

Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ульяновской области давно борется с таким положением дел, считая, что победы «Ульяновскфармации» обеспечиваются чиновничеством региона искусственно, в результате чего отсекаются все другие фирмы, которые могли бы принять участие в торгах. Притом что «Ульяновскфармация» производством лекарств не занимается, она торгует ими, и в медучреждения области они попадают через нее по сильно завышенным ценам. Что ведет к расхищению областного бюджета и сбоям в поставках препаратов.

УФАС возбуждало дела по фактам нарушения Закона «О конкуренции», часть из которых выиграло в судах. В ответ на это чиновничество устроило в прошлом году массовый срыв поставок в медучреждения лекарств и попыталось обвинить в нем УФАС. Руководитель областного антимонопольного управления Геннадий Спирчагов назвал эту попытку вздором, указав, что власть имеет возможность закупать медикаменты в любой ситуации и в любой момент – партиями, стоимостью до 100 тысяч рублей каждая, но она этого почему-то не делала.

Наезд на УФАС
В начале июня телеканал «Россия-24» выкатил в эфир зубодробительный репортаж, в котором вся эта история была перевернута с ног на голову. В сюжете содержался жесткий наезд на УФАС, которое якобы сознательно мешает «Ульяновскфармации» вести бизнес, следствием чего и стало бедственное положение с обеспечением медучреждений области лекарствами, и делался прозрачный намек на коррумпированность руководства антимонопольного ведомства. Его глава расценил репортаж как заказной, предположив, что заказчиком являет ся АО «Ульяновскфармация». То есть пошли, что называется, по беспределу, поставив, вероятно, цель дискредитировать неуступчивого Спирчагова и попытаться его свалить. Эффект от этого бандитского приема получился прямо противоположным: через три недели к «фармацевтам» пришли с обысками, в ходе которых изъяли имеющую отношение к госзакупкам медикаментов документацию. Это напоминает сахалинский сценарий, где крушение чиновничества началось с инспирированных в администрации региона наездов на руководство областного Управления ФСБ, гладившее хозяев острова против шерсти, что сильно не нравилось людям из команды Александра Хорошавина.

Казалось бы, при чем здесь Дегтярь?
Среди подозреваемых у нас называется и министр здравоохранения области Рашид Абдулов. Когда он согласился перейти из главврачей на пост министра, знающие люди сказали: «Дурак! На него теперь все и повесят». В том смысле, что именно для подставы Абдулова и могли заманить в министры. То, что дело пахло посадками, многие предполагали давно. Но свалить все на Абдулова будет фактически неверным. На должность в облправительстве он пришел в 2017 году, злоупотребления же расследуются за период с 2015 года. И выходит, что место они имели в основном при предшественниках Абдулова, в частности, при Павле Дегтяре. Дегтярь курировал и деятельность «Ульяновскфармации», в том числе кадровые вопросы в ней, отдав почему-то эту ульяновскую государственную аптечную сеть в руки самарцев. Работу Дегтяря обязан был контролировать председатель облправительства Александр Смекалин, который, как минимум, не мог не знать, что этот бизнес с многомиллиардными оборотами выведен из-под административного управления области.

Если знал, почему молчал? Если не знал, почему не интересовался состоянием дел в столь крупном областном госактиве? Почему было замято дело об убийстве предыдущего директора (тоже самарца) «Ульяновскфармации»? Да и о махинациях с лекарствами, о том, что в схему еще при Дегтяре были втянуты десятки главврачей ульяновских больниц, Смекалин мог прочитать несколько месяцев назад в «СК». На прессу можно, конечно, плевать, но это все до разу. Как сейчас, когда кулаками все замахали после того, как во властных коридорах звякнули наручники.

В больницах – катастрофа
Вопросов у следствия будет, видимо, много, и круг подозреваемых наверняка не ограничится теми, кого уже увезли в столицу. Не случайно же за дело взялись московские следователи, не подпустив к нему своих ульяновских коллег.

И бомба эта, на мой взгляд, всероссийского масштаба. Во-первых, потому, что объемы госзакупок медикаментов и вспомогательных средств в области исчисляются миллиардами рублей в год. Сравнимы по порядку сумм и масштабы злоупотреблений. Во-вторых, схема, если это все подтвердится в обвинении и суде, была построена так, что ограбление государственного бюджета велось через государственную же структуру – «Ульяновскфармацию». Создатели схемы рассчитывали, возможно, что такая маскировка надежнее, поскольку к частнику придерутся скорее, чем к гос-компании. И в-третьих, из-за жести преступления, расследуемого сейчас УФСБ и СК РФ, циничнее которого сложно что-либо придумать, ведь речь о здоровье и жизни людей.

Пока не очень понятна роль в этой схеме депутата ЗСО Игоря Тихонова. То ли он содействовал уходу средств из бюджета рычагами комитета, который возглавлял. То ли был связующим звеном между влезшими в ульяновскую фармацию самарскими бандитами, если выгодоприобретателями схемы были они, и деньгами бюджета области. То ли что еще. И не было ли его страстное желание избраться от «Единой России» в 2016 году в Госдуму попыткой вырваться из криминальной трясины, которая затягивала его все глубже и глубже? Но теперь руководство областного отделения «Единой России» исключило и Тихонова, и всех других попавшихся из партийных рядов. Между тем ситуация в ульяновских больницах остается катастрофической. Как рассказывают пациенты, в стационарах нет практически ничего, и больные должны покупать все сами. У кого нет денег, обречены на смерть. Особенно это касается онкологии и других тяжелых заболеваний.
Сергей ПОЛЕНОВ