6 июля исполнится 170 лет со дня рождения Владимира Поливанова (1848-1915), симбирского помещика, крупного землевладельца, общественного деятеля.
Мы знаем Владимира Поливанова как губернского предводителя дворянства и инициатора создания губернской ученой архивной комиссии. Не очень известна его деятельность как археолога. А между тем Поливанов был членом-корреспондентом французского и бельгийского обществ археологии, почетным членом Императорского археологического института.

Начиная с 1890 года его увлечение археологией приобрело профессиональный характер. Толчком к этому стали раскопки Муранского могильника. Могильник был открыт поблизости от сызранского поместья Поливановых в результате земляных работ по устройству плотины и сразу стал объектом пристального внимания Владимира Николаевича. Он получил официальное разрешение – открытый лист от Императорской археологической комиссии – на проведение здесь раскопок. Только за первый полевой сезон на могильнике были вскрыты 324 могилы, из которых добыто «1400 предметов, исключая бусы». Крупномасштабные раскопки велись с привлечением 280 рабочих, нанятых на средства Удельной конторы, в соответствии с принятыми в то время методическими рекомендациями.

В том же 1890 году результаты раскопок привлекли внимание участников 8-го археологического съезда, в том числе и присутствовавшего на нем знаменитого французского археолога де-Бая. В 1892 году выставка предметов из могильника демонстрировалась в Москве перед участниками Международного конгресса антропологов, этнографов и археологов. На этом конгрессе Поливанов выступил уже не просто как докладчик, а как член организационной комиссии, что указывает на рост его научного и общественного авторитета. В1894 году де-Баем делается сообщение о муранс-ких древностях на конгрессе в Женеве. В зарубежной научной литературе появилось несколько публикаций на тему раскопок могильника. В 1896 году Поливанов издал труд под названием «Муранский могильник». После этого еще не менее четырех сезонов шли раскопки на могильнике, раскопано в общей сложности 800 могил. Но даже и позже он не забывал могильник, постоянно возвращаясь к нему в своих исследованиях. Из сферы частного увлечения археология превратилась в общественную деятельность, протекающую под эгидой Симбирской губернской архивной комиссии, бессменным председателем которой Поливанов являлся первые 20 лет ее существования.

Поливанова интересуют разнообразные памятники археологии: стоянки неолита и курганы бронзового века, средневековые селища и городища, отдельные местонахождения и грунтовые могильники. В ходе археологического изучения Симбирского края Поливановым и его единомышленниками совершались многочисленные «археологические экскурсии» по губернии и ее окрестностям: в Коржевку, Сабанчеево, Кременки, Старую Майну, Старо-Тимошкино, Архангельское, Пальцино, Сосновку, Гулькино, Хрящевку, Болгары. Во время этих экспедиций проводились разведки и обследование археологических памятников, нередко с применением раскопок. Однако особенно пристальное внимание Поливанов уделяет археологическим древностям в окрестностях сел Криуши и Крестово Городище. Четыре раза он посещает находящееся на левом берегу Волги, в 15 километрах южнее современного Ульяновска, Симбирское городище. Такое пристальное внимание к этому объекту объясняется следующими причинами: во-первых, считалось, что здесь помещался легендарный золотоордынский город Симбер, во-вторых, сюда вел след из Муранского могильника. В середине XIX века неподалеку от городища были обнаружены две массивные золотые гривны-подвески, аналогичные найденному на территории Муранского могильника серебряному медальону, и каменные надмогильные стелы.

Не менее двух раз обследовались окрестности села Криуши и расположенное поблизости знаменитое Арбухинское городище – современник золотоордынского Симбера и Муранского могильника. Был открыт целый пласт неизвестных ранее памятников древней и средневековой истории края, что переворачивало бытовавшие представления об исторической скудности и бесперспективности края. Начиная с 1895 года особой заботой Поливанова стало обобщение имеющихся сведений и создание археологической карты Симбирской губернии. Это была нелегкая задача, учитывая слабую исследованность края и отсутствие квалифицированных научных кадров. Однако задача сбора первичной информации была решена блестяще. Посредством широкого опроса через листы-анкеты, высылавшиеся наиболее компетентным и известным людям в уездах, а также во все волостные управы, был создан внушительный банк данных, легший в основу «Археологической карты Симбирской губернии».

Это издание вышло в свет в Симбирске в 1900 году. Археологическая карта – одно из любимых детищ Поливанова, предмет его особой гордости. Труд не утратил значения и сегодня.

В начале XX века Императорская археологическая комиссия обратилась к Поливанову с просьбой возглавить раскопки курганов вблизи села Трубецкое Балашовского уезда Саратовской губернии. На склоне лет Владимир Николаевич не всегда лично участвовал в археологических «экскурсиях», но инициатива большинства из них принадлежит лично ему. При его непосредственном покровительстве в 1896 году проводились раскопки Пальцинского городища и трех курганов у села Сосновка. Примером неугасимого пристрастия к археологии стали раскопки Майнского могильника в 1914 году, произведенные Поливановым всего за год до смерти. В 1890 году Поливанов в своем имении Акшуат основал первый в губернии частный музей. Для размещения геологических и археологических коллекций было выстроено специальное здание, напоминающее античный храм.

Нина КОСТЕРИНА