В этом году в Ульяновской области все-таки провели фестиваль исторической реконструкции «Волжский путь» – после того, как в прошлом году его чуть окончательно не потеряли. Выбрана была другая площадка, и в целом получилось неплохо.

Раньше «Волжский путь» проводился в Новой Беденьге, на которую у властей Ульяновской области были большие планы – и усадьба Колобка, и парк ремесел, и еще бог знает что. Сейчас там ничего -денег на развитие не хватило. Ушел оттуда и «Волжский путь».

В прошлом году из-за этого пришлось искать новую площадку. И по ощущениям, занялись этим слишком поздно: в итоге, несмотря на заявления агентства по туризму, он не состоялся. Это была потеря – в соседних регионах давно и с успехом подобные фестивали проводятся, в том числе в Татарстане, где традиционно проходит крупный «Великий Болгар». Пропустить год – значит, окончательно потерять зрительский интерес к мероприятию, уступив конкуренцию соседям.

Это, кстати, уже происходит – несмотря на то, что «Волжский путь» проводится с 2012 года, в том же Татарстане его мало кто знает. Например, в Волгаре местные реконструкторы на вопрос, бывали ли они на фестивале в Ульяновской области, сказали, что вообще не слышали о таком.

В этом году фестиваль все-таки состоялся, хотя о нем многие уже успели забыть. 7 июля его провели в новом месте: реконструкторы, которые занимаются восстановлением антуража битв средневековья, собрались в «Булгар-ской заставе» в селе Иваново Чердаклинского района. Открытым был только один день, а не два, как обычно. Поэтому, например, взятие башни штурмом зрители не увидели.

Место оказалось лучше, чем прежнее – это признали многие. Дело в том, что поле в Новой Беденьге было слишком большим: от лагеря реконструкторов, где традиционно много интересного (это не традиционный кемпинг – все палатки исторические, красивые), до арены, где проводились бои, огромное расстояние. Здесь же, напротив, все получилось очень компактно, да еще и огорожено деревянными башнями и стенами. Стены, правда, не достроили, а очень жаль – было бы совсем здорово находиться внутри средневековой деревянной крепости. Рядом и арена, и торговые ряды, и «харчевня», где можно было по-человечески поесть, и лагерь реконструкторов. Только для того, чтобы пострелять из лука и пометать копья (сулицы, если точнее), приходилось отходить подальше, что, впрочем, объяснимо.

И публика собралась, хотя и не было ее очень много. В агентстве по туризму поспешили заявить, что устроенная автостоянка на тысячу машин была полностью забита «гостями из других городов», но это не так: мест оставалось много, а машины – в основном ульяновские. Другое дело, что в этот раз наконец-то организовали автобусы из Ульяновска до площадки. На фестивале были замечены даже иностранцы – по полю ходил мужчина с грудным ребенком, который снимал происходящее на квадрокоптер и общался с продавцами по-английски. Нам он рассказал, что приехал из Чили. Не на фестиваль «Волжский путь», конечно, а на свадьбу.

Пожалуй, не хватило более масштабной ярмарки и мастер-классов: многие посетовали на то, что не было мест, где человеку бы объяснили технологию выделки кожи, создания аутентичных украшений, кольчуг. В этот раз не было никого, кто бы продавал свой хлеб. В общем, масштаба не хватало.

Зато в этот раз, кроме «Битвы дружин», где сражались четыре команды (очень эффектное зрелище), боев один на один, провели еще и конные состязания. Конников было всего четверо. Им предлагалось сбивать с палок сначала капусту, потом яблоко, поражать копьем подвешенное кольцо, а затем атаковать копьями же щит. У бойца, который изображал средневекового рыцаря, лошадь была беременная и совершенно не хотела переходить на галоп, из-за чего эффектно что-то сделать он так и не сумел. Остальные с задачами справились и выглядели прекрасно. Отдельно стоит отметить ведущих, которые погружали зрителей в историю своими рассказами о воинах и войнах.

Забавная деталь – каждый «Волжский путь» сопровождался ливнем, а в этом году – тишь и гладь. Многие поспешили заметить, что на новом месте даже дождя нет, но оказалось, что тучи просто долго искали площадку. А под вечер субботы нашли – и залили-таки людей. Фестиваль это особенно не испортило, хотя людей и отпугнуло – как и четвертьфиналы чемпионата мира, на просмотр которых многие под вечер уехали.

Пока «Волжский путь» фактически начинается заново. Фестиваль – один из самых больших в Ульяновской области, но по-прежнему маленький в масштабах даже Поволжья. Например, у нас четыре конника устраивают конные состязания, а на фестивале «Великий Болгар» закованные в сталь с головы до ног всадники устраивают настоящий рыцарский турнир, пытаясь выбить друг друга из седла. К нам съезжаются реконструкторы из Самары и Пензы, а в Татарстан – со всей России и из Европы. Однако развивать «Волжский путь» однозначно надо, тем более что отзывы в большинстве своем положительные.

Только поработать еще нужно. Например, если бы перед фестивалем были не сухие жаркие дни, а проливные дожди, дорога до площадки из пыльной трассы превратилась бы в непроходимую грязь. Это тоже нужно учитывать. Не хватило и аутентичности: все-таки были представлены в основном русские витязи, скандинавские воины. А Волга – это место, где воевали булгары, монголы, здесь долгое время находился Хазарский каганат. Восточные, кочевые войска на фестивале не представлены. Хотя и понятно, что это вопрос больше к реконструкторским клубам: им интереснее восстанавливать то, что было в Древней Руси или в Западной Европе. И спасибо тем же пензенским военно-историческим клубам, что приехали в Ульяновскую область в таком большом составе.
Сергей ГУРЬЯНОВ