150 воинов собрались на ульяновской земле, чтобы помериться своими силами. Вместе с семьями они встали лагерем в Старомайнском районе, между битвами пели старинные песни, готовили еду и занимались рукоделием. Корреспонденты “Молодежки” побывали на месте событий.
ВОЕВАЛИ В КАМЫШАХ
Достойные мужи в доспехах съехались из разных городов на фестиваль живой истории “Волжский путь”. Для участников мероприятия программа делилась на четыре дня: в четверг – заезд и регистрация, в пятницу проходили состязания в многоборье, в воскресенье – подведение итогов. Эти три дня были закрыты для туристов, зрителям посетить фестиваль можно было только в субботу.
– В закрытый для зрителей день проходили различные исторические эксперименты в разных сферах. Например, обстрел строя лучниками. Проводить подобные бои, когда есть зрители, мы не можем по соображениям безопасности. Также мы организовали боевые взаимодействия на пересеченной местности (в камышах, в лесу). Участники поделились на две команды, одна из которых была в заведомо проигрышной позиции и пыталась выйти из этого положения, – рассказал Станислав Селезнев, ведущий фестиваля.
Кроме того, в это время проводили различные лекции и готовили необычные блюда по манускриптам. Одним из них стал бешбармак. Это традиционное мясное блюдо тюркоязычных народов, которое готовилось по случаю праздников или приема дорогих гостей. Со слов Станислава, на фестивале его готовили в самодельном котле, который сделали кузнецы.
ПУГАЛИ ПРОТИВНИКОВ МАСКАМИ
Утром в субботу, 7 июля, в размеренной жизни участников фестиваля появились туристы, которые с 11 утра могли попасть на территорию комплекса “Булгарская застава”, где и развернулись военные действия. После торжественного открытия начались построение участников и зрелищное массовое сражение, затем состоялись соревнования дружин.
Туристы смогли увидеть необычные для современного человека состязания. Одним из них стало метание с улиц. Это оружие представляет собой метательное копье с железным наконечником. По сохранившимся источникам, оно использовалось в IX-XIII веках в боях и во время охоты. Были бои семерок, бои за сундук и многое другое. Отметим, что во время соревнования все участники поделились на четыре дружины. Каждая из них пыталась поразить своих противников. Так, например, вокруг дружины “Каличи” ходила страшная легенда – якобы их лица настолько изуродованы, что они вынуждены носить маски. Но искушенный зритель знает, что эта команда реконструкторов отличается шутливым отношением к бою. Например, они могут разбежаться по полю по одному, подраться между собой или выкинуть любой другой сюрприз, который обезоружит противников.
90 ТЫСЯЧ ЗА ОБЛАЧЕНИЕ
Во время небольшого перерыва мы подошли к участнику фестиваля.
– Я посещал все “Волжские пути”, которые были. Сам стал реконструктором в 2009 году, тренируюсь два раза в неделю и периодически выезжаю на различные мероприятия по всей России. Сегодня мне голову отбили, поэтому я не могу ничего рассказывать, только мило улыбаться! – рассказал Александр Николаев из дружины “Волжский сокол”, прибывший из Самары.
Когда мы спросили, бывают ли боевые раны, он предложил снять доспехи и рубашку и показать их. С его слов, обычно бывают рассечения, переломы, засечки, как и в другом экстремальном виде спорта. Но бывали и страшные случаи, так, например, дважды ему отрубали мизинец, который врачи пришивали обратно.
К слову, полное облачение Александра весит 12 килограммов, а стоит порядка 80-90 тысяч рублей.
ТКАЛИ ШЕРСТЯНУЮ ТКАНЬ
После небольшого перерыва для участников фестиваля началась зрелищная программа – состязание конников, турнир щит-копье, состязание лучников. Те, кому не очень нравятся боевые забавы, смогли найти дело для себя. Так, например, с обеда на фестивале начали работу средневековая ярмарка и ре-, месленные площадки. Глиняные горшки, плетеные корзины, деревянные гребни, детские мечи и щиты, стальные ножи… Поле было усеяно разнообразными сувенирами, многие из них были аутентичными (соответствующими оригиналам). Любителям делать все своими руками была предоставлена возможность принять участие в мастер-классах. Можно было полепить из глины, приготовить что-то вкусное, сплести изделие из бересты. Одним из мастеров, которые демонстрировали свое мастерство, стал Михаил Стариков из Воронежа.
– Сегодня я провожу мастер-класс по ткачеству. В данный момент я заправляю вертикальный ткацкий станок. На эту процедуру может уйти от четырех до пяти часов. Станок сделан по технологиям раннего Средневековья. Сегодня мы покажем, как получить шерстяную ткань. Сами мы занимаемся этим делом уже семь лет, а серьезное производство началось с 2014 года, – рассказал мастер.
Из такой шерстяной ткани сделаны некоторые на-ряды участников фестиваля, которые демонстрировали на конкурсе исторического костюма.
– Каждый участник должен обосновать со ссылками на исторические источники форму, вид, появление, временной период того или иного костюма. Чтобы участвовать в конкурсе, нужны академические исторические знания. На заре реконструкторского движения были комичные случаи, когда создавали костюм, ходили в нем, а потом оказывалось, что он какой-то специфичный. Например, в нем только хоронили или наряжались сугубо на свадьбу, – пояснил Станислав Селезнев.
Завершился фестиваль выступлением фолк-рок группы “Сколот”, после чего зрители покинули поляну фестиваля.
ДЛЯ СПРАВКИ
История “Волжского пути” началась в 2012 году. Пять лет он проходил в селе Новая Беденьга Ульяновского района. В прошлом году, со слов организатора, из-за проблем с финансированием мероприятие не проводили. В 2018 году возобновленный фестиваль впервые прошел на другой площадке.
– Ту площадку было невозможно больше использовать, поэтому начался поиск нового места. Мы рассматривали разные варианты, в том числе и в рабочем поселке Ишеевка.
Примерно два месяца назад было решено провести фестиваль здесь, и мы старались сделать все, что можно, до этой даты, – рассказала организатор фестиваля Альфия Темир-Булатова. – С учетом специфики местности мы будем вводить какие-то новые элементы.
Возможно, что-то связанное с водой, лодками. Здесь есть куда расти.
Наталья КОРОЛЕВА