Часть 1 и часть 2.

Как уже было сказано выше, Федор Осипович Ливчак завершал строительство комплекса Карамзинской колонии, начатое М.Г.Алякринским. Но на этом его работа в больнице не завершилась.
Мы также упомянули, что уже через несколько лет после начала работы колония столкнулась с проблемой переполнения. Другой фактор, немаловажный для учреждения такого типа, – требование раздельного содержания различных категорий больных. Все это требовало дальнейшего расширения лечебных площадей.
В 1907 году В.А.Копосов обратился в Губернскую земскую управу с ходатайством о строительстве двух новых корпусов. Это должны были быть мужской и женский корпуса, каждый на 40 человек, для ослабленных и туберкулезных больных. Полезная площадь мужского павильона – 102 кв. сажени, стоимость 28.650 руб. Женский павильон – площадью 120 кв. саженей и стоимостью 32.647 тыс. рублей. Управа пошла навстречу, но, не будучи в состоянии сразу понести такие расходы (Карамзинский капитал был уже полностью израсходован), решила вести строительство поэтапно. Начали с мужского корпуса. О женском павильоне, построенном позже и представляющем особый интерес, речь пойдет отдельно, в следующей части.
Разработка проекта и строительство были поручены гражданскому инженеру Федору Осиповичу Ливчаку. Это было время, когда он серьезно занимался технологией строительства из пустотелого бетонного камня (бетонита), за которую получил степень кандидата наук, и от теории переходил к практике. Бетонные блоки производились на его собственном, а потом и земском заводах. Архитектор построил много подобных зданий в Симбирске и губернии: доходные дома кн. Ухтомской на Покровской улице, несколько построек в Александровской больнице, школу огнестойкого строительства, собственный дом-ателье и т.д. Но это было позже. А павильон для ослабленных мужчин Карамзинской колонии душевнобольных стал его первой, опытной постройкой такого типа. Возможно, именно этот первый успех способствовал назначению Ф.О.Ливчака в 1910 г. на должность заведующего строительным отделом Симбирского губернского земства.
М.П.Телегин (5) приводит рассказ старожила поселка им. Карамзина Н.А.Ерофеева. По его воспоминаниям, при строительстве павильона приезжал из Симбирска интеллигентного вида человек. Он носил усы, В.А.Копосов называл его Федором, а отчества Николай Александрович не запомнил. Он давал указания строителям по укладке бетонных блоков и обсуждал с ними проект. Потом Ерофееву сказали, что это был инженер Земской управы Ф.О.Ливчак.
Строительство павильона было завершено в 1909 году. Позже В.А.Копосов писал: «Переживаемый кризис был значительно смягчен (хотя радикально не устранен) двумя серьезными мерами: a) открытием в 1910 г. нового павильона с превосходным водяным отоплением для 40 больных мужчин и б) переводом 50 больных преступников и опасных неизлечимых хроников в Казанскую окружную лечебницу» (2).
Конечно, это здание не поражает архитектурными изысками, выглядело довольно просто и непритязательно. Об этом можно судить и по фотографии начала века из брошюры Ф.О.Ливчака, и по более поздним снимкам (фото 2-3). Но характерный стиль архитектора несомненен. Главная же его ценность в том, что это была самая первая постройка из бетонного камня в Симбирской губернии.
Судя по фотографиям, в 1980-х годах здание еще стояло и даже не выглядело аварийным. Целое, чистое, опрятное. С большим трудом удалось найти в густых зарослях то, что от него осталось (фото 5-6). Остатки стен, оплетенные буйной растительностью, местами – только фундамент. К той стене, что выглядит целее, подобраться вообще не удалось, так плотно стоят кусты и деревья. Разбросаны бетонные блоки Ливчака, но не очень много, учитывая степень разрушения. Похоже, руины активно растаскивались на материал для строительства. Что ж, хоть так творение симбирского зодчего продолжает служить людям…
В 1913 году в Карамзинской колонии было возведено еще одно строение по проекту Ф.О.Ливчака, тоже из бетонных блоков – здание прозекторской (фото 7-10). Оно стоит неподалеку от руин мужского павильона, около дорожки, ведущей от больничных корпусов к церкви и кладбищу. Домик пустует, стекла выбиты, но пока здание сохранилось. И выглядит примерно так же, как на снимках, сделанных несколько десятилетий назад. Кажется, вполне можно было бы приспособить его для каких-либо хозяйственных нужд. Хоть инвентарь хранить, что ли. Работникам больницы, конечно, виднее. Просто жаль, что так бесцельно погибает память о выдающемся симбирском архитекторе Федоре Осиповиче Ливчаке, а будь дом при деле – возможно, простоял бы дольше.
Но о куда более значительной утрате, связанной с именами В.А.Копосова и Ф.О.Ливчака, поговорим в следующей, заключительной части этих заметок.
Окончание далее.

Федор Осипович Ливчак.

Здание павильона на 40 чел. для ослабленных мужчин Карамзинской колонии душевнобольных. Архитектор Ф.О.Ливчак. Первая опытная постройка из бетонного камня, 1909 год. Западный фасад.
Ф.О.Ливчак «Бетонный пустотелый камень…», СПб, 1914 (2-ое изд.).

Бывшее здание павильона для ослабленных мужчин. 1980-ые гг. Восточный фасад.
С.С.Касаткина, О.А.Свешникова «Федор Ливчак», Ульяновск, 2006.

Остатки здания павильона для ослабленных мужчин. 2000-ые гг.
С.С.Касаткина, О.А.Свешникова «Федор Ливчак», Ульяновск, 2006.

Остатки здания павильона для ослабленных мужчин. Современный вид.

Остатки здания павильона для ослабленных мужчин. Бетонные блоки Ф.О.Ливчака.

Бывшее здание прозекторской Карамзинской колонии душевнобольных. Архитектор Ф.О.Ливчак (1913). 1980-ые гг.
С.С.Касаткина, О.А.Свешникова «Федор Ливчак», Ульяновск, 2006.

Бывшее здание прозекторской Карамзинской колонии душевнобольных. Архитектор Ф.О.Ливчак (1913). 2000-ые гг.
С.С.Касаткина, О.А.Свешникова «Федор Ливчак», Ульяновск, 2006.

Бывшее здание прозекторской Карамзинской колонии душевнобольных. Современный вид.

Бывшее здание прозекторской Карамзинской колонии душевнобольных. Современный вид.