На заре реформы системы капитального ремонта многоквартирных жилых домов у многих были сомнения, неуверенность. Сейчас ситуация в корне поменялась, люди не просто платят, а борются за то, чтобы платить взносы… Но только на счет своего МКД, а не в «общий котел».

Капремонт может быть энергоэффективным, и после него у жителей снижается размер квартплаты. Конечно, это выгодно! И, понимая это, люди охотно несут взносы в фонд капремонта. Ведь получается, что можно провести энергосберегающие мероприятия, не прибегая к дополнительным сборам. Так, в доме №86 по ул. Рябикова решением общего собрания собственников за счет средств со спецсчета в прошлом году провели модернизацию теплового пункта.

– Экономия по отоплению бешеная получилась – до 28%. А раньше у нас был жуткий перетоп, всю зиму открытые форточки, и мы, по сути, платили за обогрев улицы, – говорит старшая по 86-му дому Галина ЛАЗАРЕВА. – Оборудование обошлось в 370 тыс. рублей. Но, учитывая экономию и то, что часть средств возвращается в качестве компенсации по государственной программе стимуляции энергоэффективного капремонта, мы бы расплатились за это в течение одного года.

Однако, когда в начале 2018 года настала пора расплачиваться с подрядчиками, выяснилось, что жители перестали получать квитанции. Стали разбираться. Выяснилось, что руководители компании ООО «Ресурс», которая управляет МКД, решили расторгнуть договор с РИЦ, а в качестве нового платежного агента наняли ООО «Форвард-Инфо». Так как владельцем спецсчета является региональный оператор и уведомления об изменениях направлялись ему, а не собственникам, все это было сделано без их участия. Жильцы просто ничего не знали.

– От меня даже скрывали это, – утверждает председатель совета МКД. – Но даже не получая начислений, наши жители все равно продолжали платить за капремонт.

Дело в том, что при нарушении платежной дисциплины и снижении сборов ниже 50% у собственников есть реальная опасность, что их специальный счет принудительно переведут в «общий котел».

– Самое обидное, что из-за этой неразберихи с начислениями получатели лишились своих льгот. Оказывается, компенсация взносов происходит не по факту оплаты, а по факту начислений. Соответственно, нет начислений – нет льгот! Конечно, мы обратились с жалобами во все инстанции, – продолжает Галина ЛАЗАРЕВА.

Несмотря на помощь жителям со стороны Фонда модернизации ЖКК и регионального Минстроя, платежный агент и УК никак не могли разобраться между собой. Ситуацию рассмотрели в Законодательном Собрании. При этом, так как проблема может стать типичной и для других МКД в Ульяновске, к обсуждению пригласили администрацию города. В результате было принято совместное с собственниками решение о том, что дом вновь возвращается на абонирование в РИЦ.

Сегодня у жильцов дома №86 по ул. Рябикова периодически еще возникают эхом отголоски смены платежного агента. Иногда вдруг появляются непонятные задолженности даже у тех, кто платит на месяц вперед. Но в целом ситуация нормализовалась. Начисления производятся, как полагается, и льготы жителям вернули.

– Найденное решение – нестандартное. Но это решение доказывает, что главный в управлении домом – собственник, а не управляющая компания и не платежный агент. Думаю, что конфликта можно было избежать, если бы управляющая компания при смене платежного агента заранее предупредила об этом собственников и предложила им алгоритм действий, – поясняет председатель Комитета по жилищной политике, ЖКХ и энергетике ЗСО Геннадий АНТОНЦЕВ. – Прозрачность начисления платы и своевременное выставление платежей для жителей так же важны, как результат их оплаты – досрочный и энергоэффективный капитальный ремонт дома.

Илья Антонов