Это лето выдалось жарким, и не только в плане температуры за окном. Градуса в общественную жизнь добавили сотрудники ФСБ и Следственного комитета. Нынешним летом они как никто солируют в борьбе с коррупцией и взяточниками на территории Ульяновской области.

Обыски
Не проходит и двух-трёх недель, как Россию потрясают раскрытые коррупционные схемы в Ульяновске. Первыми сотрудники ФСБ и Следственного комитета РФ (далее СК — прим. ред.) взялись за так называемых непотопляемых и неприкасаемых.

В один из июльских дней в шесть часов утра прошли обыски у министра здравоохранения области Рашида Абдуллова, председателя комитета ЗСО по соцполитике Игоря Тихонова и руководства АО «УльяновскФармация». Причём обыскивали их жилье и кабинеты. Обыски прошли и в Законодательном собрании области, и в региональном Министерстве здравоохранения.

Затем 9 июля было оцеплено здание муниципального ульяновского предприятия «Стройзаказчик», которое находится на улице Энгельса в Ульяновске (далее МУП — прим. ред.). Его возглавляет один из братьев-близнецов Шкановых — Александр.

Там, как и в первом случае, изъяли интересующую правоохранителей документацию.

А потом, как гром среди ясного неба, — обыски в здании регионального МЧС на улице К. Маркса в Ульяновске. Обыскивали и изымали документацию в кабинете заместителя начальника областного МЧС полковника Сергея Золотова.

Знающие люди утверждают, что это только начало реальной борьбы с коррупцией на территории нашего региона.

За что их?
Тихонова, Абдуллова и компанию обвиняют в воровстве государственных десяти с половиной миллионов рублей. Хотя наши эксперты утверждают, что это только ниточка, за которую потянули силовики.

Иван Петров (фамилия, имя изменены — ред.), бывший сотрудник Минздрава области поясняет:

«Создание самой организации «Фармация» было задумано с целью воровства бюджетных денег. Если раньше каждая больница закупала нужные лекарства самостоятельно, то теперь главврачей заставляли закупать их централизованно, через эту фирму. И они под страхом увольнения закупали. Часто в больницу попадали те лекарства, которые ей не нужны, а которые нужны — не попадали годами. Причем этой фирме облбюджет платил за лекарства своевременно, иногда в три-четыре раза больше реальной стоимости. Вот почему не хватает денег на закупку медицинских препаратов, а люди вынуждены, ложась в больницу, даже физраствор, бинты и зелёнку покупать за свои деньги. Когда я попытался в этом разобраться — меня уволили…»

Так ли это, утверждать не берёмся. Мы не следователи. Но больно похоже на правду. Знающие люди поговаривают, что если клубок раскрутят, то может всплыть воровство сотен миллионов рублей, ведь через фирму проходили миллиарды. И длилось всё это годами. А в чьих карманах оседали эти сотни миллионов — это предстоит выяснить следствию.

Тот же наш эксперт Иван Петров утверждает, что Тихонов и Абдуллов — просто стрелочники, а многие главврачи ульяновских больниц уже начали давать показания.

Что касается МУП «Стройзаказчик», то там пока не установленные лица из руководства подозреваются в том, что создавали благоприятные условия, чтобы тендеры и аукционы выигрывали свои коммерческие структуры. Ну а после оговорённый процент от суммы в знак благодарности возвращался в карман в виде отката тем самым пока не установленным следствием чиновникам.

Более того, есть информация, что аукционы да тендеры, проводимые МУП «Стройзаказчик», выигрывали фирмы, контролируемые одной из засвияжских преступных группировок. В итоге государственные (из муниципального бюджета) деньги финансировали преступное сообщество и оседали в карманах коррумпированных чиновников.

Наш эксперт Владимир Краснов (фамилия, имя по понятным причинам изменены — прим. ред.) говорит:

«Многие тендеры и аукционы, которые проводит ульяновская городская власть, контролируются преступными сообществами. Контроль начинается на уровне подготовки технического задания. В него специально вносятся пункты под конкретную фирму. То есть только она соответствует требованиям и может стать победителем. И бюджетные деньги уходят в нужном чиновникам направлении, а потом их банально делят. Если кто-нибудь проведёт настоящую ревизию тендеров да аукционов, то тогда то, что всплыло в МУП «Стройзаказчик», покажется цветочками. Сотни миллионов рублей уходят в карманы чиновников и преступных сообществ. Но чиновники делают всё так хитро, что доказать это очень трудно…»

И здесь редакция «Молодёжной газеты» не может утверждать, что всё именно так. Однако то, что нужно провести ревизию всех аукционов, проходивших при градоначальнике Панчине, считаем правильным.

Думается нам, что история с МУП «Стройзаказчик» — тоже только начало вскрытия коррупционных схем в городской власти.

История с заместителем начальника МЧС по Ульяновской области до банальности проста. Взял взятку, чтобы не сильно наказывать почтовиков, у которых якобы были обнаружены нарушения требований пожарной безопасности. Сергей Золотов, полковник, занимающий очень высокую государственную должность, подозревается во взяточничестве. Он был главным по пожарному надзору в Ульяновской области. Обязан был блюсти, чтоб не дай бог нигде не загорелось… Чтоб не произошло, как в Кемерово… А он взял взятку. Одну ли?

Что с ними?
Игорь Тихонов находится в следственном изоляторе «Матросская тишина» в Москве. Его туда поместили до 27 августа. Заявивший, что готов сотрудничать со следствием, он вдруг применил к себе статью 51 Конституции РФ, то есть молчит как рыба и не даёт никаких показаний.

Наш эксперт, бывший сотрудник СИЗО «Матросская тишина» Степан Смышляев рассуждает так:

«В тишине (смеётся) у Тихонова будет время подумать. Думаю, к нему подселят человека, который растолкует ему что к чему. Нет, прессовать его не будут, просто объяснят, что со следствием нужно сотрудничать и сдавать всех и вся. В такой ситуации нужно думать о себе. Будешь сотрудничать со следствием — пойдёшь как один из участников преступного сообщества, а по особому решению суда получишь годика четыре. А там гляди, через годик-второй с учётом отсидки в СИЗО уйдёшь на досрочно-условное освобождение. Не будешь сотрудничать — пойдешь как организатор всего. И посадят на годиков 13-15. И, что называется, «от звонка до звонка». А у тебя жена, дети… Так что думаю, сотрудничать со следствием будет и сдаст всех. И расскажет всё, что знает. Тут уж нужно думать только о себе. Уверен — сдаст всех покровителей».

Из слухов, которые гуляют по Ульяновску: якобы к жене Тихонова подъезжают «вежливые люди» с просьбой убедить мужа дать «правильные показания». Также выяснилось, что у Тихонова квартира в Ульяновске в элитном доме примерной стоимостью 6 млн рублей, недавно приобретённая квартира в Москве за 8 млн рублей, джип «Мерседес» — 6 млн рублей, катер и много чего ещё на миллионы рублей. Где на всё это взял деньги — пока неизвестно, но не трудно догадаться. И всё это, скорее всего, будет конфисковано… Если вина будет доказана.

Рашид Абдуллов проснулся в шесть часов утра 28 июня от стука в дверь в загородный коттедж в Сланцевом руднике. Говорят, увидев постановление на обыск, побледнел, позеленел, сполз спиной по стенке. Скорее всего, перед глазами пробежало все: жизнь, работа, карьера… Должность всесильного министра, власть и… Как сказал бы Владимир Высоцкий «осознание и осмысление» происходящего… В шесть утра ФСБ и Следственный комитет приходят не просто так. Как правило, после их визита впереди «небо в клеточку и жизнь в полосочку». Рашид это осознал. И ему стало плохо.

Причем настолько плохо, что силовики вынуждены были вызвать «скорую помощь» и Абдуллова увезли в больницу. Там он находится по сей день. И по этой причине, думаем, пока не арестован. Как поправит здоровье, скорее всего, прямой путь ему тоже в «Матросскую тишину».

Чем запомнился на должности министра? Особо ничем. Разве только тем, что здравоохранение в регионе стало ещё больше хиреть, приходить в упадок. Странное и непонятное повышение зарплат медикам, накануне выборов президента РФ, приведшие к дыре в бюджете да массовым сокращениям в отрасли. Если подтвердится, что воровал, то было ли такому министру дело до проблем здравоохранения в области? Так, случайный человек на высокой должности.

Говорят, сейчас находится в облбольнице. А дом, в котором он жил (где и был утренний обыск), стоимостью якобы аж около 20 миллионов рублей, ему вроде как и не принадлежит. Так, дескать, пожить пустили. Похоже, не оформлял он свой дом на себя. Понимал, что рано или поздно оденут на руки наручники. Чувствовал… Ждал… И пришли!

Что его ждёт впереди? Если все подтвердится и сдаст всех, то есть добровольно будет сотрудничать со следствием — лет семь-восемь. Если, правда, не всплывёт что-то больше. Лет эдак на 15.

Что касается полковника Золотова. Государство дало ему огромные полномочия. Полномочия по защите людей от пожаров. Дало ему зарплату под сто тысяч рублей. Дало ему социальное обеспечение и высокое офицерское звание. Дескать, работай, полковник Золотов, честно, защищай людей, веди справедливый надзор. А он… Взятку взял. По мнению Следственного комитета. На него лично, полковника Золотова, возбуждено уголовное дело. По нашей информации, взятка была в размере 45 тысяч рублей. Взяли его с поличным. Брал ли раньше? Об этом ничего не говорится.

Когда к нему пришли, полковнику, как и министру здравоохранения, стало плохо. Похоже, осознал и осмыслил, что ждёт впереди… Ждёт справедливо, заслуженно. Если вина пока ещё полковника будет доказана, его ждёт, скорее всего, семь-восемь лет заключения, лишение специального звания, лишение огромной пенсии. А после отсидки будет простым смертным, как все мы, потому что получит запрет занимать государственные должности. Ах да, его тоже, как и министра, увезли в больницу. Оба не арестованы. Пока в больничке отлеживается — нельзя по закону. А как отлежится — скорее всего, в СИЗО. Туда ему и дорога! По дороге в больницу он написал рапорт об увольнении.

О чем ещё говорят?
В деле Тихонова-Абдуллова работают только московские следователи. Местных не привлекают. Причем прислали, говорят, молодых да дерзких, в хорошем смысле, которые «роют» по-честному и не признают авторитетов. Превыше всего — интересы следствия.

Ещё говорят, что почему-то не слышно голоса общественности. Такое ощущение, что в области скончалось гражданское общество. На этом фоне проводят митинги оппозиционные партии, набирая себе очки перед выборами в Законодательное собрание. Ощущение, что власть в растерянности и не знает, что делать. А ещё говорят, что через недельку-другую нас ждёт очередной громкий коррупционный скандал. Поживем-увидим.
Саша ЛЕСНОЙ