Дмитрий КУЗИН
Однажды губернатор Ульяновской области Сергей Морозов приехал на работу на велосипеде, поддержав Всероссийскую акцию “На работу на велосипеде” и подав симбирянам пример использования экологически чистого транспорта. А насколько пригоден Ульяновск к велодвижению, давайте попробуем разобраться.

Велосипед однозначно признан здоровым, экологически чистым транспортным средством. Он укрепляет здоровье и не требует водительских прав, не занимает места на парковках, прост и дешев в обслуживании. В профильных и спортивных магазинах их в избытке на любой вкус и кошелек. Но вот созданы ли у нас все условия для того, чтобы безопасно, с комфортом и удобством кататься по улицам города?

Советник губернатора по велодвижению (на общественных началах) Татьяна Державина:
«В детстве у каждого ребенка, наверное, был велосипед, и он является неотъемлемым атрибутом в жизни человека! Велодвижение и в нашем городе не стоит на месте. Раньше у нас было всего два клуба: «Улбайк» на левом берегу и «Симбайк» – на правом. Сейчас сообществ и велосипедистов стало гораздо больше, а после открытия нового моста через Волгу стало возможным с 2011 года пересекать его и прокладывать новые маршруты. У нас нет ни желания, ни возможности пересадить всех горожан на велосипеды – это абсолютная утопия. Велосипед столько людей и багажа попросту не увезет. Но автомобиль загрязняет окружающую среду, занимает много места, уже не за горами платные парковки в центре города. И мы можем доказать горожанам, что велосипед – это модная, полезная и безопасная альтернатива!

Мы сейчас работаем над концепцией отношения к велодвижению. Необходимо создать нормальные условия для всех участников дорожного движения, включая велосипедистов. Те же велодорожки у нас приходится прокладывать зачастую не там, где нужно, а там, где это вообще можно сделать. Улицы города первоначально не были рассчитаны ни для растущего потока машин, ни велодорожек, качественно построенных по ГОСТам и СНиПам. Ездить велосипедист может везде, соблюдая правила ПДД. Отгородить часть тротуара для велосипедистов разметкой тоже произвольно нельзя, не создавая конфликта интересов.

Самым показательным считается веломаршрут от Соборной площади через Средний Венец до сквера Северный Венец, где есть выделенная полоса для велосипедистов или совмещенная велопешеходная зона. Мне доводилось поколесить по Москве, Альметьевску, Казани, Самаре и другим городам. За границей, будучи велотуристкой – во Франции и Италии. Сравнивать нас с Европой, конечно, не совсем правильно, поскольку там инфраструктура развивалась годами».

Интересное мнение высказал велосипедист со стажем, а также организатор областных и региональных соревнований Алексей Имайдайкин:
«Велосипедист в нашем городе вряд ли может чувствовать себя комфортно, не мешая другим участникам движения. Двигаясь по тротуару, он вынужден толкаться с пешеходами даже в тех местах, где есть выделенная специально для него полоса. Перемещаясь по проезжей части, он также рискует попасть в ДТП. У меня произошла такая ситуация несколько лет назад, когда меня задел зеркалом водитель, да еще и требовал с меня компенсацию за слетевшее зеркало.

Нужны, конечно, велосипедные маршруты, которые бы соединяли районы города. Пока из одного района в другой можно добраться только по проезжей части. Можно подумать также об организации велопарковок. Существующие стоянки позволяют максимум оставить там велосипед на пару-тройку часов без гарантии, что найдешь там своего «коня» в сохранности. Приобретение запасных частей также иногда становится проблемой. Зачастую все они в магазине бывают под заказ и втридорога, поскольку современные спортивные велосипеды и маунтинбайки производятся за границей».

Высказались нам и сами велосипедисты, состоящие в сетевых интернет-сообществах.

Сергей Ложников, 30 лет, инженер:
«В плане рельефа Ульяновск очень даже пригоден для велосипедистов, одна его часть плоская, другая – с минимальным рельефом. А вот в плане инфраструктуры – не пригоден, так как оная отсутствует совсем. Развитию велоинфраструктуры мешает, судя по всему, безграмотное управление городом, а за этим уже тянется низкое качество проектирования улиц. Они все одинаково враждебны к велосипедному трафику. Больше всего проблем доставляет поезд перекрестков, где правая полоса отдана под поворот направо. Это большинство перекрестков в Новом городе и пересечения с улицей Минаева».

Иван Банковский, 25 лет, инженер-электрик:
«Город, как и область в целом, изобилует хорошими видами и разнообразным рельефом местности, на чем, как не на велосипеде, все это осматривать? Но это все можно осмотреть, только поделив проезжую часть с не всегда вежливыми и не всегда внимательными автомобилистами. Неспешно прогуливающиеся по велодорожке пешеходы тоже мешают велосипедистам. Получается как в поэме – смешались в кучу кони (педальные), люди! Инфраструктуру для велосипеда необходимо развивать, увеличивая как протяженность велодорожек, так и число парковок. Проблемными участками можно назвать также большие перепады трамвайных путей по отношению к асфальту, выступающие или же слишком заглубленные ливневки и люки».

Нам удалось получить ответ у гостя из Германии Макса Штефана, навещавшего в мае наш город вместе с супругой-симбирянкой и маленьким сыном. Кстати, будучи программистом по профессии, он начал разработку мобильного приложения на базе GPS-навигации, которое позволяет прокладывать велосипедные маршруты в разных городах и странах Европы:

«Мне доводилось поездить на велосипеде у себя, в России и Лондоне. Я считаю, что в Германии инфраструктура для велосипедистов развита лучше всего. Велик можно взять с собой в поезд, в трамвай и кое-где перевезти на автобусе! В нужном городе или станции можно снова пересесть на «железного коня» и ехать дальше. У нас велосипедист может запросто ездить на работу, пересекать мосты и подниматься на высокие возвышенности. Единственное ограничение – по скоростным автобанам велосипедистам ездить запрещено! У нас велосипедист также должен чтить ПДД. За несоблюдение у нас наказывают штрафами, а владельцам водительских прав еще и начисляют штрафные баллы!».

Высказался также о своей новой родине велотурист и путешественник, выпускник физтеха УлГУ, ныне житель Ройтлингена и инженер автомобильного дивизиона BOSCH Сергей Кутузов:

«Европа, на мой взгляд, очень привлекательная страна для любителей велосипедов. Мне на моем походном «коне» довелось ездить в соседнюю Швейцарию и Францию, подниматься в предгорья Альп. Для велосипедистов тут есть все: маршруты, дорожки, стоянки, станции техобслуживания в городах и прочие удобства. Пользуйся – не хочу! И даже несмотря на это, некоторые немцы не хотят с ними возиться! Иногда вижу на улице брошенные велосипеды, у которых всего лишь порвана цепь или восьмерка на колесе!».

Чтобы изучить и улучшить велосипедную инфраструктуру в том числе в нашем городе, Ульяновский технический университет совместно с Высшей технической школой Дармштадта (Германия) проводит основательный анонимный социальный опрос среди горожан. Принять участие и ответить на вопросы может любой желающий на странице. На днях ученые – партнеры по всероссийскому исследованию велодвижения приехали в Ульяновск, и нам удалось встретиться с ними. Кандидат технических наук, декан строительного факультета УлГТУ Виталий Тур:

«Мы работаем над данным исследованием совместно с нашими партнерами – Уральским федеральным университетом, Самарским государственным политехническим университетом, нашим 20-летним зарубежным партнером, Высшей технической школой Дармштадта и другими вузами страны. На данный момент проведено анкетирование свыше тысячи человек от Владивостока до Калининграда. Разработанная социологами анкета позволяет определить отношение многих граждан к велодвижению. Конечно, сравнивать и накладывать опыт разных стран технически нельзя – у нас разные условия, возможности, менталитет, даже разный климат. В той же Германии на велосипеде ездить можно круглый год, у нас – не всегда.

Проблемы у нас тоже разные. Позитивно рассматривают велоструктуру, например, велосипедисты в Казани и Москве. Но выявленные отрицательные отклики являются причиной для устранения недочетов. Это повод засучить рукава и работать, а также дать сигнал чиновникам. Проблема между властью и велосипедистами является взаимосвязанной. Одни не ездят в городе, поскольку нет удобной и надежной инфраструктуры. А чиновники ничего не делают для велосипедистов, поскольку не видят их на улице. Получается некий замкнутый круг. Если мы начнем обсуждать проблему, то больше шансов найти взаимопонимание с чиновниками и спонсорами, которые обязательно подтянутся, если увидят штерес».

Координатор проекта господин Эдгар Бэр (Высшая техническая школа Дармштадта):
«Целью совместного проекта является разработка типов велосипедистов, чтобы данные знания можно было использовать в конкретном планировании велоструктуры. Для этого в первую очередь создан онлайн-опрос и прилагаемый веб-сайт на русском языке. Ссылки на социальные сети («ВКонтакте», «Одноклассники», «Фейсбук») и университетскую сеть DAAD» должны способствовать участию как можно большего числа лиц из разных социально-демографических слоев в Российской Федерации. Первые результаты опроса мы представили профессиональной публике на Российско-германской конференции по безопасности движения в июне 2018 года в Орле. Нам интересно применить наш колоссальный опыт в России, развить его в других условиях, продолжить сотрудничество в сфере, актуальной для российской стороны. С точки зрения Германии важно видеть этапы развития велоструктуры в соседних странах и развиваться самой дальше, иначе нас догонят.

Приятно видеть положительные сдвиги в Ульяновске и большое желание развиваться в этом направлении в ногу с Европой. Но властям и городу многое предстоит сделать, чтобы велосипед в нашем городе стал удобным и безопасным транспортным средством.