Под нынешним обжигающим солнцем прячутся в тень не только люди, но и проблемы, откладывать которые ни в коем случае нельзя.

Об одной из них говорили не далее как в середине июня текущего года. А заключается она в том, что в районе Ульяновского моторного завода ползет волжский склон. Как раз в том месте, где расположены дачные участки СНТ «Береговой». Диспозиция такая: наверху склона – завод, внизу, ближе к берегу Волги, кстати, никак не защищенному от размыва – садовое товарищество.

За ширмой «Заботы»

Первые «поползновения» заметили еще в апреле. Не заметить их было невозможно: разорванные деревья, треснувшие заборы, садовые домики, дорога, исполосованная рваными трещинами в нескольких метрах от трансформаторной будки. Только бы не начало «ломать» и ее…

Если быть точными до конца, то проблема дала о себе знать еще несколько лет назад. Уже тогда садоводы забили тревогу, пошли за помощью в мэрию города, в МЧС. В ответ услышали что-то мало понятное, типа идти и добиваться снижения уровня Куйбышевского водохранилища. Такой ответ умным не назовешь даже при очень сильном желании. Городским чиновникам словно неведомо, что собственником Куйбышевской ГЭС является Российская энергетическая корпорация ОАО «РусГидро», то есть вопрос должен решаться на федеральном уровне. Если уж правительство региона не в состоянии сдвинуть эту глыбу с места, то что могут сделать рядовые садоводы, которых не только в Москве, у себя дома слышать не желают.

Аналогичная ситуация относительно сооружений противооползневой защиты на территории сползания грунта. Их там попросту нет. Кто у них хозяин? Администрация города, которая отмолчалась на просьбы исследовать грунты СНТ «Береговой» в то время, когда проводились исследования Винновской рощи, до которой, что называется, рукой подать. В обоснование отказа было сказано, что СНТ не имеет регистрации.

Предлог явно надуманный. Даже если бы на участке не было ни единого садового домика, это вряд ли является причиной, по которой надо «стулья ломать», то бишь забросить дренажи, отказаться от контроля за процессами на склоне, которые все больше принимают угрожающий характер. Но основное –  махнуть рукой на организацию береговой линии от размыва, который является основной причиной того, что садоводы вынуждены бросать свои участки и уходить. Хотя о чем это мы? Когда у нас человек, в нашем случае рядовой горожанин, был в центре внимания власть предержащих? Большей частью тогда, когда его голос нужен на выборах.

Отсюда нет ничего удивительного в том, что просьбы людей о помощи остались без ответа и весной нынешнего года, когда стало даже невооруженным глазом видно, что склон ползет.
Непонятно, почему не забила тревогу региональная Экопалата. Разве все мы не были свидетелями во многом драматических событий, которые разыгрались на грузовой «восьмерке», когда замалчивание проблемы обернулось для региона многомиллионными убытками? Эхо событий докатилось тогда до федерального центра.

А может, нам неизвестно, как те же оползни разрушали и продолжают разрушать брошенный на произвол судьбы и, по сути, разграбленный парк Дружбы народов? Он так и не стал, как в свое время обещалось, визитной карточкой региональной столицы. Зато, опять же, потребовал миллионы и миллионы бюджетных, то есть наших с вами денег хотя бы на частичное восстановление.

Чиновничье равнодушие, как каменной стеной, пытается скрыть от людей заброшенное здание областной филармонии, которое, приведи его в порядок, могло бы стать одной из самых крупных жемчужин в архитектурном ожерелье региона. А забросили мы его все по той же причине: к нему вплотную подобрался оползень. Слишком долго замалчивали проблему, чтобы сейчас с легкостью от нее отмахнуться. Похоже, для того, чтобы остановить оползень и спасти филармонию, сегодня требуются такие суммы, от которых берет оторопь даже видавших виды чиновников, да такая сумма, что они впадают от нее в ступор.

Но вернемся к нынешним дням. Вызывает, мягко говоря, недоумение позиция администрации моторного завода, который расположен на самой вершине склона. Его руководство не насторожила ситуация в Винновской роще, где не годы, а десятилетия отравляет почву и родники мазут неизвестного происхождения. Только сейчас, когда за проблему взялись всерьез, она, похоже, начинает находить решение.

Но тут заявил о себе склон, на котором стоит предприятие. Неужели руководство УМЗ рассчитывает отсидеться, наивно полагая, что проблема минует его стороной? Не минует, она уже на пороге.

                Надо что-то делать? Что?

Широко известный за пределами области ученый, автор 20 серьезных работ по геологии, опытнейший эксперт Иван Мирошников убежден, что мы имеем дело с оползнем. Берег «поехал», и это лишь вопрос времени, когда у моторного завода начнутся с ним большие проблемы. Чтобы остановить реальную угрозу, предприятию незамедлительно надо убирать всю воду со склона, которая сегодня играет роль смазки, по которой сползает грунт и внизу поглощается Волгой. Процесс, похоже, идет уже давно, его надо останавливать, чтобы проблема не стала необратимой. Если это невозможно, надо ставить вопрос о переносе городских объектов: так далеко все зашло. Уже сегодня речь должна идти о судьбе всего завода. И не только его. Под большим вопросом судьба уникального памятника природы, каковым является Винновская роща. Рано или поздно встанет вопрос о сохранении беседки Гончарова. О садоводах нами уже сказано. И вызывает горькое сожаление тот факт, что органы власти и местного самоуправления все последние годы молчали, делали вид, что ничего не происходит и, фактически, загнали ситуацию в тупик.

                Спохватились – с горы скатились

Проблема вышла на региональный уровень и стала предметом обсуждения с участием первых лиц области и ведущих профильных специалистов.

Сегодня вполне очевидно, что совершенно недопустимо допускать постоянное сползание в Волгу плодородных земель, которые, далеко не секрет, до предела напичканы удобрениями. Одновременно с этим отсутствие защиты берегов от оползней приводит к тому, что Волга, причем все заметнее, начинает заиливаться. Органика, попадая в реку, вызывает цветение водорослей, которые, в свою очередь, убивают экосистему реки как живого организма. Что можно противопоставить таким процессам? Прежде всего, системы инженерной защиты. Другое дело, что мы опоздали с ними на много лет. Что-то, наверное, еще можно исправить. Но это как раковая опухоль: убрали одни метастазы, на их месте или рядом тут же появляются новые.

Сказанное вовсе не означает, что надо сидеть сложа руки. Регион прилагает усилия к привлечению федеральных инвестиций под решение, в нашем случае, региональных экологических проблем. Видится не просто желательным, но обязательным участие области в реализации федеральных проектов, главный из которых «Чистая Волга». По нашим сведениям, общий объем инвестиций по данному проекту составляет для Ульяновской области более 4,1 миллиарда рублей.

Появилась надежда, что в этот раз чиновники не рискнут «закопать» проблему, тем более что в нее отныне посвящен губернатор Сергей Морозов. Он с выездом на место изучил ситуацию и ознакомился с мнением профильных специалистов. Замглавы администрации Ульяновска Сергей Гигирев доложил ему, что, цитируем, «территория является сложной в геологическом и гидрогеологическом отношении и в значительной степени подвержена оползневым процессам» (открыл, называется, Америку!). Сложность объясняется наличием двух оврагов и сразу нескольких мест выхода артезианской воды на поверхность. В общей сложности насчитывается семь уровней грунтовых вод на глубине до 130 метров. Более того, образовался новый оползень глубиной в отдельных местах до 30 метров. Ситуация обостряется сразу несколькими обстоятельствами. Так, например, грунт здесь слабый и неустойчивый. На стабильность склона оказывает негативное влияние ежегодное весеннее половодье. Если прекратить доступ воды на склон, то он стабилизируется. Для этого необходимо, в-первую очередь, загерметизировать дорогу на улице Первомайской, а также установить бровку с применением высокого бортового камня, сделать несколько водовыпусков и отвести воду в водохранилище.

Реакция губернатора не заставила себя ждать: «Поручил, – говорит он, – разработать техническое задание и предусмотреть деньги в бюджете следующего года с тем, чтобы провести инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания на площади около 36 гектаров. По оценкам специалистов, их стоимость составит более 70 миллионов рублей. После того, как пройдут эти работы, у нас появится понимание, что необходимо сделать в дальнейшем».

Тем временем, как сообщается, специалисты досконально изучат оползень и примут меры к тому, чтобы его остановить. Насколько хорошо это получится, мы обязательно узнаем. Но не раньше, чем в будущем году. Будем надеяться, что моторный завод к тому времени будет оставаться на месте и не окажется вместе с оползнем на берегу Куйбышевского водохранилища.

Вместо послесловия

Сегодня был упомянут оползень на грузовой «восьмерке», который причинил региону колоссальный материальный ущерб, а десяткам тысяч горожан – такой же по последствиям моральный вред. Но имена конкретных виновников этого чрезвычайного происшествия мы так и не услышали, даже после обращения в органы прокуратуры. Назовут ли их в нынешней истории?