В конце минувшего месяца в Димитровграде произошла дикая история. Местные СМИ ее молчанием не обошли, но на этом все и кончилось. Словно ничего и не было…

 

Покусали. Что такого?

 

В один из июльских вечеров сторож садоводческого общества «Льнокомбинат-2» обходил, точнее, объезжал на велосипеде закрепленную за ним территорию. Его сопровождали две сторожевые собаки. Особо отметим, что они были не на поводке и без намордников, фактически без присмотра.

Все остальное напоминало дурной и страшный сон. Как только из ближайшего дачного домика вышла девушка, на нее набросились собаки. Когда на помощь девушке поспешила ее подруга Дарья, то собаки «не оставили без внимания» и ее. А что же сторож? Потерпевшие говорят, что он даже и не попытался отогнать собак. На просьбу оказать помощь, мужчина ответил, что не может, потому что… не знает, что делать. Обеззараживающие средства? Зачем? Подумаешь, собаки, ведь ничего страшного не случилось. Реакция, признаться, более чем странная. Впрочем, разговор сейчас не об этом. В правоохранительные органы Димитровграда уже поступило соответствующее заявление. Действия сторожа, надеемся, получат надлежащую оценку. А сам он, наконец, ответит, почему при исполнении своих обязанностей таскает за собой без поводка и намордника двух агрессивных и вовсе нехилых псов, которые на его глазах готовы и способны загрызть человека.

Спасибо соседям по даче, помогли девушкам, оказали первую помощь, а там и до врачей очередь дошла. Не остались в стороне димитровградские общественники, благодаря которым история получила огласку.

 

Соврать – недорого взять

 

Догхантерам и «сочувствующим» история в очередной раз наглядно показала, что все их вопли про «злых» бездомных лохматых бродяжек и «добрых» домашних собачек есть не более чем словоблудие. Сторож, который не увидел в ЧП «ничего необычного», похоже, из той же когорты ненавистников животных.

Но это не самое главное. На откровенной лжи построены позиции чиновников, которые поставлены отвечать за решение проблемы в отношении безнадзорных животных. Нам уже приходилось говорить об отчете Центра ветеринарии, который был представлен в Общественную палату региона в марте текущего года. Напомним отдельные моменты.

Специалист центра, не моргнув глазом, заявил, что в 2017 году в Ульяновске было убито около семи тысяч собак, что на 10% больше, чем в 2016 году, а в целом по области убито и вовсе больше 15 тысяч. Причем все собаки якобы «обладали признаками бешенства». Трупы собак утилизированы на заводах соседних регионов. Расходы составили три миллиона рублей. Если говорить про пострадавших, то в областном центре зарегистрировано около 1600 случаев укусов животными, в том числе бездомными – 811, домашними – 750.

Что тут скажешь: феерия, блеск, вершина бухгалтерской точности! Вот только ни слова о том, откуда она, от кого, на чем основана? Кто подсчитывал количество убиенных собачек и определял, какие из них бродячие, а какие домашние? Непонятно, кто делал выводы о том, что все собаки «обладали признаками бешенства»? В каких условиях и кем проводилось обследование на бешенство? Неужели в пунктах передержки? Так у нас их в области нет и никогда не было. Хотя, помнится, энное время назад в Агентстве ветеринарии утверждали обратное. Сейчас, правда, сдались и готовы признать, что пунктов передержки у нас действительно нет. Назовите имена «благодетелей», которые за сотни верст везут в соседние области на утилизацию трупы убитых животных, неся при этом на таких перевозках бешеные убытки.
Приходится только поражаться, как великолепно работают наши ветеринарные службы. В области уничтожено больше 15 тысяч бешеных животных. Вот что значит нас берегут. Да за это ордена давать надо!

Но хватит ерничества. Можно только догадываться, что думают о себе составители подобных опусов, местные власти и чиновники. Но людей они, похоже, держат за недоумков. Иначе не теряли бы берега, а подумали о том, какой, в свою очередь, диагноз им ставит народ, если даже Общественная палата региона усомнилась в достоверности предоставленных отчетов. И она имеет для этого веские основания. Хорошо известно, как радетели чистоты собачьих рядов год за годом выдавали мошеннические схемы за реальную работу и подвергались уголовному преследованию.

В одном отчет имеет большой плюс: он официально признает, что собак у нас отлавливают не для того, чтобы лечить, стерилизовать, передавать в хорошие руки. Напротив, в регионе узаконено массовое убийство животных, на которое выделяются бюджетные, то есть наши с вами деньги. Пока полупьяные, с садистскими наклонностями «охотники за головами» ведут отлов, власти и профильные ведомства делают вид, что все идет законным чередом. Тем самым создается видимость работы, а когда волна возмущения людей начинает перехлестывать через край, всегда можно ткнуть пальцем в сторону «стрелков» и закричать: «Ату их, ату!».

 

А воз и ныне там

 

Исписаны тонны бумаги, высказаны десятки предложений, между тем вот уже сколько лет проблема решения так и не находит. Смею предположить, что если ситуация останется в том же замороженном состоянии, что и сегодня, проблема решена не будет. Чиновники будут пичкать нас дутыми отчетами, собаки, и бездомные и домашние, время от времени покусывать, общественность выходить на улицы с плакатами в защиту обездоленных братьев наших меньших.

Могут спросить: «А что ты предлагаешь?». Предлагать в данном случае должны специалисты, на то они и поставлены. И не просто предлагать, но и в меру сил и возможностей решать проблему. Тем не менее отвечу. По данному вопросу мне ближе всего позиция спецкора газеты «Известия» Дмитрия Соколова – Митрича. Прежде всего, потому, что выводы, которые в ней просматриваются, основаны на хорошем знании практики по обсуждаемому нами вопросу. Он, например, открыто говорит, что является сторонником того законодательства, которое действует в отношении домашних и бездомных животных в западноевропейских странах. Это:

– разведение и продажа собак только через лицензированные питомники;

– наличие списка особо опасных пород собак, домашнее содержание которых невозможно в принципе;

– каждой собаке в ухо чип с информацией о ней и ее хозяине;

– обнаруженная полицией бесхозная собака автоматически приносит в своем ухе штраф своему владельцу в размере 25 тысяч евро, как во Франции, или 30 тысяч – как в Германии, даже если владелец оказался «где-то рядом» и просто упустил свое животное из виду.

Обнаруженная полицией собака без информации о хозяине автоматически помещается в бездомник для собак. В течение месяца у всех зоозащитников мира есть возможность взять ее себе со всеми вытекающими хозяйскими обязанностями. Если за это время собака осталась невостребованной, ее усыпляют, поскольку ни у одного государства на планете нет возможности содержать всех бездомных животных.
Мировая практика показывает, что в результате этих элементарных действий поголовье здоровых и преданных собак очень скоро сравняется с количеством людей, способных быть своим четвероногим друзьям хорошими хозяевами. В стране просто не останется бездомных животных, и уровень ответственности хозяев вырастет на порядок. От чего выиграют и собаки, и люди.

Казалось бы, все предельно ясно. Нет только одного: реального решения вопроса, даже видения такого вопроса. В обращении с животными, впрочем, как и в отношениях между собой, живем больше не по законам, а по понятиям. Где уж тут до устранения причин безнадзорности собак, снижения их поголовья, штрафов, причем больших, которые могли бы пойти на отлов собак и их стерилизацию. Сейчас пока что стерилизацией, как и решением многих других вопросов, занимаются волонтеры. Государство, похоже, не собирается поворачивать голову в сторону проблемы. По крайней мере, до сих пор главенствует мнение, что решить ее можно исключительно убийством животных. В свою очередь, родители готовы «пасть порвать» любому, кто посмеет сделать замечание их дитяти, терзающему собаку или кошку: как можно, «онжеребенок»!

Нарушаем сплошь и рядом законодательство о содержании и выгуле домашних животных. Огромный штраф, общественное порицание, скамья подсудимых? Ничего подобного. Почему? Потому что, как уже сказано, живем как в воровской малине: не по закону, а по понятиям. Люди не знают и знать не хотят простых правил поведения. В современном обществе, похоже, начинает утрачиваться даже элементарное чувство самосохранения. Собаке – собачья смерть! Вот лозунг нынешних живодеров. Они даже не дают себе труда подумать, что животные становятся бездомными в том числе и по их вине! А зачем об этом думать, если их, живодеров, во всем поддерживают население и местные власти.

Продолжать разговор не имеет смысла. Проблему уже столько раз обсуждали и в СМИ, и в кулуарах, и на совещаниях, что она вот-вот набьет оскомину. В свое время знатный аграрий региона, многолетний руководитель СПК имени Крупской Мелекесского района Анатолий Голубков сказал так: «Не согласен с тем, что проблему надо обсуждать и в дальнейшем. Люди, которые заинтересованы в ее решении, уже высказали свое мнение. Другое дело, что с чего-то надо начинать. Просто так оставлять эту ситуацию без внимания и без контроля нельзя. Иначе придем к большим негативным последствиям». Коротко и ясно. Изменилось ли с тех пор что-то в лучшую сторону? Ответ очевиден.