Потери аграриев Ульяновской области при закупках топлива на полевые работы могут составлять сотни миллионов рублей.

БРИЛЛИАНТОВАЯ «ДИЗЕЛЬКА»
Известно, что расходы на горюче-смазочные материалы составляют значительную долю в затратах аграриев. Достаточно сказать, что в минувшем году данная статья расходов сформировала 18% от всех материальных затрат сельхозпредприятий региона. В растениеводстве и того больше – около 30% от
всех покупных материальнотехнических ресурсов. Если брать абсолютные цифры, то затраты сельчан в этой сфере составляют около двух миллиардов рублей.

Аграрный сектор, о котором наш разговор, является в первую очередь крупным потребителем дизельного топлива. При этом основной объем его потребления приходится на самое пиковое для сельских тружеников время – весну, то есть на посевные и уборочные работы. Вот как это выглядит в текущем году. На проведение весенних полевых работ аграриями было закуплено 17 490 тонн дизельного топлива и 3116 тонн бензина. Еще выше эти цифры, когда речь заходит о заготовке кормов, уборке урожая и севе озимых культур. На этот период, по подсчетам специалистов, потребность в «дизельке» составит еще 32 586 тонн, а бензина – 3806 тонн.

Основным поставщиком топлива для сельской местности является АО «Ульяновскнефтепродукт». По его официальным данным, закупочная цена «дизельки» на первое марта нынешнего года составляла 42 500 рублей за тонну, а на 20 июня, в самый разгар подготовки к уборочной страде – уже 49 300 рублей. В этот же период времени оптовая цена на бензин Аи-92 составляла, соответственно, 41 600 и 55 900 рублей за тонну. По признанию профильного министра Михаила Семенкина, в связи с ростом цен на ГСМ производители региона понесли потери при проведении ВПР 2018 года на 118 миллионов рублей в ходе закупок дизельного топлива и 44 миллиона – бензина. Но и это не предел. Есть опасения понести дополнительные затраты на проведение уборочных работ нынешнего года на 221 миллион
рублей в ходе закупок дизельного топлива и 54 миллионов рублей – бензина. В совокупности потери могут составить 437 миллионов рублей.
Здесь есть одна особенность. Сельское хозяйство изначально является той самой отраслью, которая не может автоматически повысить отпускные цены на свою продукцию для покрытия постоянно растущих затрат. Дело в том, что закупочные цены формирует рынок. Регион в этом случае бессилен. Более того, цены могут и снизиться, как это показал прошлый год, например, по зерновым, подсолнечнику, сахару. В итоге удорожание ГСМ тяжким грузом ложится на сельчан. Начинает расти число хозяйств, которые обанкротились. Между тем за каждым из них стоят живые люди.

Проблему, конечно же, видит и федеральный Минсельхоз. Но мало видеть, надо предлагать. Он и предлагает, цитируем, «разработать комплекс мер, который позволит компенсировать потери сельхозпроизводителей, связанные с ростом цен на ГСМ». Так и хочется спросить: а чем объясняется
такой рост в стране, которая «сидит» на углеводородах? И не пора ли перейти от слов к делу, то есть разработать этот самый комплекс мер? Вопросы в пустоту. Федеральные чиновники глухо молчат.

У региона окончательно сформировалось убеждение, что единственным вариантом осталось
обращение в Госдуму и Совет Федерации с настоятельной просьбой компенсировать-таки аграриям потери от удорожания ГСМ. С принятием подобного решения все головы, обычно, поворачиваются
в сторону депутатов Законодательного собрания области. В глазах только один немой вопрос:
«Поможете?».
Отказать невозможно, тем более что это и обязанность парламентариев: защищать интересы жителей региона.

ПОМОЖЕТ «СТАРШИЙ БРАТ»
С некоторой долей осторожности сегодня можно говорит, что депутатам ЗСО после многолетних
усилий удалось сдвинуть с места еще одну острую для АПК региона проблему. Они, в частности, несколько лет не могли добиться ответа на вопрос о том, почему сельское население области платит за один киловаттчас электроэнергии около трех рублей, промышленные предприятия – от трех до 4,5, аграрии, между тем, 7,5 рубля. Почему такая несправедливость, тем более что вклад АПК в бюджет области постоянно растет? Вполне, казалось бы, очевидно, что тарифы в этой сфере не могут и
не должны быть выше тарифов, установленных для предприятий и населения. Оказывается, могут, причем без четкого и внятного объяснения сложившейся ситуации.

Нынешний разговор далеко не первый: тема тарифов для села обсуждается депутатами не первый раз и не первый год. Вопрос поднимался фермерами на съездах АККОР России, на встречах с премьером Дмитрием Медведевым. В ответ звучали путаные и сбивчивые пояснения, давались обещания «рассмотреть», «разобраться», «принять меры», но все пока остается без изменений в лучшую сторону. Хотя всем  без исключения известно, что высокие энерготарифы увеличивают себестоимость продукции, влияют на конечную цену продуктов питания в торговых сетях, значительно снижают их конкурентоспособность по сравнению с импортными аналогами. В свое время на имя губернатора Сергея Морозова были направлены предложения по «заморозке» тарифов на услуги при передаче электроэнергии по региональным сетям. Разрабатывались одобренные экспертами предложения по реализации инвестиционных программ, которые помогли бы внедрить предлагаемую схему.

Председатель аграрного комитета ЗСО Виктор Антипов все это время оставался убежденным сторонником того, что возможность существенно снизить стоимость электроэнергии для АПК реально существует. Для этого требуется придать данной работе системность и, главное, обеспечить наличие политической воли. Можно, например, пересмотреть механизм формирования тарифов на электроэнергию, особенно в части ее транспортировки. Можно выделить аграриев в отдельную группу потребителей. Это сегодня наиболее актуально для молочных ферм и овощехранилищ как наиболее энергоемких объектов. Именно для них, работающих круглосуточно, в том числе в ранние утренние часы, необходим так называемый двухставочный принцип учета электроэнергии.

Совсем не лишним будет использование когенерации, то есть совместной выработки тепловой и электрической энергии. Во всех случаях обязательной видится независимая экспертиза в части обоснованности цен на электроэнергию.

Помимо этого, необходимо разработать различные виды субсидий не только на региональном, но и на федеральном уровне. Депутат ЗСО Руслан Кантемиров, например, стоит на той позиции, что субсидии для всех форм сельхозпроизводства должны предоставляться исключительно за счет средств федерального бюджета. Такая мера станет дополнительным фактором социально-экономической стабильности.

Помимо всего, в качестве необходимого условия для совместной работы также нужно выработать рекомендации органам исполнительной власти всех уровней и обязательно энергоснабжающим организациям в части снижения тарифной нагрузки в сельском хозяйстве.

НАС, КАЖЕТСЯ, УСЛЫШАЛИ
Откладывать дело в долгий ящик не стали. Председатель Законодательного собрания региона Анатолий Бакаев выступил с предложением о снижении тарифов на электроэнергию для сельхозпроизводителей. Свое обращение он адресовал координатору Ассоциации законодателей Приволжского федерального округа Валерию Лидину. При этом было отмечено, что такой шаг очень важен для аграриев. Прежде всего, потому что от него зависят цены на отечественные продукты питания и, в конечном итоге, продовольственная безопасность государства.

Такая наступательность возымела свое действие. Инициатива ульяновских законодателей нашла отклик, причем оживленный, в Госдуме России. После некоторой обязательной доработки документа депутаты ГД намерены внести соответствующий законопроект на рассмотрение в нижнюю палату парламента не позднее осени текущего года. Более того, до окончания обозначенных сроков инициатива направлена для внесения замечаний и предложений Президенту России Владимиру Путину, в Совет Федерации и Счетную палата Тем временем депутаты областного
парламента приняли свое решение. Вопрос тарифообразования, по их единому мнению, имеет для отрасли АПК исключительное значение, поскольку напрямую влияет на производственные затраты, следовательно, и на стоимость продуктов питания. С учетом сложившейся ситуации решено вопрос о стоимости электроэнергии для сельского хозяйства региона оставить на контроле парламентариев Законодательного собрания Ульяновской области.