Иван СИВОПЛЯС
22 июля 1918 года в жизнь Симбирска ворвалась Гражданская война, вместе с отрядами Народной армии под водительством бесстрашного подполковника Генерального штаба Владимира Оскаровича Каппеля (1893 – 1920). Симбирск, строившийся как город-крепость, пал впервые за 270 лет своей истории. Его не удалось взять ни Разину в 1670-м, ни Пугачеву в 1774 году.
Битвы за Симбирск стали ключевыми событиями на первоначальном этапе Гражданской войны в России. Именно по поводу Симбирска изрек Лев Давидович Троцкий, нарком военных дел, человек № 2 в Советском государстве, нетленную фразу: «Социалистическое отечество в опасности»!».
В те огненные месяцы и годы большевик № 2 неоднократно бывал на родине большевика № 1, Владимира Ильича Ульянова-Ленина. В честь Л.Д. Троцкого, кстати говоря, в ноябре 1918 года была переименована улица Комиссариатская, нынешняя Кузнецова.
Но, пожалуй, самой неожиданной гостьей, заброшенной в Симбирск лихолетьем Гражданской войны, стала Матрена Григорьевна Распутина (1898 – 1977), любимая дочь знаменитого прозорливца и целителя Григория Ефимовича Распутина-Новых (1869 – 1916). Неоднозначная и громкая витает над этим «старцем», не дожившим и до 48 лет – куда уж до пенсии! – слава. Но, как бы там ни было, степень близости Григория Ефимовича к семье последнего русского императора Николая II сыграла не последнюю роль в драме Февральской, а затем и Октябрьской революций 1917 года.
Февраль свалил протеже Распутина, ненавидимого министра внутренних дел Александра Дмитриевича Протопопова, бывшего симбирского губернского предводителя дворянства, и вознес на вершины власти симбирского уроженца Александра Федоровича Керенского.
Безусловно, что в появлении дочери Григория Распутина в Симбирске видится глубокий символизм. Матрена Григорьевна, разумеется, нисколько не была виновницей, а, скорее, жертвой революционных событий. Зато, она глубоко и искренне, по-человечески любила своего непростого отца и не боялась впоследствии вслух говорить об этой любви. «Я – дочь Григория Распутина, – писала она о себе. – Крещена Матреной, домашние звали меня Марией, отец – Марочкой. …Я очень люблю своего отца».
Не прошло и года после убийства в декабре 1916 года Григория Ефимович, как в том самом революционном октябре 1917 года Мария-Матрена Распутина вышла замуж в революционном Петрограде за молодого офицера Бориса Николаевича Соловьева. Он родился в Симбирске в июне 1895 года в семье секретаря Симбирской духовной консистории Николая Васильевича Соловьева и его жены Марии Александровны, дочери выдающегося симбирского типографщика, купца Александра Тимофеевича Токарева. Через год Мария Александровна безвременно умерла, а Николай Васильевич получил назначение в Санкт-Петербург, в Святейший Синод, где получил генеральский чин, важную должность и свел дружбу со стремительно входившим в фавор Г.Е. Распутиным.
Борис Соловьев был сыном своего века, помешанном на «духовности», оккультизме, эзотерике и восточных учениях. Он уверял, что несколько лет постигал тайное учение у монахов и йогов в Тибете и Индии, что он владеет гипнозом, левитацией и способностью насмерть разить врага на расстоянии без оружия, лишь силой мысли и сгустками энергии.
«После нашей свадьбы, – рассказывала Матрена, – мы поехали в город Симбирск к бабушке Надежде Александровне Токаревой. У нее мы прожили недели две». Здесь, в Симбирске, на родине В.И. Ленина молодых настигла весть о победе пролетарской революции. Они поехали в Сибирь, в родное для Матрены и ее отца село Покровское Тобольской губернии. В губернском Тобольске в то самое время находилась в ссылке семья императора Николая II. Семья императора была не чужой для Матрены Распутиной. Как святыню она хранила икону, подаренную ей императрицей Александрой Федоровной – «Мамой», как называла ее Матрена. А муж ее, Борис Николаевич, даже уверял, что будто состоит в некоем офицерском заговоре, с целью освободить государя и вернуть ему законный трон. Эти разговоры потом еще не раз болезненно аукнутся Б.Н. Соловьеву.
Токаревы имели собственный дом в Симбирске на Гончаровской улице – в нем помещалась типография и ее контора, сдавались помещения под магазины. Семья хозяина, по всей видимости, проживала в соседнем, также принадлежавшем А.Т. Токареву и несохранившемся доме по Сенной (ныне Д. Ульянова) улице. Свинцовая типографская пыль вызывала чахотку, и именно эта болезнь унесла в могилу и свекровь Матрены, и ее брата, единственного сына-наследника достояния Александра Тимофеевича.
А.Т. Токарев стал первым капиталистом в симбирских пределах, которого лишила собственности новорожденная советская власть. 17 февраля 1918 года в его типографию ворвались вооруженные красногвардейцы, реквизировали имущество и изъяли тираж воззвания Святейшего патриарха Тихона «Об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви православной» в количестве 3000 экземпляров.
На фоне драматических событий, потрясавших Россию, молодожены Соловьевы переживали кризис в семейных отношениях. Матрене казалось, что муж не любит ее. «Мне кажется, до старости лет мы не доживем, разведемся, – поверяла она мысли своему дневнику. – Он увлекается другими женщинами, прямо беда, не знаю, что и делать???».
Может быть, так оно и случалось в более спокойные времена. Но в испытании Гражданской войной чувства Матрены и Бориса только закалились. Вот и теперь он повез жену в Симбирск, к дедушке, который был его крестным отцом. А крестное родство ко многому обязывало.
18 августа 1918 года пароходом из Самары Борис и Матрена приехали в Симбирск. «Как я рада, наконец-то мы на месте. Встретили нас бабушка и дедушка хорошо, тепло, хотя здесь меня и любят, но все-таки себя не чувствую как дома. Ходила в церковь, мне ужасно грустно стоять, вспоминала наших, телом я далеко от них, а душой с ними», – писала Матрена.
Август 1918 года в Поволжье был временем «жарким»: кругом бои, белые гоняют красных, красные лупят белых. Но молодой женщине не до политики. Ее, почти представительницу «высшего света», томит провинция: «Какая скука в Симбирске, живу я всего третий день, а мне кажется третий месяц; нету здесь веселого человека; как я б хотела иметь любящую подругу – открывать ей все тайны; мужу всего не скажешь, а особенно моему. Он все стонет, что денег нету, а что я могу сделать, ведь я женщина, он должен хлопотать, а не я».
Молодость хороша своей непосредственностью. Через считаные дни скука сменяется восторгом: «С дедушкой ходили на Старый Венец, вид раскрывается на Волгу красивый, и мост через Волгу, самый большой в Европе, до того красивый – когда смотришь на него, то забываешь все на свете… Симбирск и берега Волги – сказка».
«Целый день я провела в радости. С дедушкой и Борей ездили пикником недалеко от Симбирска в лес, ах, какая там прелесть! На берегу Волги мы расположились под двумя столетними соснами; пили чай, ели вкусные пироги, жарили шашлык, ну и вкусно же было. Целый день я была на воздухе, в саду воровали сливы, вишни, как интересно. Вечером ходила в театр с Борей, я была одета лучше всех, на меня все обращали внимание».
27 августа 1918 года Матрена Распутина проводила мужа Борю в Сибирь. На другой день – очередной пикник: «Сегодняшний день еще лучше. Ходили в колки опять той же компанией, но день был такой чудный, дивный – прелесть; Волга такая красивая была, что трудно было оторваться взорами. Была водка, 2 маленькие бутылки, закусок масса, шашлык – в общем, шикарно. Пока мне не так уж скучно без Бори, пока думаю о нем, вспоминаю, молюсь, но чтобы сходить с ума, нет! и слава Богу, а то что бы я стала делать?». Дни скрашивали синематограф и уроки французского. У недавней ревнивицы даже завелись поклонники: «Ах, как бы я хотела быть умной. Почему я не наделена богатым классическим умом? Тогда бы и не страшно было жить, а тут завись от мужей».
11 сентября мир оборвался. «Сидели мирно беседовали с бабушкой, были слышны выстрелы, но мы не обращали на них внимание. Вдруг приходит тетя Лиза взволнованная: Красногвардейцы в 4-х верстах от Симбирска, я, в чем была, в том и пошла под гору с дедушкой и двоюродным братом Мишей, потом на пароход сели; там спали до 6-ти утра». Утром 12 сентября 1918 года пароход отплыл к Самаре. В 16 часов того же дня в Симбирск вошла Красная армия.
Считалось, что красные будут мстить буржуям за массовые убийства красноармейцев, омрачившие взятие Симбирска белыми: в ходе бессудных расправ, считается, было убито до 400 человек. Это ожидание породило массовый исход симбирской интеллигенции. Слухи утверждали, что истреблению подвергнутся даже мальчики. И потому Александр Тимофеевич спасал тех, кто, как он думал, особенно нуждается в спасении – десятилетнего внука и «внучку», дочь Григория Распутина…
А Борис Соловьев действительно переживал из-за жены – как, что, жива ли она после взятия красными Симбирска?.. Но уже 17 числа супруги неожиданно и радостно встретились!
«Раньше я очень жалела, что мне так внезапно пришлось расстаться с Симбирском, а теперь нисколько, только потому, что я с Борей, и мы так любим друг друга, что большей любви не надо», – написала Матрена.
И это – главное.
Гость
Ничего не меняется со временем… скука в городе, красивый вид с Венца…шашлыки.
Олег
Наверно нужно искать точки объединяющие. Общие цели, интересы.
Непонятно для чего вброс статей, перформансы с категоричными оценками.
Больше похоже на “белый шум”. Отвлекают внимание от пенс.возрастa, мед.обслуживания и прочая прочая.
На сколько на этом фоне актуален Каппель, Красная Армия?
Мне кажется если не произойдут кардинал ные изменения во внутренней политике то вопрос раскола общества, гражданской войны станет злободневным.
Опять на Кавказе движуха,в центре – митинги, победоносные войны на западе и востоке. Не везёт россиянам на руководителей, всегда им что то мешает. То запад, то цены на нефть.
А тут Каппель….Красноармейцы .. Неуловимых мстителей насмотрелись?
Себастиан Перейра
Кстати, об актуальности. Правда, что мемориальную доску окрыли Каппелю в Ульяновске?
Правда
На ул. Тухачевского. Ее там солдаты охраняют от народа.
ага!
Итог:
“зверства” “красных”- “в его типографию ворвались вооруженные красногвардейцы, реквизировали имущество и изъяли тираж воззвания Святейшего патриарха Тихона «Об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви православной» в количестве 3000 экземпляров”.
зверства “белых”-массовые убийства красноармейцев, омрачившие взятие Симбирска белыми: в ходе бессудных расправ, считается, было убито до 400 человек.
Унижение России в 1918
Ударный отряд белых – чехословацкий легион (у Каппеля). Ударный отряд красных – латышские стрелковые части (у Троцкого). Нерусские люди решали судьбы русского народа. Русские в 1918 стали народом без страны, без своей армии, без законного правителя. Результат такого унижения – миллионы погибших. Аукнулось свержение царя-патриота, желавшего победы над Германией, а не над своим народом.
рашка
может быть сейчас кругом русские?-шеломовы мендели вексельберги усмановы,
у хохлов тоже самое – вальцманы капительманы и авакяны
ага!
Национальность “царя-патриота” тоже вызывает вопросы
рашка
тока капкашке и ко.
не задавайте такие загадки про «царей-патриотов»
а то он окончательно свихнётся
учитель истории
Надо же как в головке то всё перемешалось. Чехословаки в 1918 году – ударный отряд и авангард интервенции держав Антанты в Россию. Планы расчленения России на сферы влияния интервентами уже составлены и утверждены. Комуч – незаконное марионеточное правительство – прикрытие интервенции. Псевдо Народная армия Комуча – в современных правовых понятиях – незаконные вооружённые формирования, а вся комучевская авантюра – мятеж против законной власти. А иностранное кураторство “белой” авантюры делает авантюристов изменниками Родины – Каппеля и каппелевцев, Деникина и деникинцев, Колчака и колчаковцев и прочих бандитов и палачей русского и других народов России. Когда в 1917 году кровавая телега романовского самодержавия, наконец (вековая мечта от декабристов до большевиков), была опрокинута народом, кончился суверенитет над народом дворян, попов и буржуев. Начался народный суверенитет, который к сожалению будет утрачен через несколько десятилетий, благодаря новой генерации национальных предателей. Тогда народ, наконец, обрёл свою страну и отстоял её от белогвардейцев и интервентов. Народ создал свою шестимиллионную армию Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. В Великой Гражданской войне с предателями выросли и закалились будущие полководцы Великой Отечественной войны. А бывшие белогвардейцы и в этой войне оказались предателями, немецкими пособниками. Помните у Тургенева Рудина, умирающего с красным знаменем на последней баррикаде Парижа. А реальный Бакунин в этой революции двумя европейскими правительствами был приговорён к смерти. Да, за святое дело русской революции сражались и латыши и десять тысяч чехословаков (из 60 тысяч чехословацкого корпуса), Ярослав Гашек в их числе, венгры и австрийцы, югославяне (Олеко Дундич) и китайцы. По отношению к шести миллионам красноармейцев – это была капля в море, но великий символ того на чьей стороне человеческая правда и правда истории. А у белых русским был только погон.
рашка
с прошедшим днём учителя!
хотелось бы услышать ваше мнение о современной ситуации в стране.
Учителю по поводу генерации нацпредателей
И, кстати, по поводу человеческой правды и правды истории: Большевики начали с предательства и пораженчества в 1917 и тем же закончили в 1991 – родовые пятна большевизма в истории. Круг завершился.
безмозглым для справки
Так-то если чо, в 1991 рухнула страна, а не большевики
Из всех фигур белого движения
Каппель был очень выделяющимся. Он не был генералом, адмиралом к моменту начала Гражданской войны, как Корнилов, Деникин, Колчак. О нем не знали вообще ничего. Однако стал самым заметным. В советские времена каппелевцы – это убежденные антибольшевики, их образ (не совсем точный по форме) использован в легендарном фильме Чапаев. Каппелевцы восприняли болезненно Брестский договор с немцами и считали большевиков немецкими наймитами за отказ отстаивать пределы страны. Это был распространенный офицерский взгляд на большевиков. Поэтому они повели борьбу вместе с чехословацким корпусом (созданным в России для войны против Германии). Для каппелевцев характерен и мотив противостояния большевикам как безбожникам, тоже нужно учитывать. Стоит отметить, что могила Каппеля сохранялась его людьми, сейчас в Москве, а вот могилы многих советских военачальников Гражданской войны: Тухачевского, Гая и др. репрессированных советской же властью – неизвестны.
учитель истории
Деникин, Ильин, Каппель в Москве, святой мученик Николай в народе Кровавый – это акции переформатирования народного сознания. Как и “незамеченные юбилеи”: 100-летия Октябрьской революции, 100-летия освобождения Симбирска от белогвардейцев и интервентов. Народу, превращённому в рабов, хотят привить лакейское сознание, рабскую идентичность. И попы тут к месту, и псевдоказаки. Настоящие казаки, как и офицеры воевали по обе стороны. И тогда, на крутом переломе истории не все сразу понимали, на чьей стороне правда. Но через 100 лет, имея перед глазами “достижения” второго капитализма, продолжать бороться с большевиками – это… Всё,что мне пришло в голову по этому поводу я зачеркнул. Бесполезно.
безмозглым для справки
Да, так бездарно профукать золотой запас России могли только такие “таланты”, как Каппель и Колчак!
учитель истории
Если круг замкнулся, то мы присутствуем при агонии России. Это не исключено. Слишком много предателей. Ещё больше безразличных: нравственно убитых вторым капитализмом. Ужасающая, сравнимая только с Африкой “бедность лишает народ экономической и нравственной силы сопротивления” (Плеханов о другой, но схожей исторической ситуацией). Но есть и надежда. Мы молодой по историческим меркам народ, Русской цивилизации всего тысяча лет. Западноевропейской – три тысячи, китайская и индийская ещё древнее. А индийцы и китайцы всего несколько десятилетий назад были в исторической ситуации ещё более скверной, чем наша сейчас. Нужна контрэлита. Ленин нужен России. Если он где-то в России уже родился, то не всё потеряно.
О “предательстве” большевиков. Один из главных официальных”героев” нынешней России вешатель Столыпин так и не собрался ввести всеобщее начальное образование. А большевики начали с ликвидации неграмотности в России. Поэтому большевистская Россия экономический уровень 1913 года восстановила к середине 1920-х годов, а ещё через десять лет Советская Россия, СССР экономически были вторые в мире. Нынешние наследники Столыпина за 30 лет не смогли восстановить уровень экономического развития РСФСР до формационной контрреволюции.
Юрий
Учителю истории – Браво! Каждое слово в десятку! Пишите и публикуйтесь! Такие слова и мысли нужны! Особенно сейчас, когда махровые черносотенцы лезут из всех щелей, а нейтральные и безидейныеи краеведы и историки начинают прогибаться под них.
Действительный статский советник Мотовилов из д.
из д. Скорлятка, (ныне Майнского района) депутат Гос.думы от Симбирской Губернии. В ГД возглавлял всероссийский комитет ” Русского народа” во главе с врачем Дубровиным. Ничего общего не имеющий с погромами( это были спец провокации по компроментации русского национального движения, как сейчас компроментируют КПРФ).У брата Мотовилова 40 ка летнего Андрея Мотовилова было 52 награды за достижения в сельском хозяйстве! Ушел в 1918-м сКаппелем, остался в Омске. Но в 1922-м вычисли и и расстреляли ни за что, за принадлежность к чуждому классу.
У Шолохова есть рассказ за 1925 год. Отец белоказак ведет в штаб сына красного в штаб на допрос по дороге вовраге вроде бы отпускает ,но стреляет в спину.Батя зачем так спрашивает умирающий сын.у меня жена и ребёнок.Отец говорит у меня кроме тебя старшего ещё семеро по лавкам.Не приведу тебя ,меня рас стреляют…Вот она страшная суть гражданской войны. Дойдет ли до нас былая история?
Юрий
Оценки автора абсолютно мутные – и нашим, и вашим…. Как бы ни ошибиться на всякий случай…
Горожанин
Читайте Валентина Пикуля “Нечистая сила”, там все про это время правдиво написано.
Много где
про это написано. Классику читать надо, которую нынешняя молодежь и не знает. “Хождение по мукам”, “Тихий Дон”, “Доктор Живаго”, “Сердце Бонивура”, “Сорок первый”, “Чапаев” и т.п. Не стоит смотреть на те события только глазами Матрены или Каппеля.
Ивану Сивоплясу
Роаспутин в Вашем историко-краеведческом восприятии знаменитый прозорливец и целитель.Думается ,если бы Вы вдруг оказались в той распутинской эпохе, то, очевидно, спали и дневали в подъезде дома на Гороховой, чтобы облыбызать полу кафтана этого вселенского проходимца. Вы же историк, а мыслите не исторически, а по-мещански.
Да уж
В убийстве этого “знаменитого прозорливца и целителя” принимал личное участие Феликс Юсупов, граф Сумароков-Эльстон, последний из князей Юсуповых (представитель тогдашней элиты, уж куда “элитнее”?). Впоследствии он написал об этом книгу “Конец Распутина”. Читайте, Иван. Читайте, все комментаторы. Учите историю, учитывая ВСЕ точки зрения. Народ, не знающий своей истории, обречен на исчезновение.
Юрий
После этой статьи подумалось, что у нас ведь и памятник Распутину могут поставить. И авторы с обоснованием найдутся.
Колобок
Сначала памятник Рогаткиной, затем Матрене Распутиной.И только потом мне!