Ранее мы писали , что в Ульяновске до декабря будет выкорчевано 2000 только пней только от свежесрубленных деревьев. В комментариях нам напомнили о правилах благоустройства города, согласно которым пни обязаны выкорчевать в течение 7 дней после сноса дерева. Правило заведомо не выполняется, как бы нам ни врал что бы нам не говорил директор МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению» Геннадий Моргунов.

Однако лучше всего “выключенность” этого документа просматривалась на теме НТО: по нашим приблизительным подсчетам до 90% из них – вне закона. Цитируем еще раз Правила благоустройства Ульяновска:
НТО не могут размещаться на газонах и цветниках, ближе 5-ти метров от окон общественных зданий, ближе 30-ти метров от окон жилых домов, а также ближе 5-ти метров от стволов деревьев. Собственники НТО должны обеспечивать чистоту и благоустройство на территории не менее 25 м от внешней границы НТО“. И сопоставьте с реальностью: никакой контроль просто никто не ведет.

Так каков юридический статус у этого заведомо бездействующего документа? Зачем он, вообще, нужен? За комментарием мы обратились к юристу Алмазу Кучембаеву. По его словам, для органов исполнительной власти это, скорее, внутренний документ, сопровождать работу которого должны более серьезные нормы:

“Это официальный документ, который обязателен для администрации: для исполнительных органов, для чиновников, органов местного самоуправления. Правила благоустройства были утверждены главой администрации. Это как приказ отдельной организации. К примеру, все, что я поручаю в своей компании – должны исполнять все мои сотрудники. Насколько мой приказ исполняет – это уже говорит о том, насколько я хороший организатор.

Про НТО. Представим, что я говорю своим работникам, что перекур каждые 5 минут последнего часа. Работник уходит курить в другое время, аргументируя это тем, что он вышел перекурить в законные 15 минут на отдых от компьютера. То есть идет список наложения одних норм на другие. Допустим, есть закон, который говорит, что при нарушении пожарных норм безопасности нельзя выдавать разрешение на строительство (на самом деле такого закона нет, но представим). Таким образом, он возводит пожарные нормы в ранг закона, то есть он делает отсылку на нормы и пожарная норма становится обязательной. К какой федеральной норме у нас относятся правила благоустройства, надо подумать. Если администрация берет за основу эти правила, то она должна ими руководствоваться. А  получается, что, если я – начальник издал эти правила, а потом всем говорю, что ничего страшного, я тебя все равно не накажу, – в итоге от них отходят все.

Если я пойду в суд и скажу там, что нарушен вот такой-то раздел, который установлен правилами благоустройства, то суд воспримет меня всерьез. Но сможет ли он его применить из-за разрыва с другими нормами – ответ не так однозначен. Все должны понимать, что есть нормы более обязательные.

Эта проблема не юридического характера, а управленческого. В Конституции тоже много чего написано, но на каждом шагу видим, что прямого действия она не имеет. Какая-нибудь инструкция отдельного органа будет сильнее, чем Конституция РФ. И это тоже управленческая ситуация. У нас же в этих правилах благоустройства нет, к примеру, формулировки, если пень не выкорчеван – глава МБУ будет уволен. Такого в правилах нет. Никакой закон сам по себе не действует. Или какое-нибудь должностное лицо должно его применять, или какой-нибудь гражданин, чьи интересы нарушены, должен пожаловаться другому уполномоченному лицу, которое имеет право регулировать и наказывать. Нужно, чтобы был интерес или проблема”.