В Ульяновске занялись глобальным обследованием аварийных и сухостойных деревьев. В середине октября сообщалось, что под снос попали две тысячи из них. При этом в городе есть и другая проблема: после уничтожения деревьев пни оставляют на месте, их уже насчитали около двух тысяч по всему городу.

Министр природных ресурсов и цикличной экономики Дмитрий Федоров сообщил о проведенном аудите в середине октября. 4,5 тысячи аварийных деревьев – это по всей области. Всего, по его словам, проводилось 24 комиссии, по итогам которых выявлено 5515 аварийных деревьев. Из них 4852 подлежат сносу, остальные – обрезке. Разумеется, обследование территорий оказалось неполным.

Специальные комиссии, созданные в каждом муниципалитете, в первую очередь изучали территории «учреждений с массовой проходимостью людей» – то есть парки, скверы, бульвары, озеленение вдоль тротуаров, а также детсады, школы, учреждения культуры и соцзащиты. В Ульяновске насчитали 2058 аварийных деревьев, в основном – на территории детсадов и школ.

Число неокончательное и еще обязательно увеличится.

Снос деревьев начнется в конце 2018 года и закончится в марте 2019-го. То есть зимой город собираются изрядно проредить. Где конкретно и какие насаждения собираются уничтожать, неизвестно – перечня нет. Реестр аварийных деревьев в Ульяновске появится до 1 декабря. Весной обещают высаживать новые деревья – пока неясно, каких именно пород.

После этого заявления Федорова тема сноса деревьев и озеленения вообще стала активно обсуждаться в СМИ. Так, в официальных городских газетах сообщили, что жители Ульяновска с воодушевлением восприняли новость о грядущей инвентаризации опасных деревьев. Одновременно была названа главная проблема – врагами озеленения признали тополя, высаженные в советское время, за которыми долгое время никак не ухаживали, в результате чего они выросли и стали опасными для окружающих.

Между тем обнаружилась и еще одна проблема: новые деревья должны высаживать на месте спиленных, но по всему городу остаются пни от старых – их должны выкорчевывать в течение трех дней после спила, но остаются они до сих пор. Свидетельствует это в первую очередь о том, что раньше никаких нормальных компенсационных высадок не производилось – дерево, вероятно, просто убирали, и все. Пеньков много в том числе на центральных улицах города. Периодически там, кстати, высаживают и новые деревья, но очень многие из них так и не прижились.

В итоге озеленение Ульяновска до сих пор было чем-то мифическим – вроде бы на бумаге работа ведется, но на деле город только лысеет.

По сути, несмотря на декларируемую открытость, пока работа по сносу деревьев и дальнейшей компенсационной высадке остается для жителей города тайной за семью печатями. Реестр еще не готов, а когда будет готов – неизвестно, станет ли публичным. Работа комиссий в каждом из муниципалитетов прошла незаметно – какие деревья приговорили, сейчас пока толком никто не знает. В то же время, стоит ожидать, что к декабрю на всех аварийных деревьях, которые собираются сносить, появится клеймо – их пометят краской. Возможно, и реестр увидим?

А пока вся информация о планируемом сносе деревьев по-прежнему появляется на сайте администрации города – по адресу: ulmeria.ru/node/51502 можно найти все заявки на обрезку и вырубку зеленых насаждений. Например, 7 ноября будет проводиться комиссионное обследование деревьев по адресу: проспект Маршала Устинова, 4 – директор компании «СЗМКД ГРИНПАРК 9» попросил выдать разрешение на снос восьми вязов, одного клена и пяти сосен в районе строительства нового ЖК «Грин Парк».

«Грин Парк» хотят сделать чуть менее зеленым. А на улице Димитрова, 5 в тот же день собираются получить разрешение на снос трех ясеней, одной березы и четырех тополей.

Самая же большая заявка на снос деревьев за последнее время поступила от директора одного из городских предприятий. Он выставил на обследование для последующего сноса одну липу, два клена, 27 вязов и 1 яблоню по проспекту Гая, 5, а также огромный зеленый участок на въездной дороге в поселок Плодовый – 45 вязов, 32 тополя и 5 тысяч квадратных метров клена. Судя по всему, речь идет о глобальном сносе деревьев на повороте в поселок Плодовый с трассы – больше нигде там столь большого количества насаждений найти невозможно. Зачем это делается? Неужели все они аварийные? Предварительно разрешение запрашивается на снос именно «аварийно-опасных» деревьев, но пять тысяч квадратных метров клена… Это больше похоже на расчистку площадки под строительство. Комиссионное обследование состоится 1 ноября, в 14.00.

Степан ГОРИН.