ПО ИТОГАМ СЕМИ МЕСЯЦЕВ 2018 ГОДА ЭКСПОРТ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ВЫРОС БОЛЕЕ ЧЕМ НА 10% И СОСТАВИЛ ОКОЛО 180 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ. ПРИ ЭТОМ ДОЛЯ НЕСЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ ИЗ ОБЩЕГО ЧИСЛА ПОСТАВОК СОСТАВИЛА 85,8%.

БУДЕМ ДРУЖИТЬ

Как заявил губернатор Сергей Морозов в ходе встречи с представителями Торгово-промышленной палаты Ульяновской области, специалисты отмечают высокие темпы роста внешней торговли региона. В минувшем году экспорт составил около 700 миллионов долларов, что на 61% больше по сравнению с 2016 годом. Рост общего товарооборота составил 1,1 миллиарда долларов, на 120 миллионов вырос импорт.

В году нынешнем этот показатель уже превысил отметку в 11%. По информации губернатора, в целях расширения внешних рынков в регионе в 2019 году планируется переформатировать работу Центра поддержки экспорта, который должен стать единым Центром торговли. В настоящее время ведется работа по формированию стратегии развития экспортной деятельности Ульяновской области до 2030 года, что поможет сформировать четкий план действий и целей. Сергей Морозов дал поручение рассмотреть возможность создания филиалов Центра развития экспорта во всех муниципалитетах области и подготовить стратегию развития области.

Такой шаг вызван необходимостью. Дело в том, что в 2018 году 97 стран мира стали партнерами Ульяновской области в сфере экспорта. Ключевыми из них являются Казахстан, Беларусь, Ирландия, Венгрия, Германия. А также Иран, США, Украина, Сирия, Азербайджан… Они поставляют на внешний рынок автомобили и автокомпоненты, продукцию машиностроения и деревообработки, мебель, зерно, продовольственные товары.

Очень важно, что на рынок экспорта выходят новые игроки. Так, например, 20 компаний Ульяновской области впервые экспортировали свою продукцию, и практически во всех случаях при содействии регионального Центра поддержки внешнего товарооборота. Активно включились в процесс ООО «Уником», «Ладья-Поволжье», Химтекс-РТИ, «Экоротанг», «Ярус». Для более качественного продвижения наших компаний идет работа по созданию трех хабов на территории Восточной Европы, Ближнего Востока, ЮгоВосточной Азии.

В Центр поддержки экспорта поступает много запросов с проблемными вопросами по доставке первой партии образцов товаров. Видится сложной логистика транспортировки замороженных продуктов. В этой связи есть поручение на дополнительное финансирование субсидирования части затрат малых и средних предприятий (МСП) на доставку образцов продукции и поставку первой партии товара. Выдача такой субсидии позволит организовать эффективную логистику образцов продукции предприятий региона. Кроме этого, удешевит и саму транспортировку, и итоговую стоимость продукта, сделает наши товары более конкурентоспособными.

Тем временем, как доложил губернатору председатель совета директоров Корпорации развития промышленности и предпринимательства (КРПП) Ульяновской области Руслан Гайнетдинов, в Юго-Восточной Азии принято решение о создании в нашем регионе бизнеспредставительства. Китайская компания – партнер «Шелковый путь» совместно с ПОЭЗ начинает работу по созданию Центра российско-китайской торговли. Запланировано создание торгово-логистических площадок на территории ПОЭЗ Ульяновской области и в трех провинциях Китая.

БЕЗ КОНФЕТ И МАСЛА – НИКУДА

Отдельный вопрос – ситуация в сфере пищевой промышленности. Она была проанализирована на заседании Совета предпринимателей по развитию экспорта региона. Анализ показал, что предприятия Ульяновской области, в отличие от соседей по Приволжскому федеральному округу, пока не в достаточной степени наращивают объемы поставок. Тогда как, например, в соседней Пензенской области они составляют уже 37% от несырьевого экспорта.

Много и долго говорится о том, что кондитерские изделия из России востребованы, в частности в Китае и Вьетнаме. Более того, эта продукция имеет большие перспективы в плане реализации. Наши соседи это давно поняли, оценили и активно занимаются производством кондитерских изделий для последующих поставок за рубеж. У нас этот процесс протекает не так энергично.

Сказанное в определенной степени относится к вопросу экспорта подсолнечного и рапсового масла. Здесь примером может служить Татарстан, который, помимо собственного урожая, ведет закупки сырья у своих соседей, в том числе
в Ульяновской области, наращивая объемы экспортных поставок масла. Не менее активно ведет себя в этой сфере Саратовская область. Ничто не мешает и Ульяновской области занять такую же позицию.

Сегодня можно говорить, что этот процесс у нас уже идет. С учетом опыта соседних регионов вырабатываются меры поддержки и стимулирования экспорта продукции АПК как на региональном, так и на федеральном уровне. Разработана концепция продвижения и поддержки продукции АПК с наименованием места происхождения товара (НМПТ), или, другими словами, географическим индикатором. Она обещает стать одним из разделов Стратегии развития экспорта в Ульяновской области на 2018-2025 годы.

МЫ ВЕРИМ, МЫ ЗНАЕМ

Эксперты профильного министерства региона, в свою очередь, полагают, что основой динамики развития экспорта продукции АПК является увеличение ее объемов. Тем более что получен рекордный за последние 25 лет урожай зерновых культур. Более того, только ими перечень не исчерпывается. ООО «Юпитер Инкорпорейтед» экспортирует водку в Латвию, Вьетнам, Германию, Израиль, Абхазию. ООО «Глобус» отправляет кондитерские изделия в Китай, Украину, Туркмению, Азербайджан, Монголию, Германию, а также в Узбекистан, Киргизию, Абхазию, Грузию. Продукцию Ульяновского завода минеральной воды «Волжанка» хорошо знают в Китае, Украине, Польше, Литве, Монголии. Ее с удовольствием пьют в Абхазии, Германии, Молдове, Азербайджане.

Свою долю в развитие экспорта вносит Новоспасский элеватор. В начале двухтысячных годов он считался одним из самых слабых в регионе. Но в последние полтора десятка лет здесь была проведена коренная реконструкция, инвестиции составили не менее 40 миллионов рублей. Сегодня элеватор способен принимать до 100 тысяч тонн зерна. Его площадка позволяет ориентироваться на экспорт и уже сегодня на ней работают не менее десяти трейдеров, принято 40 тысяч тонн зерна.

По мнению Руслана Гайнетдинова, принимаемые регионом меры, несомненно, позволят достичь значительных результатов. Ожидается, в частности, что доля экспорта НМПТ к 2025 году составит 5-10% от общего объема экспорта Ульяновской области. Возрастут объемы экспорта продукции высоких переделов. Повысится узнаваемость ульяновских товаров, в том числе продукции с НМПТ, за рубежом. Возрастет содействие формированию положительного имиджа страны и бренда Made in Ulyanovsk region. Будет увеличено количество экспортеров продукции АПК Ульяновской области.

Помимо уже перечисленных экспортных рынков для продукции АПК Ульяновской области, необходимо выходить на крупных национальных дилеров и федеральные торговые сети таких регионов, как Московская и Ленинградская области, Красноярский и Краснодарский края, Крым.

Что касается наших соседей, то в качестве важнейших территорий для продвижения нашей продукции определены республики Татарстан, Чувашия, Мордовия и Самарская область.

Как полагает Руслан Гайнетдинов, потребуется наличие инструментов продвижения. Они известны. Это подбор потенциальных партнеров через маркетинговые исследования. Размещение запросов в специализированных базах поиска клиентов. Участие в отраслевых выставочных мероприятиях в регионах продвижения под брендом «Сделано в Ульяновской области». Проведение презентаций региона в торгово-промышленных палатах регионов, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве. Организация региональных складов продукции. Создание электронной региональной торговой площадки под брендом «Сделано в Ульяновской области». Проведение региональных бизнес-миссий и выездных ярмарок для приграничных территорий.

Наиболее эффективным механизмом поддержки экспортеров видится субсидирование участия российских компаний в международных выставках и ярмарках. Центром поддержки экспорта Ульяновской области выделены три основных направления деятельности. Первое: субсидирование участия в выставках и ярмарках. Второе: проведение мероприятий цикла Russian GastroWeek. Третье: создание международных шоу-румов (демонстрационных павильонов).

Сформирован перечень 55 наиболее перспективных выставочно-ярмарочных мероприятий в сфере пищевой промышленности. В качестве примера можно назвать Gulfood 2018. Это наиболее влиятельная в мире ежегодная выставка пищевой промышленности и производства напитков, с большим количеством посетителей, экспонентов и бизнес-операций. Проходит она в Объединенных Арабских Эмиратах, Дубае.

Нельзя не сказать о создании международных шоу-румов. Суть заключается в следующем. Начинающие экспортеры и компании не всегда могут себе позволить открытие иностранных представительств. Как следствие, это часто является барьером к их продвижению на внешние рынки. В таких случаях организация постоянных площадок для демонстрации популярных российских продуктов наверняка позволит более эффективно проводить переговоры с потенциальными иностранными покупателями. А облегчит процедуру проведения деловых встреч наличие пробных партий товаров, которые прошли таможенный досмотр, фитосанитарную очистку и ветеринарный контроль. Говоря иначе, доказали свою полную безопасность и надежность.

ДАЙ РУКУ, ИРАН!

Чтобы не быть голословными, сошлемся в подтверждение всего сказанного на крепнущие экономические, политические и социальные связи между Ульяновской областью и провинциями Ирана.

Как известно, губернатор Сергей Морозов встречался с Чрезвычайным и Полномочным послом Республики Иран в России Мехди Санаи. Стороны согласились, что между нашими странами установились благоприятные всесторонние отношения, которые необходимо развивать и дальше.

По информации Руслана Гайнетдинова, в иранском порту Энзели работает склад ульяновских компаний. В перспективе видится создание крупного логистического центра и Торгового дома России в Иране (уже создан).

Ульяновская область заинтересована в приобретении иранских фруктов, овощей, других товаров. В свою очередь, по словам руководителей Ульяновского отделения общественного объединения предпринимателей «Деловая Россия», нашему бизнесу удалось выстроить устойчивые экспортные каналы продукции региона в республику. Сказанное касается в первую очередь предприятий, которые производят муку, выращивают птицу и рогатый скот. Регион остается лидером по отгрузкам в Иран зерновых культур, которые являются основой экспорта в эту страну.

Кроме продукции сельского хозяйства, иранские партнеры проявляют большой интерес к приобретению автомобилей и грузовых самолетов ульяновского производства. Не исключается создание структуры туристических круизных путешествий. Не надо объяснять, что Ульяновская область, которую с Ираном связывают водные артерии, не может оставаться в стороне от происходящих процессов и примет в их реализации самое активное участие.