Задержка в автомобильных пробках и долгое ожидание своей маршрутки очень сильно мешают и раздражают ульяновцев. В администрации города работают над новой схемой транспортного обслуживания для разрешения проблемных вопросов. Что мешает движению вперед?

Депутаты Ульяновской Городской Думы провели проверку маршрутов, 1ысказали замечания к организации движения и посоветовали сотрудникам администрации города быть «более зубастыми» по отношению к нарушителям.

Московский опыт не пригодился?

В прошлом году МБУ «Стройзаказчик» заключило договор с институтом городского транспорта города Москвы «Мосгортранс-НИИпроект» на разработку проектов организации дорожного движения, создание инструментов для транспортного планирования и их применения в оптимизации маршрутной сети.

Конечно, нам есть чему поучиться у столичных специалистов. Но самое главное – предполагалось, что в результате этой совместной деятельности мы получим навигационно-информационную систему и стратегическую модель спроса и предложения для транспорта. В настоящее время работа с «МосгортрансНИИпроект» завершена, проекты разработаны. Но приступать к реализации не торопятся…

Основная цель проделанной работы все же заключалась именно в том, чтобы ульяновским дорожникам самим овладеть инструментами планирования и самостоятельно заниматься разработкой схемы с учетом особенностей нашего города. От выдвинутых москвичами идей никто не отказывается, но на данном этапе они трудновыполнимы. Впрочем, ничего нового, чего бы мы не знали раньше, нам и не предложили. Еще раз подтвердили общий тренд на развитие в городе экологически чистого электротранспорта. Однако для этого потребуется перенос действующих схем движения маршруток так, чтобы они не дублировали трамвайные пути. Плюс потребуется создание так называемых пересадочных узлов, где пассажиры смогут, например, свободно переходить из трамвая в маршрутку и продолжать движение без дополнительной платы. Но для этого необходимо повсеместное внедрение электронного билета не только в трамвае, но и в маршрутках.

В общем, все предложения от москвичей хорошие и над ними следует подумать, но реализовать их прямо сейчас в Ульяновске (давайте будем объективными) нереально. Одномоментно провести изменение транспортной схемы не получится по нескольким причинам. Во-первых, потребуется значительное увеличение бюджетных расходов, а это сейчас вряд ли возможно. Во-вторых, в общественных перевозках в Ульяновске участвуют не только муниципальные предприятия, но и независимые предприниматели. В данном случае маршрутчики будут отстаивать интересы своего бизнеса, а без согласования с ними изменить схему маршрутов не выйдет. В крайнем случае, могут просто отказаться выходить на рейс, если это будет в убыток.

Ну и не забывайте о нас с вами – о пассажирах! Вспомните, сколько было негодования, когда в городе проводили всего лишь упорядочивание наименований маршрутов, в связи с чем сменили нумерацию у некоторых маршруток. А теперь представьте, что будет, когда не только номер изменится, но и сам маршрут уйдет в сторону!

Что будет со стоимостью проезда?

В сложившейся транспортной схеме Ульяновска частный бизнес забрал себе все прибыльные направления, а муниципалитету достались убыточные, которые город субсидирует из бюджета. Таких крупных статей расхода две: МУП «Ульяновскэлектротранс» и ОАО «ПАТП-1». Ежегодно на возмещение недополученных доходов от перевозки граждан этим предприятиям выделяются миллионы рублей. И все равно недостаточно.

– В схеме, которую нам предложили москвичи, делается упор на развитие трамвайного движения и увеличение пассажиропотока на этом виде транспорта за счет увода маршрутов частных перевозчиков на внутренние улицы, вдаль от трамвайных путей, – прокомментировал начальник Управления дорожного хозяйства и транспорта Игорь БЫЧКОВ.

Понятно, что такому решению частные перевозчики будут явно не рады и не захотят расставаться с прибыльными маршрутами.

Сейчас взаимоотношения городской власти с бизнесом в сфере пассажирских перевозок складываются в рамках соглашения, которое было подписано между предпринимателями и Главой города 16 января 2017 года. Выполнение условий данного соглашения требует финансовых затрат Учитывая все факторы (в т.ч. увеличение налоговой и страховой нагрузки) и отсутствие ежегодной индексации стоимости проезда, уже сегодня назрела необходимость повышения тарифа до 22-23 рублей в период до 20.00 и 25-26 рублей после 20.00.

Но, несмотря даже на постоянный рост стоимости топлива и удорожание запасных частей, перевозчики соблюдают договоренность не повышать цену проезда без предварительного согласования с администрацией города. Хотя формально имеют на это право.

Перевозчики обязуются обеспечить бесперебойную передачу данных с каждого транспортного средства, находящегося на маршруте, и ее отображение в единой системе диспетчерского контроля на базе спутниковой системы навигации ГЛОНАСС/GPS, привязанной к интернет-ресурсу. В настоящий момент в системе числится 717 автобусов (из 791 запланированных).

На портале BUS173.ru запущен проект «Где мой автобус?» для удобства пассажиров, которые таким образом могут онлайн отслеживать движение нужного им маршрута, чтобы не тратить время на остановке в ожидании транспорта.

Машин не хватает, график не соблюдают

– В части безопасности дорожного движения жителями города на приемах у депутатов отмечаются положительные изменения. Улучшается состояние дорог, устанавливаются новые светофоры, подсветка пешеходных переходов, ограждения – в целом ведется заметная работа в этом направлении. Но по организации общественного транспорта у нас есть замечания, – сказал председатель Ульяновской Городской Думы Илья НОЖЕЧКИН.

Так или иначе (учитывая особенности нашего города) разговор о транспортной схеме неминуемо сводится к обсуждению маршруток. Проверка, которую проводили депутаты профильного Комитета под председательством Дмитрия ПЛОХИХ, выявила массу нарушений. Начиная от невозможности уехать в часы пик из-за переполненности маршрутки и заканчивая несоблюдением графика движения, который к тому же еще надо найти на остановке (иногда он прибит либо очень высоко, либо совсем низко, где его не видно). Собственно, перечислять проблемы нет смысла, так как мы и так с ними все хорошо знакомы, особенно те, кто живет на одном берегу Волги, а работает – на другом.

Отметим положительные тенденции. Так, по словам Игоря БЫЧКОВА, количество «старых» автобусов марки «Газель», в сравнении с 2016 годом, сократилось на 342 единицы. На замену им пришли 248 единиц вместимостью более 18 мест, 25 из которых 2018 года выпуска, в том числе иномарки «Мерседес», «Форд» и т.д. В целом парк автобусов «омолодился» более чем на 2,5 года. Количество автобусов, выходящих за возрастные ограничения, в сравнении с 2016 годом, снизилось с 351 до 120 единиц.

Управление дорожного хозяйства и транспорта проводит регулярные проверки. Есть маршрутчики, которые систематически нарушают расписание движения автобусов. К ним применяются штрафные санкции. Так, в этом году по 20 фактам сотрудниками территориального отдела Госавтодорнадзора к административной ответственности привлечены перевозчики ИП Замалетдинов и ИП Загидуллин, а также ООО «Галекс и Ко». Сумма штрафа составила 30 тыс. рублей за каждое нарушение.

– В случае выявления нарушений администрация города в лице нашего Управления вынуждена обращаться в МУГАДН (территориальный отдел Госавтодорнадзора по Ульяновской области), так как иных рычагов воздействия у нас нет, – подчеркнул Игорь БЫЧКОВ.

В целом из всех 16 городских перевозчиков полностью условия соглашения с администрацией города выполняют пятеро:

• ИП Лебедев А.В. (№№43, 52, 58);

• ИП Малахов А.В. (№№5, 82);

• ИП Горюнов В.С. (№№27, 56, 67, 68);

• ИП Горюнов И.В. (№№22, 25, 84);

• ИП Горюнова Т.А. (№№17, 49, 50, 78, 90, 99).

Среди отстающих – не выполняют большую часть условий:

• ООО «Галекс и Ко» (№№28, 75, 77);

• ООО «УТК» (№37);

• ИП Елистратов В.А. (№№59, 74);

• ИП Горелов Е.А. (№№4, 8, 87, 88);

• ИП Замалетдинов РР (№№16, 69, 71, 81, 96).

Полностью отказался от сотрудничества и не выполняет никаких требований – ИП Загидуллин М.Н. (№№61, 72, 73, 100).

Отметим, что перевозчики, которые отказываются или не могут обеспечить выполнение условий соглашения, лишаются гарантий администрации города, обслуживаемые ими маршруты в рамках оптимизации будут закрываться или изменяться без их согласия.

Председатель Ульяновской Городской Думы Илья НОЖЕЧКИН:
– Администрация города должна быть более «зубастой» по отношению к перевозчикам, не исполняющим свои обязательства. А чтобы предоставить для этого юридические инструменты, мы дали поручение аппарату Думы по разработке местных и региональных актов, чтобы Управление дорожного хозяйства и транспорта могло работать с перевозчиками, в том числе с позиции власти.