Заметки в трех частях
I Часть: Николай Шатров

II. ДОМ
В 1998 году Борис Васильевич Аржанцев писал о доме Шатрова: «Здесь сохранились мраморные лестницы, лепные потолки, ажурные решетки, витиеватые светильники, причудливые камины и стенные росписи. Каждого, кто переступает порог этого особняка, охватывает волнующее чувство встречи с фантастической страной грез. Вся фешенебельная обстановка вселяет в наших современников веру в земной рай, который, конечно, и должен быть именно таким – светлым, радостным, красивым» (2).
У этого здания длинная история. Первые документальные сведения об усадьбе относятся к началу 1860-х годов, и принадлежала она тогда купцу 2-ой гильдии С.Н.Хапкову. На участке значились: каменный одноэтажный дом – прямоугольный, с подвалом, с семью окнами на главном фасаде; деревянный флигель, конюшня, каретный сарай и другие хозяйственные постройки. Во время пожара 1864 года деревянные строения сгорели, дом был сильно поврежден, но через год восстановлен в прежнем виде.
В 1870 году усадьбу приобрел дворянин Яков Агеевич Гречкин (отец первого директора Ульяновского краеведческого музея П.Я.Гречкина). Вскоре по проекту архитектора В.А.Алатырцева дом был перестроен. Добавились каменные пристройки с восточного и западного торцов здания; благодаря декоративной отделке улучшился вид главного фасада. В этом виде дом можно видеть на снимках конца XIX века (фото 1).
Сведения о времени приобретения усадьбы Николаем Яковлевичем Шатровым сильно разнятся. Б.В.Аржанцев: «С 1881 по 1917 гг. дом принадлежал купцу Н.Я.Шатрову» (3). И.Г.Котова: «Усадьба принадлежала Шатрову с 1887 по 1917 годы» (5). Представляется более достоверной версия О.А.Свешниковой: «В 1895 году усадьба перешла к новой хозяйке – купеческой жене О.Д.Пастуховой, а менее чем через год Пастухова продает усадьбу Н.Я.Шатрову» (4).
Новый владелец осуществил капитальную реконструкцию дома. В мае 1901 г. городская управа утвердила «Проект каменного дома-особняка, предполагаемого к постройке на месте, принадлежащем купцу Н.Я.Шатрову на углу Никольской и Стрелецкой улиц». Документальные свидетельства об авторе проекта отсутствуют, но, по мнению многих авторитетных авторов (А.С.Сытин, О.А.Свешникова и др.), им был Август Августович Шодэ. Об этом говорит сходство в оформлении фасадов и внутренней планировке с другими постройками Шодэ, например, домом А.А.Сачкова. Сын архитектора, Н.А.Шодэ, упоминал дом Шатрова в числе работ отца. Правда, Б.В.Аржанцев считал (3), что перестройку дома осуществил Л.М.Анненков – именно его подпись стоит на чертеже усадьбы 1901 года. Но, скорее всего, Анненков – городской архитектор – лишь утвердил проект.
Над расширенной дворовой частью дома был надстроен второй этаж с открытой верандой на западной и эркером на восточной сторонах. С веранды и эркера открывался широкий обзор на Карамзинский сквер, Спасский монастырь и Стрелецкую улицу до Соборной площади. Силуэт дома стал более живописным. Сохраняя фронтальность по отношению к улице, здание по-разному выглядит с различных точек обзора. К дворовому фасаду пристроен одноэтажный флигель с подвалом.
Полностью изменилась внутренняя планировка. Первый этаж носит ярко выраженный парадный характер: мраморная лестница, вестибюль с приемной, зеркальная гостиная с будуаром, столовая, кабинет и великолепное помещение зимнего сада. На втором этаже разместились комфортные жилые комнаты. Автор проекта широко использовал приемы эклектики. В анфиладной планировке первого этажа отдана дань «дворянской» эпохе. В интерьерах сочетаются стили рококо, модерн и очевидные вкусы хозяина дома, выразившиеся в изобилии лепнины и броской, но не вульгарной роскоши. Решения и отделка второго этажа более отражают современные автору архитектурные вкусы.
Очевидно, что конструкции старого дома – наружные и внутренние стены – использовались при строительстве нового здания. Об этом, в частности, упоминает О.А.Свешникова, сравнивая планы двух строений. Добавил бы, что старый, по-своему изящный дом Гречкина не исчез окончательно. Легко можно увидеть его очертания, органично вписанные в фасад роскошного особняка, словно выросшего из старого дома.
Особняк остался в этом виде до наших дней, а реконструкция усадьбы была продолжена в 1909 году, по проекту Ф.О.Ливчака. Им был построен 2-этажный каменный флигель, до наших дней не сохранившийся. Усадебный комплекс включал, кроме этого, два деревянных дома, хозяйственные постройки, двор и обширный сад. Сад был обнесен высокой каменной оградой, увенчанной чугунной решеткой с изображениями бутонов роз, волют (завитков) и спиралей, образующих живописные узоры. К западу от особняка, на столбах из натурального камня, были установлены чугунные ворота с вензелями владельца усадьбы на створках и с двумя калитками, украшенными растительным орнаментом.
Александр Николаевич Блохинцев писал в 1975 году: «…К дому примыкал сад с фонтаном, беседкой и цветочными клумбами, обнесенный художественно выполненной кованой оградой на высоком цоколе. Ворота и калитка этого дома с их каменными массивными столбами и ажурным плетением уникальной решетки невольно останавливают внимание прохожих. Все в этом здании сделано добротно, прочно и красиво. Во внутренней отделке его применен белый мрамор, мореный дуб, красное дерево, бронза, художественно обработанное стекло, интересная лепнина и художественная роспись. Все было рассчитано на импозантность, на то, чтобы удивить и покорить каждого, входившего в этот дом» (1).
Красоту и одухотворенность этого дома чувствует каждый, увидев его. Облечь эти чувства в слова – гораздо труднее. А потому добавим несколько фрагментов из профессиональных описаний дома Шатрова, по возможности, избежав специальной терминологии:
«Если обойти здание со всех сторон, можно увидеть все многообразие и пластику его объемов и элементов. Особую выразительность облику здания придают открытая терраса, эркер, балконы, крыльцо, разные по размерам и формам окна, декоративные детали фасада, выполненные из натурального камня» (4).
«Облицованный от цоколя до карниза тесаным и фигурно обработанным белым камнем, особняк до сих пор поражает красотой своих изумительных профилей, изящество которых нарастает от наличников окон до сочного карниза, переливающегося игрой света и тени…
…Ограда усадьбы Шатрова представляет собой волнообразные звенья, соответствующие среднему размеру волжской волны, и на гребне каждой, как бы появляясь из пены, находится рог изобилия в сочетании с листьями дуба, желудями и розой, как бы вырастающими из одного корня. Здесь будто сплелись в едином образе прочность и твердость с нежностью и красотой, что так характерно для всего многообразного лика природы» (по Б.В.Аржанцеву).
«…Ему впору встать в ряд выдающихся отечественных сооружений эпохи рубежа веков. Свободная планировка, асимметрично построенные объемы в сочетании подражаний нескольким стилям – от более сдержанного барокко во внешнем облике дома до красочного яркого стиля рококо в будуаре. Особую художественную ценность представляют интерьеры парадной беломраморной лестницы, вестибюля с приемной, зимнего сада с высоким узорчатым камином и особенно гостиной с «голубой комнатой», служащей будуаром… Пять широких двустворчатых дверей соединяют гостиную с другими комнатами и зимним садом, из которого высокое крыльцо ведет в летний сад…» (Б.В.Аржанцев).
Представление о былой обстановке и вкусах хозяина дополняют предметы мебели из дома Шатрова, хранящиеся, правда, не в нем, а в Художественном музее. Это отдельные предметы – шкафчик и горка красного дерева, дубовый туалетный стол, тумбы и др. и предметы двух гарнитуров: из грушевого дерева (18 предметов) и гостиного гарнитура в стиле Людовика XV – столики, стулья, золоченые резные кресла, зеркальная витрина и т.д. Такой подбор мебели характерен для богатой буржуазии конца XIX века, склонной к видимой роскоши, и гармонирует с интерьерами дома (по В.М.Малкович, 5).
Особняк Н.Я.Шатрова был национализирован в феврале 1918 года, вместе с фабриками и другим имуществом бывшего хозяина. Уже в марте в нем открылась библиотека-читальня. Читатели имели свободный доступ в зимний сад и другие роскошные помещения особняка. В сентябре 1918 г. дом занял штаб 1-го полка Железной дивизии, а в 1919 году в нем разместилась штаб-квартира командующего Восточным фронтом Сергея Сергеевича Каменева.
Из письма зав. внешкольным подотделом губоно в Симбирский губком РКП от 17 сентября 1919 г.: «Губернская Центральная библиотека помещается в бывшем доме Шатрова. 7 февраля сего года здание было занято Ревсоветом Восточного фронта. 100.000 книг были сгружены и сброшены в одну комнату… Губерния страдает от недостатка книг, а мы, имея под боком книжное богатство, не имеем возможности его извлечь… Работа затягивается и мы лишены возможности удовлетворить многочисленные запросы. В настоящее время в доме Шатрова живет две семьи… 9 сентября нам отвели две комнаты для библиотекарей, предупредив, что читальню открыть мы не имеем права. На другой день получено извещение, что помещение для библиотеки не может быть предоставлено…» (ГАНИ УО). Какие книги, когда революция в опасности…
С.С.Каменев жил в особняке с семьей из 5 человек. Дочь командующего, Н.С.Каменева, вспоминала: «Это был огромный двухэтажный особняк, в недалеком прошлом принадлежавший фабриканту сукон Шатрову. Дом был великолепный. Огромные парадные комнаты и роскошный зимний сад были расположены в нижнем этаже. Наверху находились более скромные, но более приспособленные к человеческому жилью, большие и очень светлые комнаты… В одном ряду с нашими комнатами помещался член реввоенсовета С.И.Гусев…» (1).
После гражданской войны в доме Шатрова размещались партийные органы, различные отделы губисполкома, а затем – до 1986 года – исполком Ульяновского горсовета.
В 1969 году, во время реконструкции города к 100-летию В.И.Ленина, особняк был отреставрирован. При этом, в связи с созданием эспланады, высокая резная каменная ограда была сломана, а чугунная решетка установлена на низком кирпичном цоколе. Тогда же исчезли многие элементы, относившиеся к бывшей усадьбе. Ныне от нее, кроме самого дома, остались лишь чугунное ограждение с воротами, да часть территории бывшего сада – на сад совсем непохожая.
И.П.Иноземцеву довелось посетить особняк в разные годы, даже эпохи. Впервые он «бывал в доме Шатрова мальчишкой. В 1926 году заходил в здание со своим другом. В то время там размещались разные организации, в частности, управление лесного хозяйства. Дом сверкал зеркалами, он все еще хранил величие прежних хозяев. Во второй раз И.Иноземцев побывал в доме Шатрова после войны. Годы и, естественно, новые владельцы изменили его до неузнаваемости. Былая красота поблекла: зеркала ободраны, паркет обшарпан. Еще одно посещение – во время регистрации внучки – успокоило Иноземцева. Дом в какой-то степени приобрел первоначальный вид. Сегодня в нем – Дворец бракосочетаний» («Симбирский курьер», 7.04.1998, записала Л.Дягилева).
Об этом, будем надеяться, последнем превращении дома Николая Яковлевича Шатрова – в заключительной части заметок.
***
Использованы материалы:
1. А.Н.Блохинцев «Записки о памятниках», выпуск 6, 1975, с.6-8 (машинопись, УОНБ);
2. Б.В.Аржанцев «Дворец мецената» (альманах «Памятники Отечества», 1998, № 42 (7-8), с.65-68);
3. Б.В.Аржанцев «Архитектурно-исторические образы Симбирска», Ульяновск, 2003, с.118-120;
4. С.С.Касаткина, О.А.Свешникова «Август Шодэ», Ульяновск, 2009, с.87-91;
5. «Усадебная культура Поволжья конца XVIII – начала ХХ века», материалы II Поливановских чтений (2002), Ульяновск, 2003 (И.Г.Котова, с.78-84; В.М.Малкович, с.119-124) и др.
***
Окончание далее

Проект реконструкции дома Я.А.Гречкина (архитектор В.А.Алатырцев, 1871 год) и дом Я.А.Гречкина на фрагментах фотографий конца 19 века.

Планы усадьбы Н.Я.Шатрова 1901 и 1909 годов.
С.С.Касаткина, О.А.Свешникова «Август Шодэ», Ульяновск, 2009

Дом Н.Я.Шатрова (горисполком). 1950-ые годы.
УОКМ

Е.И.Куманьков. Ворота дома Шатрова. 1963.
УОКМ

Н.П.Облезин. «Снова весна». «Улица Ульянова».
Ворота дома Шатрова и ограда усадьбы до реконструкции.

Ограда усадьбы дома Шатрова. 1947 год.
ГАУО

Реставрация дома Шатрова и остатки фонтана в саду бывшей усадьбы. 1969 год. Стена уже заменена на кирпичный цоколь.
Из архива О.Мофа, ok.ru/profile/529921285876 – Любовь Лагунова-Карпова

Дом Шатрова. 1970-ые годы.
«Родина Ильича», М., «Молодая гвардия», 1980.

Дом Шатрова. Еще горисполком.
ГАНИ УО

В.А.Сидоров. «У особняка Шатрова». 2015.