Жители нового города и остального Заволжья готовы к самым решительным действиям, чтобы добиться возможности просто дышать чистым воздухом – каждый безветренный день становится мучением для людей из-за постоянного смога. Ульяновцы на левом берегу Волги просыпаются по утрам с першением в горле и болью в голове. Замеры показывают превышение по формальдегиду, но чиновники упорно списывают все на некие «уникальные» погодные условия.
– Не знаю, как вы дышите в глубине нового города, в Апексеевке выше пятого этажа окнами на юг-юго-запад режет глаза, гарь из форточки.
– Дышим «через раз». Это адище. Такие диалоги в группе «Ядовитый воздух. Новый город», организованной активисткой Наталией Лазаревой, в последний месяц – обыденность. Люди дышат гарью, боятся открыть форточку, стараются не выходить с детьми из дома понапрасну. Правобережье тоже немного почувствовало запах, но для жителей Ленинского района это было явление единичное. Для новогородцев – ежедневное.
В самый разгар проблем со смогом в середине ноября власти со ссылкой на метеорологов отчитались: такая сложилась ситуация в атмосфере ряда регионов, что все вещества просто накапливаются над землей. В общем, все в порядке, дорогие жители, просто вам не повезло с погодой. Затем циклон подул и вроде >ы со смогом справился. Чиновники выдохну-1И – но ненадолго. Вскоре дышать жителям Заволжья снова стало нечем. Очередное обостре-1ие произошло в первые дни декабря.
– Подышали у Волги западным ветром и чистым воздухом? Хватит. Уже с 17.00 даже у Волги в форточку снова потянуло гарью. Ветер с за-1адного меняется на юго-западный, завтра обещают сутки юго-восточного ветра. Все мы знаем, что это значит. С промзоны и Петрова оврага дотянет до всех, – писала 1 декабря Лазарева в своем блоге.
На этот раз у нее очень много единомышленников – весь новый город.
Но министерство природы Ульяновской области продолжает настаивать – это все такие метеорологические периоды. 27 ноября, заявили чиновники, жителей «напугала дымка на небе, которую многие вновь связали со смогом». В начале декабря снова заявили о «синоптическом» периоде.
– Третьи сутки на территории Ульяновской области располагается антициклон, который влечет за собой ослабление ветра и понижение температуры, что, в свою очередь, приводит к застойным явлениям в нижних слоях атмосферы. Это природное явление временное, постепенно оно отходит на восток, и уже сегодня ночью ситуация улучшится, – заявили в Минприроды.
Чиновники подчеркнули, что ситуация на контроле, а инспекторы постоянно «находятся на промзоне и проводят оперативную работу». В пример привели и не совсем уместную фотографию из сельской местности, где дым от печных труб не поднимается, а нависает над селом.
Но жители Заволжья справедливо заметили: почему в Ленинском районе, Засвияжье, Железнодорожном районе нет густой удушливой «дымки», а в Заволжье есть?
– Все мы заслужили право дышать при любом ветре, а не бояться восточного и юго-восточного! – говорят они.
Одновременно иногда появляется информация о том, что установленный осенью пункт наблюдения возле школы №75 зафиксировал превышения по формальдегиду. Например, 2 декабря ночью – в 1,9 раза. Но, как полагают жители, это далеко не все превышения. Информация обо всех замерах в Сети так и не появилась. Кроме того, никто не замеряет уровень бензпирена, который один раз, по словам Лазаревой, почему-то всплыл в наблюдениях Роспотребнадзора.
Жители продолжают публиковать фотографии не только смога, но и предприятий, из труб которых поднимается черный, неочищенный, дым. Его замечают не только у «мебельщиков» в ГСК, но и у вполне официальных предприятий в промзоне Заволжья.
О «вредных» предприятиях начали говорить и чиновники. В начале декабря в Минприроды заявили, что во время рейда были выявлены три источника выбросов вредных веществ в атмосферный воздух на территориях юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей, которые сжигали отходы. При этом по-прежнему главную вину возлагают на гаражные производства, которые «находятся в тени». Более того, глава Росприроднадзора Александр Каплин заявил, что самозанятые предприниматели «являются, с точки зрения законодателя, неопасными», Роспотребнадзор не имеет права проверять малые предприятия, региональный контроль не может проверять крупные предприятия.
Каплин заявил, что рейды должна проводить прокуратура и выводить предприятия из тени, чтобы они в том числе начали передавать информацию об объеме отходов.
И тем не менее чиновники продолжают скорее бегать от ответа, чем искать решение. Совершенно случайно, например, выяснилось, что в среду наметили «круглый стол» по проблеме. О нем чиновники сообщили в комментариях на одном из ульяновских порталов – слабо похоже на приглашение всех желающих, особенно с учетом, что пройдет он в 9.00 буднего дня.
Жители Заволжья готовят митинг протеста.