Жители левого берега Волги жалуются на то, что трудно дышать из-за едкого запаха гари. Этой проблеме в Ульяновске уже несколько лет, однако ее не могут решить до сих пор.

С завидной регулярностью из года в год мы пишем о рейдах и выявленных нарушениях. То, что в Заволжском районе на территории гаражных кооперативов у нас в городе концентрируются мелкие производственные предприятия, – это факт. И то, что они сжигают вредные химические вещества в своих буржуйках, – тоже не секрет. Это прекрасно видно по черному дыму, который валит из многочисленных труб, торчащих над ГСК. Ситуация ухудшается особенно в связи с атмосферными перепадами.

Ветром надуло

Неблагоприятные метеорологические условия могут резко повысить концентрацию вредных веществ в атмосфере.

– Как это и было в Новом городе. Дело в том, что две недели над Ульяновской областью стоял антициклон – поле повышенного давления, в котором практически отсутствовало перемешивание воздушных масс. Из-за этого выбросы от предприятий не выветривались, а скапливались, образовав мглу, которая держалась, пока этот антициклон не ушел, – пояснила начальник ульяновского Центра по метеорологии и мониторингу окружающей среды Валентина КАЗАКОВА.

Сейчас тот антициклон уже переместился за Урал, однако жалобы на едкий запах не прекратились. Люди забрасывают обращениями прокуратуру, Росприроднадзор и Министерство природы и цикличной экономики. Комиссия проверяющих побывала на промзоне в Заволжье 2 декабря, зафиксировав три источника задымления. Также в этот день там были взяты пробы воздуха. Зарегистрировано превышение ПДК (предельно допустимой концентрации) по формальдегиду. Вещество образуется, в том числе, в результате сжигания токсичных отходов мебельного производства.

По словам метеорологов, случаи превышения по данному ядовитому веществу в Заволжье не единичны, то есть носят систематический характер, и это очень вредно для здоровья. Так почему же бездействуют ответственные лица и надзорные органы?

Без проверок – дым коромыслом

Официальный ответ от природоохранной прокуратуры опубликован на портале «Улпресса». Сообщается, что источники выбросов загрязняющих веществ выявлены на территории ГСК: «Петров овраг», «Восток», «Саланг», «Солярис» и других. На нарушителей заведены административные дела по ч. 1 ст. 8.21 КоАП. Вместе с тем, по мнению прокуратуры, региональное Минприроды не в полной мере выполняет свои контрольные функции. В деятельности ведомства выявлены нарушения при составлении ежегодных планов проверок.

«Анализ проведенных Министерством плановых и внеплановых проверок за период 2017-2018 годы свидетельствует, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в Заволжском районе, не подвергались плановым проверкам, что способствовало продолжительной деятельности с нарушением природоохранного законодательства, что недопустимо.

Кроме того, в план проверок на 2019 год Министерством включено лишь 3 хозяйствующих субъекта. Объекты, расположенные в Заволжском районе на территории ГСК «Петров Овраг», ГСК «Солярис» и др., несмотря на многочисленные обращения жителей о загрязнении атмосферного воздуха, на 2019 год Министерством не включались вообще», – говорится в сообщении прокуратуры.

В свою очередь, во время прямого эфира на сайте «УлПравда» представители регионального ведомства указали на пробелы в законодательстве, которые мешали им эффективно бороться за чистый воздух.

– Минприроды в этом году провело более 20 проверок юрлиц именно на промзоне в Заволжье. Было выявлено большое количество нарушений и выданы предписания об устранении. Однако те нормы по установке пылегазоочистного оборудования, которые у нас были, действовали еще с советских времен. Вместе с тем 294-й Федеральный закон предписывает, что применять советские нормы при проведении проверки не допускается. Только в июле этого года вступили в силу новые правила, которые сейчас применяются, – прокомментировал заместитель директора Департамента природопользования, лесоразведения и цикличной экономики Роман КИРПИЧНИКОВ.

Выйти из тени, и станет светлее

Надо пояснить, что законодательство разносит хозяйствующие объекты на региональный и федеральный уровень. И если за крупными предприятиями следит Росприроднадзор, то за местными мелкими – областное Министерство. Многие, кто интересуется данной темой, наверняка помнят эти рейды по заволжским гаражам. В свое время мы также показывали на страницах «Управдома» фоторепортаж об этом: как буквально за руку ловят нарушителей, которые сжигают вредные вещества у себя в печках. И что же: их поймали, оштрафовали, и все – они вновь продолжают травить жителей Заволжья?

О проблеме мы поговорили с заместителем руководителя Росприроднадзора по Ульяновской области Амиром ГАЛЯУТДИНОВЫМ.

– Еще в 2015 году, вспомните, мы же вместе с Вами ходили в мороз и холод по этим гаражам, ловили мебельщиков, которые жгли там токсичные опилки. И что же получается, все зря, проблема не решена?

– А скорее всего, и не решится в ближайшее время. Чтобы добиться хоть какого-то эффекта, такие проверки надо проводить регулярно, едва ли ни каждый день. Причем, если в случае с крупными предприятиями нам достаточно взять пробы воздуха в санитарной зоне, то в гаражах, чтобы доказать вредные выбросы, требуется брать непосредственно из трубы. Так еще не факт, что владелец вам откроет дверь и впустит проверяющего, если вы будете без участкового, например, или без наряда полиции. Но им тоже некогда этим заниматься, у них своя работа, им надо реагировать на экстренные вызовы. Когда где-то драка – срочно по рации вызывают. Они же не будут в этот момент по гаражам ходить, нюхать, откуда гарью пахнет.

– А чего ходить да нюхать? Вы же сами сказали, что все нарушители уже давно известны. Так почему же они до сих пор не наказаны?

– Да, они буквально на виду. Даже, прогуливаясь мимо, можно насчитать 15-20 труб, которые там чадят выбросами. Мы проводили работу с председателями ГСК. Даже написали для них специальную памятку и раздавали, чтобы они следили и отправляли за получением официальных разрешений на выбросы тех предпринимателей, которые в гаражах открывают свои производства. Притом что это стоит денег, тогда – около 30 тысяч рублей, они приходили, получали. Но, заплатив, продолжали чадить. Официальное разрешение или штрафы, которые на них накладывали, к сожалению, не останавливают их от нарушений.

– Зачем они вообще жгут – обогреваются или уничтожают мусор?

– И так и этак. В свое время мне удалось уговорить перевестись на электрическое отопление несколько станций техобслуживания в тех гаражах. Конечно, это дорого, но убедили, что штрафы платить встанет дороже. СТО это сделали, перестали сжигать машинное масло, которое у них остается после замены в автомобилях, начали его сливать в специальные емкости. Так другие стали оттуда это масло забирать, и все равно жгут!

– Если штрафы не пугают, то почему эти производства вообще не закрывают за постоянные нарушения?

– На самом деле в Ульяновске имеется такая практика. И статья 8.21 КоАП, помимо достаточно высоких штрафов (от 2000 до 2500 рублей – на граждан и от 30000 до 50000 рублей – на юридических лиц), позволяет приостановить деятельность на срок до 90 суток. Но, понимаете ли, заволжские ГСК – это скопление мелких производств, по большей части нелегальных, то есть незарегистрированных в налоговой. На них административные меры воздействия практически неприменимы. Это крупные предприятия боятся приостановления деятельности, поэтому у них с выбросами все нормально, стоят фильтры, и они за этим следят. А тут человек, например, делает мебель или пластиковые окна на продажу у себя в гараже. Он находится в тени и практически невидим, потому что как предприниматель нигде не зарегистрирован.

– Тотальная регистрация всех гаражников поможет?

– Тогда мы хотя бы по отчетности и предоставляемым документам сможем отследить, есть ли у предпринимателя договор на утилизацию и обеззараживание отходов, сколько он их производит, куда девает и т.д. Но пока этого (цивилизованного подхода к организации бизнеса) нет, единственный выход – только регулярные и постоянные проверки.

Депутат УГД по Заволжскому району Юрий МУХИН:

– Ко мне в приемную неоднократно поступали жалобы от местных жителей по поводу задымления. Некоторые дни смог держался из-за погодных явлений (просто не было ветра, воздух был застойный). Сейчас работа по мониторингу стала активнее. Когда у нас была “гаражная амнистия”, мы сами инспектировали гаражи, проводили ревизию всех ГСК. Выявляли такие тенденции, что в гаражах находятся производства: мебельные, мелкие автосервисы. Конечно же, никаких условий для работы там нет, к примеру, обогрев зимой. Это создает неудобства для жителей. Этот вопрос надо решать с экологами, с теми инстанциями, которые имеют право проверять, ГСК и производства. Должны быть прописаны правила для ведения такого мелкого бизнеса. Закрывать бизнес тоже нельзя, это налоги, это для некоторых людей основная работа. Тем более, некоторые предприниматели оформлены законно, у них есть документы. Тут не надо вести работу в ритме войны, надо садиться за стол переговоров и все решать все. Безвыходных ситуаций не бывает.