С 1 января 2019 года вся страна перейдет на новые рельсы в сфере обращения с ТКО. Реформа коснется всех: от частных домов и коттеджей до крупных МКД. Основная, глобальная, цель реформы – улучшение экологии, сокращение объемов мусора и свалок. Заплатить за это придется нам с вами.

Вопросы реформирования отрасли и связанные с этим риски для населения 30 ноября обсуждали на заседании профильной комиссии Общественной палаты Ульяновской области. И есть несколько значимых моментов, на которые следует обратить внимание жителям МКД.

Какая разница между ТБО и ТКО?

Начнем с того, что услуга по вывозу мусора перестает быть жилищной и переходит в разряд коммунальных – к отоплению, водо-, электро- и газоснабжению. Поменяется и название. Если сейчас услуга обозначается как «вывоз ТБО», то есть «твердых бытовых отходов», то с 1 января 2019 года это будет уже «вывоз ТКО», то бишь «твердых коммунальных отходов».

Соответственно, в платежке должно не просто смениться название, но и произойти перераспределение расходов. То, что раньше мы платили УК за вывоз ТБО по строке «Содержание», должно быть выделено в отдельную строчку «Вывоз ТКО» – региональному оператору. И здесь собственникам жилья надо быть крайне внимательными, так как управляющие организации непременно захотят эти деньги оставить у себя.

– Мы проводили переговоры с крупными городскими УК, многие хотят сохранить данные средства, заложенные на вывоз ТБО, но направить их на дополнительный текущий ремонт или благоустройство. И у собственников в МКД есть такое право – принять данное решение на общем собрании, – прокомментировал начальник городского Управления ЖКХ Андрей ВОРОЖЕЦОВ.

Он подчеркнул, что данное действие УК могут совершить, только имея протокол о соответствующем решении собственников.

– Если УК не провели собрание и не убедили собственников перераспределить средства с вывоза ТБО на другие услуги, по закону, с 1 января 2019 года данная строка должна быть автоматически исключена из платежа, – пояснил директор Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области Сергей ЦИПРОВСКИЙ.

По словам Андрея ВОРОЖЕЦОВА, что касается тех домов, где собственники не установили размер платы, с 1 января 2019 года будет выпущено постановление администрации города об исключении данной строчки из платежа жителей за содержание МКД.

Как нас могут обманывать?

Теперь, когда разобрались со строчками, давайте поговорим непосредственно о размере платежа за вывоз ТКО. Из чего он будет складываться?

Подробную расшифровку тарифа с инфографикой мы уже приводили в прошлом номере, в материале «Сколько будем платить за вывоз мусора в 2019 году?». Отметим лишь те моменты, которые сильнее всего повлияли на удорожание услуги.

Раньше, до реформы, мы заключали договоры на вывоз ТБО с фирмами, которые работали по упрощенной системе налогообложения. Региональный же оператор является плательщиком НДС, соответственно, это сразу плюс 20% к цене. Сейчас в Правительстве обсуждается вопрос об освобождении регоператоров ТКО от налога на добавленную стоимость для снижения финансовой нагрузки на население, но пока решения еще нет, и будем считать с НДС.

Также в составе платы за вывоз ТКО появляется абсолютно новый для нас вид расходов – за негативное воздействие на окружающую среду. Это еще один налог, который раньше платили только промышленные предприятия, а теперь – вообще все.

По проведенному Департаментом мониторингу тарифы на сбор и вывоз отходов на территории Ульяновской области варьируются от 350 до 800 рублей за 1 кубометр.

– По результатам аукциона, проведенного региональными операторами, средняя стоимость сбора и вывоза составляет 467,70 рубля за кубический метр. Однако в расчет единого тарифа нами была принята стоимость в размере 367,33 руб/куб. м для зоны №1 и 332,80 руб/куб. м для остальных, – заявил Сергей ЦИПРОВСКИЙ.

По его словам, в Ульяновской области был принят минимально возможный тариф, даже в ущерб прибыли региональных операторов.

– Ни копейки прибыли для региональных операторов мы не заложили в тариф на 2019 год, – подчеркнул директор Департамента.

У членов Общественной палаты закралось сомнение на этот счет. Ведь никакой бизнес не будет работать себе в убыток, а для осуществления деятельности регоператорам придется вложить миллионы рублей, в том числе на закупку контейнеров, специализированного транспорта, оборудования для сортировки и т.д.

– Судя по тем мизерным процентам, заложенным в тариф на деятельность регоператоров, свои затраты они не окупят и за 20 лет. В чем же тут закавыка и как они собираются нас обманывать? – задался вопросом член Общественной палаты, заслуженный энергетик России Виктор ШИНГАРОВ.

В кубах или квадратах – что дешевле?

Очень важный момент состоит в том, что теперь размер платы устанавливается не с квадратного метра занимаемой жилой площади, а с каждого зарегистрированного человека. И, возможно, ответ на вопрос Виктора ШИНГАРОВА кроется именно тут.

В чем подвох? Посмотрим, как рассчитывался тариф на одного человека. Сначала Департамент просуммировал все затраты регионального оператора, взял общее количество мусора с его территории, разделил и получил среднюю стоимость вывоза 1 кубометра ТКО. Затем полученную стоимость умножили на норматив накопления отходов, а в Ульяновске это 2,3 кубометра в год для одного жителя МКД. Итоговую сумму разделили на 12 (по количеству месяцев в году) и так получился тариф за один месяц с человека.

Хотя изначально многие предполагали, что тариф будет единым вообще для всех жителей, так как регоператор будет один, а остальные организации – у него на субподряде. Но реформа пошла по пути неравенства и поставила жителей в такое положение, когда за одну и ту же услугу кто-то заплатит больше, а кто-то – меньше. В Ульяновске Правобережье поделят между собой региональные операторы зоны №1 («Горкомхоз») и №2 («Контракт плюс»). На левом берегу – зона №3 («УК Экостандарт»). Больше всего, конечно, не повезло тем, кто оказался в зоне №1, так как там установлен самый высокий в Ульяновске размер платы с человека.

– Я посчитал по своему дому (16-этажка, дом №32 по ул. Промышленной. – Прим. ред.), и получилось, если жители начнут платить с человека, то общая плата с МКД вырастет почти на 73%. Нам это не выгодно, и поэтому я буду заключать договор с региональным оператором не по нормативу, а по фактическому объему отходов, – сказал председатель ТСЖ «Луч», советник Губернатора Ульяновской области в сфере контроля по вопросам ЖКХ Александр ПОТАПОВ.

Ситуация типичная для коммунальных услуг, когда потребление по нормативу превышает реальное. То же самое бывает и при получении отопления, электроснабжения и т.д. На мусор, конечно, счетчик, как на воду, не поставишь, но можно взвешивать, например. Кроме того, объем мусора легко посчитать из объема установленных в доме контейнеров и периодичности их вывоза.

– Сложнее там, где контейнер стоит не в МКД, а на улице, и в него могут скидывать отходы не только собственники, но и посторонние лица. Как правило, такие контейнеры стоят переполненные, да еще рядом нарастает куча, здесь будет сложнее определить фактический объем, – прокомментировал Сергей ЦИПРОВСКИЙ.

Он также напомнил, что правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 года №505. Этот документ должен стать основой при расчетах с региональным оператором по фактическому объему отходов МКД. В противном случае собственникам придется платить по нормативу, то есть по тарифу с человека.

Напомним, на съезде партии «Единая Россия» ульяновские депутаты приняли участие в обсуждении мусорной реформы. Председатель гордумы Илья Ножечкин выразил согласие с федеральным коллегой, который задался вопросом: почему региональный оператор будет зарабатывать на вывозе ТКО деньги, а подчищать за ним контейнерные площадки должен муниципалитет с управляющими организациями (читай — жителями)?