Автор: Редакция “Дыхания земли”

Спасибо Владимиру Семеновичу Высоцкому – не пришлось долго думать над заголовком. Коротко и ясно. В остальном ситуация с воздухом в Новом городе далеко не такая прозрачная. И, по всей вероятности, далека от разрешения.

Вообще говоря, проблема загрязнения атмосферного воздуха промзонами и промзонками Заволжья появилась не вчера. Еще в 2011 году воздух над Ульяновском признавался одним из самых грязных во всем Поволжье. По некоторым данным, ситуация берет начало в году этак 2008-м, когда увеличение количества выбросов в атмосферу стало расти не по дням, а по часам.

Решаемость проблемы во многом была незначительной благодаря низким штрафам с бизнеса, который отравлял воздух. И неважно, что контролировали процесс сразу несколько ведомств: прокуратура, природоохранная прокуратура, Госэконадзор, Роспотребнадзор.

А прибавьте сюда растущее как на дрожжах количество единиц автотранспорта, который, словами Ильфа и Петрова, воздуха тоже не озонирует.

Вернемся, однако, к реалиям нынешнего дня. Где-то в начале ноября местные СМИ и блогеры наперебой заговорили о смоге над Новым городом. Свидетельства местных жителей, фото в соцсетях, крайне недвусмысленные комментарии пользователей – все это поначалу власти восприняли сдержанно. И только когда стало понятно, что в Заволжье действительно люди задыхаются целыми кварталами, пошла обратная связь.

У погоды нет плохой природы…

23 ноября, судя по дате релиза министерства природы и цикличной экономики, факты загрязнения воздуха в Новом городе признали официально:

 «В ходе проверки были зафиксированы пять фактов нарушений, в частности, сжигание отходов и нарушение правил охраны атмосферного воздуха. Материалы направлены в Ульяновскую межрайонную природоохранную прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования», – значится из опубликованного комментария главы ведомства Дмитрия Федорова.

Точь-в-точь, буква в букву, повторилось и 26-го числа.

А вот 28 ноября дышащим гарью жителям объяснили, что это никакая не гарь, а просто погода испортилась:

«Вечером 27 ноября жителей Заволжского района города Ульяновска напугала дымка на небе, которую многие вновь связали со смогом. По информации синоптиков, это связано не с загрязнением атмосферного воздуха, а с наступлением нового синоптического периода».

В Ульяновском гидрометцентре «наступление нового синоптического периода» расшифровали так:

«На смену влажной слабоморозной погоде приходит более морозная с дефицитом осадков. Такой контраст температуры и стал причиной образования кратковременной дымки, которая быстро прошла. На состояние окружающей среды это природное явление не повлияло – мы не зарегистрировали превышения вредных примесей в атмосферном воздухе».

Вот как-то так. Однако новогородцев такое объяснение если и успокоило, то не очень.

«А я-то думаю, голову ломаю: чего это в квартире так пахнет гарью, а открыть окно – еще хуже. О том, чтобы выйти на улицу, я уж и не говорю. А тут, оказывается, не гарь с промзоны Нового города виновата, а «неблагоприятные метеорологические условия» всему виной. Ну все, успокоили», – посты такого содержания посыпались в лентах множества групп в Интернете.

И еще:

«Всю ночь был ужасный запах! Сейчас – 2 декабря 11:30, и до сих пор дышать нечем на улице! Запах чувствуется уже дома, даже с закрытыми окнами!».

Видимо, смекнув, что не у всех жителей Нового города заложены носы, минприроды дает следующий комментарий:

«Несмотря на это (видимо, на сообщение Гидрометцентра. – Прим. ред.) с утра 28 ноября сотрудники минприроды работали на месте и зафиксировали ряд источников, с которыми в дальнейшем мы будем проводить ряд контрольно-надзорных мероприятий в рамках действующего законодательства».

То есть все-таки зафиксировали. Стало быть, не во всем виноваты природа с погодой.

Хотя метеорологи не сдавались, вещая о том, что «третьи сутки на территории Ульяновской области располагается антициклон, который влечет за собой ослабление ветра и понижение температуры, что, в свою очередь, приводит к застойным явлениям в нижних слоях атмосферы».

Дмитрий Федоров поспешил успокоить граждан:

«Мы держим ситуацию на контроле, наши дежурные инспекторы находятся на промзоне и проводят оперативную работу по сообщениям от жителей города Ульяновска».

Тем же, в Заволжском районе Ульяновска, днем 2 декабря сотрудниками минприроды были зафиксированы еще три источника выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Возможно, это стало следствием нескольких обращений граждан, но какой-никакой, а прогресс. Исполнительная власть даже села в машины и выехала на место:

«2 декабря заместитель министра природы региона Гульнара Рахматулина и заместитель директора департамента природопользования, лесоразведения и цикличной экономики министерства Роман Кирпичников выехали на место, где встретились с представителем общественности и провели рейдовое мероприятие» (из публикации на сайте министерства).

А еще добавили, что «минприроды проведет контрольно-надзорные мероприятия».

Министерство в положении

3 декабря Гидрометцентр начал предоставлять сайту природного ведомства бюллетени, содержащие информацию по концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в районе поста, расположенного в школе № 75.

4 декабря было объявлено о проведении круглого стола «по вопросу охраны атмосферного воздуха».

5 декабря этот самый стол случился в здании Заволжской районной администрации. Присутствовали вроде бы все, в чьей компетенции лежит вопрос: профильное министерство, Роспотребнадзор, Гидрометцентр, пригласили, разумеется, и наиболее активных жителей, а также СМИ.

Сразу же после проведения круглого стола стало известно о решении увеличить количество рейдов по адресам производств так называемого микробизнеса, которые сжигают отходы производства без соблюдения всяких технических норм.

Больше всего стрел – и жителями, и чиновниками – было выпущено в сторону различных мастерских, располагающихся на территориях гаражно-строительных кооперативов. Но самое интересное: оказалось, что нарушения законодательства в части охраны атмосферного воздуха фиксировались аж в марте – апреле. Более того, нашли виновных и даже привлекли их к административной ответственности. Да вот незадача: нашлись группы активистов в защиту бизнеса, написавшие губернатору Морозову о том, что природоохранные структуры де «кошмарят» бизнес. После этого проверили уже само минприроды, однако нарушений в действии не выявили.

И вот тут прямо-таки маслом на холсте нарисовалась антагонистическая картина: с одной стороны, права предпринимателей защищает Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (так что проверяющим как бы не разгуляться), с другого боку – минприроды подпирает Конституция РФ, где четко прописаны права граждан на благоприятную окружающую среду. Таким образом, минприроды оказывается в положении, в народе характеризующемся как «между молотом и наковальней».

Все на лыжи!

Но уже 11 декабря лично губернатор Сергей Морозов на аппаратном совещании вновь обостряет тему:

«Люди незаконно занимаются предпринимательской деятельностью. Нужно искать решение проблемы, чтобы прекратить эту вакханалию. По генплану территория ГСК «Петров овраг» – это зеленая зона, значит, нужно соответствовать ей, высаживать зеленые насаждения. Также необходимо постоянное присутствие в Заволжском районе Ульяновска главного эколога города», – резюмирует глава региона.

К слову, список виновников не ограничивается одним только ГСК «Петров овраг», как видно из рапорта все того же Дмитрия Федорова:

«Всего за год выявлено 29 объектов микробизнеса, осуществляющих деятельность с нарушением законодательства в сфере охраны окружающей среды. (…) Мы создали постоянно действующую рабочую группу, которую возглавляет заместитель директора департамента природопользования, лесоразведения и цикличной экономики  начальник отдела экологической безопасности и управления отходами минприроды Роман Кирпичников».

Также сообщалось, что в ближайшее время планируется провести встречи представителей власти и предпринимателей, в ходе которых обсудят варианты решений по перемещению производственных площадок на другие территории.

«Звучит ободряюще. Но опять же – где конкретика? Перенесете производства? Хорошо! Но когда и куда? Люди не дураки, и давно привыкли к официальным заявлениям, за которыми не всегда стоят реальные действия. Или наверху думают: мол, успокоим людей – и не торопясь, с чувством, с толком, с расстановкой будем заниматься вопросом?» – такими комментариями в тематических группах сопровождалось вышеприведенное заявление о «перемещении бизнеса».

На сегодняшний день минприроды направило обращения и в суд, и в прокуратуру, да куда только не направило.

Впрочем, местных жителей сам факт отправки обращений из инстанции в инстанцию утешает слабо. Вот как комментируют фото, выложенное в соцсети министром спорта Николаем Цукановым, где он – бодрый, веселый и румяный, стоя на лыжах, агитирует народ на то же самое.

Вот  только пара наиболее характерных сообщений от граждан:

 «Он, наверное, в Норвегии или в Финляндии тренируется! У нас до прибрежки добежит и упадет в лесу от туберкулеза… из-за чистого лесного воздуха в экологической зоне»(пользователь Убба Торрэнс);

«Мы с ними явно дышим разным воздухом» (пользователь Наталия Лазарева).

В тему

Между тем продукты горения пластмасс, которые в том числе жгут в Новом городе, доставляют не только «неприятственность в носу».

Так, например, полиэтилентерефталат содержит сурьму и канцерогены, и нельзя допускать, чтобы эти вещества оседали на растениях.

А поливинилхлорид, известный как винил, при горении выделяет аз фосген, известный еще со времен Первой мировой войны как боевое отравляющее вещество.

Список можно продолжать…