Еще в ноябре на совещании, прошедшем в колонном зале правительства с участием губернатора, Уполномоченным по защите прав предпринимателей Екатериной Толчиной была презентована среднесрочная программа социально-экономического развития страны до 2025 года. Документ разработан Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борисом Титовым по поручению президента и главное в нем –  ограничение фактического диктата ресурсных монополий.
Напомним основные пункты предлагаемой программы:
-Зафиксировать тарифы инфраструктурных монополий и плату за технологическое присоединение на 2018–2019 гг. на уровне 2017 года.
-Передать функцию по установлению сетевых тарифов на передачу электроэнергиив 2017/2018 гг. с регионального уровня на федеральный (МРСК, Территориальные сетевые компании).
-Провести оценку эффективности существующей практики ценообразованияи предложить план по изменению (включая снижение) тарифов начиная с 2019 г. на услуги естественных монополий за счет сокращения издержек.
-Ликвидировать перекрестное субсидирование. Выровнять тарифы для населения и промышленных потребителей.
-Внедрить модель тарифообразования на услуги субъектов естественных монополий на основе метода тарифного регулирования PriceCapс 2019 г. Инвестиционная составляющая должна не вкладываться в тариф, а финансироваться по проектному принципу за счет коммерческого или государственного финансирования.
Перейти на принцип установления долгосрочных тарифов на 6 лет.

Губернатор программу полностью поддержал. Через две недели было заявлено о (цитируем заголовок нашей статьи):
Внедряем систему внешнего контроля за тарифами монополистов (с) Морозов. Провели аудит ресурсных компаний: переплаты и «некорректные величины». Ждем результатов в платежках
И вот вчера состоялось еще одно совещание, на котором заявлено о более конкретных результатах. Цитируем релиз официального сайта Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области.

“…состоялась встреча Губернатора Ульяновской области Сергея Морозова и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Екатерины Толчиной. На встрече также, присутствовали Министр развития конкуренции и экономики Давлятшин Р.Т. и директор Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области Ципровский С.В.
Были подведены итоги экспертной работы по оптимизации затрат инфраструктурных монополий и изменению подходов тарифообразования”.

Еще раз сформулированы “системные проблемы в сфере тарифообразования, требующие незамедлительного решения”:

-Отсутствие взаимоувязанных целей развития инфраструктурных монополий, направленных на создание условий повышения эффективности всех отраслей экономики страны, отсутствие целеполагания.
-Естественные монополии рассматриваются как самодостаточные центры формирования прибыли.
-Ценообразование на услуги естественных монополий формируется по фактическим затратам, а не от уровня эффективности и их экономической обоснованности.
-Отсутствует комплексный подход при определении параметров перекрестного субсидирования.
-Планирование инвестиционной деятельности естественных монополий не синхронизировано с программами территориального развития регионов.
-Инвестиционные затраты закладываются в стоимость товаров (услуг) без учета эффективности их реализации.
-Отсутствие единой автоматизированной современной информационной среды, позволяющая эффективно обеспечивать государственное тарифное регулирование и контроль.
-Отсутствуют унифицированные подходы по формированию цен (тарифов), не обеспечена прозрачность ценообразования.

Далее говорится о проведенной губернатором работе по анализу экономических параметров функционирования монополистов в регионе. “В рамках данного проекта был проведён анализ соблюдения порядка ценообразования и правил регулирования при установлении тарифов в регулируемых государством сферах экономической деятельности, по результатам которого 05.12.2018 Губернатором подписан План по утверждению тарифов субъектов регулирования Ульяновской области на 2019 год”.

И, в итоге, главное. “Тарифные решения” на 2019 год (и это целый комплекс решений):

-Исключение экономически необоснованных расходов на сбытовую деятельность ПАО «Ульяновскэнерго» за период 2019-2020 годов равными долями в размере 783,3 млн.рублей, сократив эталонные расходы на 2019 год на 406,9 млн.рублей или до 30 %.
-Сбытовая надбавка для населения по электроэнергии снижена на 45,98%.
-В 1 полугодии 2019 года не произойдёт роста тарифов. При этом с учётом изменения структуры баланса электрической энергии и мощности на 2019 год, одноставочные тарифы в 1 полугодии даже снижаются (в зависимости от уровня напряжения от 0,21% до 0,75%).
-На 2 полугодие 2019 года тарифы в части ставки за содержание и ставки на потери установлены без роста к 1 полугодию 2019 года. Одноставочный тариф (с учётом изменения структуры баланса электрической энергии и мощности на 2019 год) в зависимости от уровня напряжения с ростом к 1 полугодию 2019 года от 0,28% до 0,85%.
-Из валовой выручки ПАО «Т Плюс» исключено экономически необоснованных расходов на сумму 1,3 млр.рублей на долгосрочный период почти равными долями позволило сохранить тариф на 2019 год на уровне второго полугодия 2018 года, что составило 1 241,94 руб./Гкал. На 2020 год тариф будет снижен на 3,46%. 2021-2023 годы тариф будет сохранен на уровне 2018 года.
-Снижение тарифов на транспортировку газа в 2019 году для различных групп потребителей от 6% до 25%.
-Снижение ставки платы на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей к системе теплоснабжения в 2019 году составит 20,0 тыс.руб./Гкал/ч, что на 87% ниже, чем в 2018 году (тариф составляет 150,11 тыс.руб./Гкал/ч).

Изменены принципы установления ставок на технологическое присоединение к электрическим сетям на 2019 год:
-Произошло снижение по ряду ставок на строительство объектов элекросетевого хозяйства от 9% до 46%.
-Стандартизированная тарифная ставка за 1 технологическое присоединение («чернила и бумага») снижена на 20%.

Дополнительно губернатором обозначены управленческие решения на 2019 год:, которые подводят определенный итог принятым решениям, очерчивают новые подходы и носят уже, скорее, стратегический характер:

Во-первых, из тарифов исключаются экономически необоснованные расходы инфраструктурных монополий.

Во-вторых, кардинально меняются подходы к ценообразованию на услуги естественных монополий. Теперь цены будут формироваться не по фактическим затратам, а исходя из уровня эффективности и их обоснованности.

В-третьих, меняются подходы к планированию инвестиционной деятельности естественных монополий. Инвестиционные программы должны быть синхронизированы со стратегией и программами развития региона.
Здесь же – публичное рассмотрение и одобрение инвестпрограмм на заседаниях Правительства с последующим контролем за их исполнением.

В-четвертых, с 2019 года будет сформирована новая система расчёта тарифов и контроля за ценообразованием. Внедряется единая информационная система расчёта тарифов.

В-пятых, создана площадка общественно-экспертного контроля в сфере тарифообразования. Актуализированы составы Комиссии Ульяновской области по мониторингу соблюдения законов в области регулирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий и Межведомственного координационного совета при Правительстве Ульяновской области по защите прав потребителей. Комиссия усилена новыми членами, обладающими специальными знаниями.