Увидел недавно этот комплект открыток «Парк Дружбы народов». Выходные данные (издательство, год выпуска и др.) на открытках отсутствуют. Возможно, есть на обложке, но мне попал комплект уже без нее. Судя по тексту, издание недавнее. Показалось интересным, что набор систематизирован по участкам союзных республик и содержит информацию о них, хоть и краткую. 15 республик – 15 открыток и одна вводная.
Вспомнилось красивое описание парка в когда-то прочитанном очерке поэта Владимира Пыркова из старого журнала. Отрывки из него приведены ниже. А далее – историческая справка и описание участков республик в верхнем партере парка по материалам областного архива.
***
КАК СТРОКИ ПРЕКРАСНОЙ ПОЭМЫ. Лирический репортаж из парка Дружбы народов в Ульяновске.
(Журнал «Волга», 1982, №12; фрагмент).
…Волны медового запаха от разомлевших на солнце трав накатывают в полдень от подгорья, разливаются по площади. Лестница, ниспадающая к штормовой Волге с откоса, разогретые торопливые тропинки ведут в тенистые аллеи парка Дружбы народов. Бросишь взгляд с бровки Венца – вот он, все это зеленое, вольготное крутогорье, где такое изобилие цветов – кажется, радуга упала на землю!..
Парк этот… – своеобразная увлекательная поэма, сложенная сообща, по-братски. Поэма, сложенная из шепота молодых деревьев, из аромата роз, из алости, багрянца, голубизны, снежной чистоты. Поэма, где сменяются зори, времена года, где детский восторг уживается с задумчивостью, пышный восточный узор не гасит сдержанности северного орнамента, где нет оград: один цветок ластится к соседнему, одно растеньице не застит света другому…
Ходишь аллеями парка Дружбы народов, а будто путешествуешь просторами страны и замечаешь, как узнаваем лик любой из наших республик, сотворенный в парке садовником и художником.
О гладких дюнах, о морском побережье шепчет хвоя прибалтийских сосен, под их навесом голубеют незабудки. Морские чайки, изваянные из металла, кажется, перекликаются с волжскими, кружащимися там, внизу, в брызгах прибоя. Три резных профиля – латышского стрелка, рыбака, женщины – олицетворяют Латвию. И опять синева, но уже от колокольчиков. На рыжеватых каменных глыбах, привезенных из Литвы, многократно повторено изображение солнца, а огоньки настурций наполняют колеблющимся свечением это изображение. Из розового гранита высечена виноградная лоза Армении. Темная зелень южной туи оттеняет благородный колорит камня. Горы, ледники, сочные пастбища долин снятся густым елям Киргизии. О полноте жизни, о счастье материнства говорит стилизованная фигура молдаванки, а рядом крепыш-дубок набирает силу. Наскальные рисунки горных туров, сцены охоты искусно и лаконично выполнены азербайджанскими художниками; декоративная фигурка овцы – как намек на просторные степи Казахстана. Могучий зубр круто наклонил мощную голову, и мы с наслаждением произносим вслух два пропахших лесными чащами слова: Беловежская пуща… Простодушны, улыбчивы украинские мальвы – знак благополучия, гостеприимства, радушия. Изнемогают от собственного цветенья, долго хранят утреннюю росу в бутонах нежные розы Узбекистана. По черному отшлифованному граниту выбито изображение виноградной лозы Грузии. Стела, оформленная художниками Таджикистана, кажется озвученной, на ней музыканты, весело играющие на старинных национальных инструментах. Пеклом пустыни обдаст уголок Туркмении. Но рядом с песками – розы, розы, розы.
Обширен парк Дружбы народов. Прогуливаясь здесь, можно встретить чайхану, побывать в юрте, полюбоваться деревянными строениями, сделанными прибалтийскими плотниками, присесть на скамейку и послушать успокоительное журчание ручья… Как бы всплеснув ветвями, не в силах сдержать восторга перед расступчивыми волжскими далями, как бы изготовившись к парению, дивясь солнцу и чуду жизни, увенчали захватывающую дух кручу юные березы России. Не насмотреться на атласную кору их стройных стволов, на их прозрачные летние косынки, на их плавный, как русский напев, хоровод, их лебединую осанку…
Вл.Пырков
***
А.Ю.ШАБАЛКИН (Государственный архив Ульяновской области).
Мемориальная часть и верхний партер парка Дружбы народов в Ульяновске: от замысла до запустения (с сокращениями).
14 июня 1966 года главный архитектор города А.И.Бросман утвердил архитектурно-планировочное задание на разработку проекта парка Союзных республик (составитель Т.Семенова). В нем говорилось: «Парк… решить в виде зеленого пояса вокруг мемориального центра, строительство которого будет осуществлено к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. Посредством скульптуры, монументальной живописи, водных партеров, фонтанов, зеленых пейзажей должен быть создан высокохудожественный облик парка… Верхняя терраса парка Свердлова войдет в парк республик, в связи с чем все существующие его сооружения подлежат сносу… Парк республик должен получить продолжение на соединение со сквером у кинотеатра «Рассвет», благоустройством видовой площадки в начале улицы Гончарова и слиянием ее с верхней бровкой косогора за Дворцом пионеров… Озеленение парка решить посредством зонирования по республикам…, спуски решать пандусами, серпантинами, на главной аллее – парадными лестницами…».
28 ноября 1968 г. А.И.Бросман утвердил архитектурно-планировочное задание составленное архитектором И.Х.Сибгатуллиным. Этот проект также определял границы парка «начиная с подножия мемориального центра и до восьмерки» с центром в виде площади Конституции. Природный мыс возле строившегося здания пединститута планировался как «великолепная смотровая площадка».
20 января 1969 г. эскизный проект, разработанный институтом «Гипрокоммунстрой»был утвержден решением горисполкома, в документе парк именуется «Дружба». А 28 февраля 1969 г. главный архитектор утвердил архитектурно-планировочное задание, почти дословно повторяющее предыдущее (июнь 1966 г.), но уже под именем «Дружба»: «Парк Дружбы разместить на волжском склоне, начиная с подножия мемориального центра и до Куйбышевского водохранилища. С 2-х других сторон парк ограничивает Пролетарский спуск и парк им.Свердлова… Проектом предусмотреть участки для каждой союзной республики с введением малых архитектурных форм. Центром тяготения всей композиции является природный цирк у подножия мемориального центра…, на котором разместить площадь, объединяющую все отдельные участки республик в одну братскую семью… Площадь является распределительным шлюзом между мемориальным центром и участками республик. Этот амфитеатр с площадью Конституции считать 1-ой очередью освоения волжского склона к 1970 году…».
Впоследствии от идеи центральной площади отказались. Под парк в 1969-1970 гг. было отведено 36,15 га на склоне. Структура парка: мемориальная часть – склон с надписью «ЛЕНИН», верхний партер – 15 прямоугольных площадок, нижний парк – участки (сады) республик.
В августе 1969 года откос под Мемориалом был выровнен и пронизан дренажной системой, а потом вручную покрыт дерном. Разметкой букв занимались главный художник города А.И.Сорокин и художник Б.Н.Склярук. Они шагами вымеряли расстояния, вбивали колышки и натягивали веревки, отмечавшие контуры букв, позже засаженные кустами пурпурного барбариса.
В верхнем партере расположена полоса, состоящая из 15 участков площадью около 200 кв. метров, с цветниками и архитектурно-скульптурными композициями. Проект разработан архитекторами «Гипрокоммунстроя» В.Федосовым и А.Коробовым в 1968 году. Площадки расположены в соответствии с последовательностью размещения надписей «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» на языках союзных республик на гербе СССР.
С августа 1969 года в Ульяновск начали прибывать представители союзных республик для проектирования своих участков. Весной 1970 года была закончена 1-ая очередь парка. 23 апреля 1970 г. распоряжением горисполкома создана комиссия «для приемки законченных строительством цветников Союзных республик «Парка Дружбы народов». В июне 1970 г. площадки верхнего партера имели законченный вид. Существовала схема замены весенних и ранних летних цветов на более поздние, «чтобы цветочный ковер страны играл красками до самой осени». Площадки республик СССР верхнего яруса выглядели следующим образом:
ЭСТОНСКАЯ ССР: «Как дружеский привет с берегов Прибалтики, спустились на волжский склон… бронзовые чайки. Они красиво выделяются среди белых крокусов. Участок оформлен низким ковром из растений (барвинок, стахис, ланата), а на возвышенной части – горными соснами. В цветнике – розы фаорибунда, крокусы белые».
АРМЯНСКАЯ ССР: «Армения в расцвете сил – так видят зодчие, изобразившие ее в виде цветка розы из красного гранита на мраморном постаменте. Вечно будет стоять над Волгой… гранитная роза, которую с такой любовью и вдохновением сделали для родины Ленина армянские мастера».
КИРГИЗСКАЯ ССР: «Словно огромный ковер, вышитый руками искусного мастера, раскинулся участок Киргизии. В центре – клумба в форме тюльпана, где высажена бегония… Розы и тюльпаны образуют великолепный национальный орнамент».
МОЛДАВСКАЯ ССР: «Из синих цветов лобелии, словно живой, вытекает ручеек, у истока которого установлена скульптура девушки с кувшином – олицетворение жизни и красоты».
АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ССР: «Мастера республики выгравировали на группе камней сцены из жизни азербайджанского народа. Группа камней хорошо сочетается с декоративными кустарниками и цветами». Впоследствии была установлена бронзовая фигура джигита, играющего на бубне.
КАЗАХСКАЯ ССР. Зеленоватые, розовые, серые гранитные камни уложены в виде горной гряды, на обрыве установлен декоративный светильник – фигура архара, который горделиво возвышается на фоне зеленого откоса и низкорослых тянь-шаньских елочек. В расщелинах между камнями и по газонам – пятна диких тюльпанов и маков… Извилистая дорожка отделяет эту часть от равнинной, которая весной напоминает цветущую степь». Впоследствии декоративное изображение архара заменили скульптурой – барс, терзающий оленя. Композиция была выполнена из бетона и покрыта листами металла.
БЕЛОРУССКАЯ ССР: «Участок выполнен в форме территории республики и разбит на 6 ее областей. На территории каждой виолы различного цвета – красного, белого, синего, желтого…». «Шесть столбиков с электрической подсветкой – 6 областей, названия областных городов, их эмблемы». Украшением площадки стал могучий беловежский зубр. Первоначально скульптура была более декоративной, из кованой меди, позже ее сменила более достоверная алюминиевая.
РСФСР: «Березы и ели встали ровными рядами, а под ними – ландыши, ромашки и другие полевые цветы; в центре – тюльпаны и флоксы. Все это подчеркивается строгим русским орнаментом из белой мраморной крошки, которой обрамлен цветник».
УКРАИНСКАЯ ССР: «Мастера… привезли с собой и заботливо высадили над Волгой кусты можжевельника, серебристые ели, папоротник, колеус. Цветочный наряд представляют мальва, ковровая настурция, лобелия».
УЗБЕКСКАЯ ССР: «Мы видим в раскрывающейся коробочке хлопка национальное богатство Узбекистана». Коробочка хлопка представляла собой металлический цветок диаметром около 2-х метров.
ГРУЗИНСКАЯ ССР: «На декоративной стене ярко-красные розы. На участке установлена мощная глыба-камень Вечности, расписанная национальным орнаментом. В клумбах цветет розовая петунья».
ЛИТОВСКАЯ ССР: «В вазах цветет петунья разного цвета». Декоративные бетонные вазоны коричнево-оранжевого цвета символизировали янтарь.
ЛАТВИЙСКАЯ ССР: «Тема композиции – республика красных латышских стрелков… Проект цветников разработан в соответствии с традициями латышских цветоводов. Представлены изображения девушки, стрелка, рыбака».
ТАДЖИКСКАЯ ССР: «В центре установлена плита. Способом чеканки на ней изображены фрагменты из тоя – национального праздника таджикского народа, а вокруг плиты отливают на солнце виолы и розы».
ТУРКМЕНСКАЯ ССР: Песок пустынь из Каракумов и разноцветные тюльпаны. «Участок решен в виде трех террас с перепадом 40 см».
С 22 апреля 1970 года в парке был установлен круглосуточный милицейский пост. В начале 90-х он перестал функционировать, будка в южной части партера вскоре проржавела. «Посланцы из союзных республик сначала появлялись на своих объектах ежегодно – высаживали цветы, подмазывали или залатывали испорченное «оборудование», но со временем все чаще стали «доверять» эти виды работ ульяновским коллегам… Дольше всех приезжала сюда архитектор из Латвии». В 1993 году ульяновский «Горзеленхоз» направил «письма во все бывшие союзные республики с просьбой о материальной помощи общему парку. Одиннадцать бывших субъектов федерации ответили отказом…, а прибалты просто промолчали».
2001-2004 гг. – период самого активного разграбления и уничтожения парка. У азербайджанского джигита оторвали руки и голову, а потом утащили и остальное. «Раздели», сняв металлические листы с бетонной основы, скульптуру казахских зверей. Вывезли рельеф с таджикской площадки. Бесследно исчез узбекский цветок хлопка. Знаменитого зубра осенью 2002 года средь бела дня «кувалдами размолотили… на части, которые закинули в грузовик». Заявление в милицию с указанием номера машины осталось без последствий. В 2009 году была размонтирована на три части бетонная девушка на участке Молдавии, но вскоре восстановлена…

Из комплекта открыток «Парк Дружбы народов» (изд-во, год выпуска – ?).
№№ 1-2.

Из комплекта открыток «Парк Дружбы народов» (изд-во, год выпуска – ?).
№№ 3-4.

Из комплекта открыток «Парк Дружбы народов» (изд-во, год выпуска – ?).
№№ 5-6.

Из комплекта открыток «Парк Дружбы народов» (изд-во, год выпуска – ?).
№№ 7-8.

Из комплекта открыток «Парк Дружбы народов» (изд-во, год выпуска – ?).
№№ 9-10.

Из комплекта открыток «Парк Дружбы народов» (изд-во, год выпуска – ?).
№№ 11-12.

Из комплекта открыток «Парк Дружбы народов» (изд-во, год выпуска – ?).
№№ 13-14.

Из комплекта открыток «Парк Дружбы народов» (изд-во, год выпуска – ?).
№№ 15-16.

Из фотоальбома «Ульяновск», Приволжское книжное изд-во, 1990. Фото Р.Папикьяна.

Азербайджанский джигит с бубном и эстонские чайки. Или ласточки? В разных описаниях их называют и так, и так. Источник: vk.com/club75884336 – «Парк Дружбы народов», Лидия Сергеевна.