Опасность пожаров существовала всегда, а потому и нормативные акты в этой сфере известны с глубокой древности. А вот профессиональная пожарная служба – структура сравнительно недавняя. Во времена Ивана IV обязанности пожарной охраны возлагались на стрельцов. При Анне Иоанновне в 1733 г. учреждена полиция в 23 городах, в т.ч. в Симбирске. Занималась она и тушением пожаров, но делала это по своему разумению. В основном же борьба с огнем являлась делом самих жителей, которые были обязаны всем миром бежать на пожар с ведрами, топорами, крючьями и пр. Литератор М.А.Дмитриев описывал, как это происходило в Симбирске:
«Прежде всего забьют на колокольне в набат, потом по улицам пойдут с трещотками, потом пойдет по всем улицам единственный в городе барабанщик сзывать народ. Наконец… выставляли на каланче флаг… Тогда приезжала и полиция с пожарными инструментами. За водой же надобно было ездить под гору, на Свиягу…».
10 января 1818 года император Александр I подписал Указ «Об устройстве полиции в губернских городах и в особенности пожарной части». С него и ведет отсчет профессиональная пожарная служба Симбирска. Исполнение указа – дело не одного дня, поэтому, видимо, правильнее называть только год ее создания – 1818-ый.
Указ предписывал «Определить… число кварталов и частей каждому городу… Для каждой части определить количество пожарного инструмента, обоза, лошадей и фурманов, кои состояли бы в полном ведении полиции. Чтоб каждая часть имела свой дом с нужными пристройками…, чтоб в каждом городе был при полиции брандмейстер и при нем два ученика, знающие починку и обращение с машинами…».
Таким образом, пожарные команды создавались при полиции, и здания пожарных обозов с каланчой возводились при полицейских частях. С начала 19 века Симбирск делился на три полицейских части. Граница 1-ой и 2-ой частей проходила по Дворцовой улице: к югу – первая часть, к северу – вторая. К 3-й части относились Подгорье и заволжские слободы.
Городское полицейское управление размещалось на углу Дворцовой улицы и Монастырского (Полицейского) переулка (пер.Пожарный, 4). 2-этажное каменное здание с каланчой построено в 1841 г. по проекту архитектора Резендорфа. Стоявшие рядом бочкарни и корпуса пожарной команды к началу ХХ века пришли в негодность. В 1912 г. городская дума решила строить здание «для помещения бочкарни, конюшен, полицейских и пожарных служителей». Здание пожарного депо построено в 1913 г. по проекту Ф.Е.Вольсова (пер.Пожарный, 6). Первый этаж занимал обоз, 2-ой и 3-ий – помещения служащих.
Деревянное здание пожарной команды при 1-ой полицейской части на Московской улице существовало с 1-ой половины 19 века, но со временем обветшало. В 1874 г. городская дума приняла решение «о постройке каменного здания для полицейской и пожарной команд и для пожарного обоза». Новое здание (Ленина, 43) на месте разобранного деревянного было построено всего за 11 месяцев, но сразу подверглось критике за тесноту и чрезмерную экономию. Тесными были казармы, конюшни, трубная – помещение для хранения инвентаря. «Эта постройка напоминает нынешние дамские платья – все в обтяжку» – писала газета «Волжский вестник». Такое положение сохранялось и в начале ХХ века, частичная перестройка произведена к 1920 году.
2-ая полицейская часть сначала находилась на Старо-Казанской улице, позже переведена на Лосевую (Федерации, 29). Дом, принадлежавший купцам Егоровым, в 1890 г. приобрел город. К 2-этажному каменному зданию была пристроена каланча. Рядом, на Ярмарочной (Можайского) улице находилось пожарное депо, позже надстроен второй этаж для служителей.
Деревянное здание 3-й полицейской части и пожарного депо в Подгорье, построенное в 1868 г., не сохранилось; имеются лишь его фотографии 1915 года.
Пожарная команда Симбирска в 1831 году состояла из брандмейстера с учеником (помощником), трех унтер-офицеров и 46 рядовых. В 1853 г. штаты были увеличены и до начала ХХ века почти не менялись, составляя 90-100 чел. В 1882 г. в них входили: брандмейстер, 4 унтер-брандмейстера и 88 рядовых. При этом население города увеличилось с 10 тысяч в 1818-м до 66 тысяч в 1913 году.
В конце 19 века пожарная служба имела: 75 лошадей, 17 труб (машин) с ручным приводом, 24 бочки, 45 летних и 40 зимних ходов (повозок), 19 лестниц, чаны, ведра, багры, топоры и т.д. В 1907 г. за 4100 руб. приобретена первая паровая машина, способная выбрасывать 80 ведер воды в минуту. Практиковалось привлечение населения для подвоза воды, в т.ч. за вознаграждение.
Пожарные были вольнонаемными работниками, но жили в казармах при своей части, несли службу без отпусков и выходных. Будучи готовы в любой момент выехать на пожар, они также занимались уходом за лошадьми, починкой инвентаря, дежурили на каланче и в общественных зданиях, поливали улицы и т.д. При тяжелой службе жалование пожарные получали нищенское: рядовые – 10-15 руб. в месяц. Поэтому в кадрах всегда ощущалась нехватка. Полицмейстер В.А.Пифиев неоднократно просил городскую думу увеличить оклады пожарных, но вопрос так и был решен. Зато парады пожарной команды всегда становились городским праздником.
Должности брандмейстеров обычно занимали отставные унтер-офицеры или чиновники низших рангов. Многие из них остались неизвестными. Определенную ясность в этот вопрос внесло исследование И.А.Телегиной (4).
Первый известный начальник пожарной команды Симбирска – поручик Григорьев, занимал должность брандмейстера до 1854 года («СГВ», 6.03.1854). Его сменил губернский секретарь Петр Степанович Розов (1854-1857; «СГВ» от 30.03.1857) – личность неординарная и противоречивая. По В.П.Юрлову, это «старый служака, любим был жителями за исправное тушение пожаров и награжден… орденом св. Анны 3-й степени». В 1847 г., еще приставом 1-ой части, он удостоился благодарности губернатора за усердие при пожаре в с.Мостовая. В 1864 г. частный пристав Розов был прикомандирован к комиссии С.Р.Жданова по расследованию причин симбирского пожара. Позже открылись его злоупотребления: фальсификация доказательств, принуждение к даче показаний и т.д. (см. материал от 24.08.2018). Розов был посажен в Петропавловскую крепость, но позже оправдан.
По новым штатам в Симбирске недолгое время было 2 брандмейстера. Должности занимали губернский секретарь Андреев и унтер-офицер Лазарев. Они получили благодарность губернатора за тушение пожара в Архиерейском доме 18 апреля 1860 г. («СГВ», 1860, № 24).
В 1863 г. брандмейстером стал унтер-офицер пожарной части А.П.Синицын. Он занимал должность до 1882 года, имел награды и благодарности. Потом брандмейстерами были А.А.Петухов (1882-1884) и Ф.Суродин (1884-1888), ничем замечательным себя не проявившие.
В 1888 г. симбирским полицмейстером стал В.А.Пифиев. Через несколько дней произошел большой пожар, уничтоживший 186 домов. Обнаружив неготовность пожарной команды и беззащитность города, Пифиев уволил Суродина. По рекомендации петербургского градоначальника брандмейстером был назначен унтер-офицер Санкт-Петербургской пожарной команды Андрей Вельдяксин. Новому брандмейстеру удалось навести образцовый порядок; он имел ряд поощрений, награжден золотой медалью «За усердие». Уволен по болезни в 1898 году.
Новым симбирским брандмейстером стал отставной рядовой Лейб-гвардии Московского полка С.Н.Колесник, с 1878 года служивший по пожарной части. Он также зарекомендовал себя наилучшим образом, удостоен золотой медали «За усердие» от императора. При тушении пожаров брандмейстер получил несколько травм, это подорвало его здоровье, и в начале 1912 г. С.Н.Колесник скончался («СГВ», 26.01.1912).
Его сменил Р.В.Дерлих. Он на стипендию города окончил курсы пожарных техников в Петербурге, служил помощником брандмейстера и стал его преемником. 15 апреля 1920 г. должность старшего брандмейстера от Дерлиха принял Петр Александрович Вихирев, с 1898 г. служивший в пожарной команде. При нем был произведен ремонт зданий пожарных команд, улучшились кадровый состав и обеспечение. И пожары (например, кинотеатра «Ампир» в 1921 году) тушили намного быстрее, чем прежде.
Нельзя сказать, чтобы городские власти экономили на пожарной безопасности. Это была самая большая статья расходов. Так, в 1863 году – непосредственно перед большим симбирским пожаром – на содержание пожарной команды было заложено 15 тыс. рублей из общей суммы расходов в 68 тысяч. По словам П.Л.Мартынова, содержание пожарной команды обходилось городу дороже содержания полиции. И, тем не менее, пожары случались с завидной регулярностью и распространялись, опустошая целые кварталы и улицы. Сказывалась преимущественно деревянная застройка с большим числом хаотично расположенных дворовых строений. Распространению пожаров способствовали постоянные сильные ветры. Воду же – до устройства водопровода – возили бочками со Свияги по немощёным, зачастую непроезжим улицам.
Известно о больших пожарах в Симбирске в 1671 и 1685 гг. После них был издан царский указ, упорядочивший городскую застройку, и полтора столетия прошли относительно спокойно. В 1828 г. сгорели присутственные места с архивом. В 1842 г. огонь уничтожил Лосевую улицу, Мясницкий мост через Симбирку и вплотную подступил к Гостиному двору. Самое страшное бедствие случилось в 1864 году, когда в течение 9 дней выгорела вся центральная часть города (см. материал от 22-24.08.2018). Последний большой пожар был 29 июня 1888 года. При сильном ветре, перешедшем в бурю, он начался на Дворцовой улице близ Молочного переулка. Огонь быстро распространился в северном направлении и уничтожил 186 домов.
Большие пожары – лишь верхушка айсберга. В 1860-1869 гг. в Симбирске было 318 пожаров, сгорело 1872 строения. В 1870-1879 гг. – 475 пожаров, уничтоживших 1066 строений. В 1880-1887 гг. 397 пожаров уничтожили 817 построек. По губернии статистика еще более ужасает.
При полицмейстере В.А.Пифиеве и служивших с ним брандмейстерах большое внимание уделялось профилактике возгораний, улучшилась работа пожарной команды. Симбирск забыл о больших пожарах, уничтожавших целые улицы. Так, в 1904 г. в городе зафиксировано всего 19 пожаров, сгорело 7 домов. Но случались локальные возгорания, вызвавшие большой резонанс. Например – пожары в кадетском корпусе 28 декабря 1894 г. и в городском театре 23 апреля 1911 г., лишь чудом не повлекшие человеческие жертвы. Огромные убытки причинил пожар на строящемся мосту через Волгу 7 июля 1914 г. (см. материал от 14 ноября).
Профессиональные пожарные команды не могли одни справиться с огненным бедствием, а за пределами губернских городов их вообще не было. Назрела необходимость создания общественных организаций для борьбы с бедой, которая могла коснуться каждого. Первые добровольные пожарные общества и дружины возникли в России в 1861 году. В Симбирской губернии первые ДПО созданы в 1898 году в Симбирске, Алатыре, Сызрани, Сенгилее и Карсуне. Вскоре появились и сельские дружины. Все они действовали на основании Нормального Устава для сельских дружин и городских обществ 1893 года, входили в состав Российского Императорского пожарного общества и работали под девизом «Богу – хвала, Царю – слава, ближнему – защита». От государства общества средств не получали; добровольные пожарные работали бесплатно. Источниками финансирования были членские взносы, пожертвования, субсидии от городов и земства и т.д. Общество возглавляло правление во главе с председателем. Тушением пожаров руководил пожарный староста или начальник команды. В команде обычно было несколько отрядов: водоснабжения, трубный (с насосами), лестничный, топорный и др.
В 1913 г. в Симбирской губернии действовало 8 обществ и 99 сельских дружин. Для помощи им существовала должность инструктора пожарных дружин при губернской управе. Первым инструктором в мае 1913 г. стал А.А.Борчевский, окончивший петербургские курсы пожарных техников.
Симбирское добровольное пожарное общество создано 27 октября 1898 года с целью «тушения пожаров и вообще противодействия пожарным бедствиям Симбирска и в окружности 5 верст, помощи населению и осуществления контроля со стороны общественности». Общество размещалось в доме городской управы; в 1901 году насчитывало 16 почетных членов, 125 действительных, 38 членов-жертвователей; содержало пожарную команду. ДПО имело пожарные «трубы» с рукавами, пожертвованные Н.А.Чебоксаровым, братьями Голубковыми и городским управлением; свое знамя, форму и оркестр. Специальный отряд трубочистов контролировал исполнение пожарных правил населением. В 1903 г. создано отделение ДПО в слободе Туть с двумя трубами (машинами).
В 1904 г. члены Симбирского ДПО выезжали на пожары 13 раз; в 1906 – тушили 26 пожаров и получили денежные премии от страховых обществ и владельцев лесопильного завода. В 1913 г. члены команды П.Фролов, С.Григорьев, Т.Козлов были представлены к награждению серебряной медалью «За усердие».
В 1900 г. председателем правления ДПО был Я.Н.Попов; начальником пожарной команды С.С.Андреевский. С 1902 г. начальником команды стал купеческий сын Николай Петрович Пастухов, а в 1907-1916 гг. он, возглавляя команду, одновременно являлся председателем правления Общества.
Активными членами ДПО были Николай Павлович Кудрявцев – часовой мастер и смотритель городских часов, четверо братьев Бочковых, Е.Ф.Касаткин и др. И после революции А.В.Бочков был председателем городского добровольного пожарного общества, Ф.В.Бочков – начальником команды, а Н.П.Кудрявцев – его заместителем.
Источники:
1. П.Л.Мартынов «Город Симбирск за 250 лет его существования», Симбирск, 1898;
2. «Борьба с пожарами. Руководство к организации борьбы с пожарами путем устройства пожарных обозов и добровольных дружин», Симбирск, 1906;
3. И.А.Телегина «История профессиональной пожарной службы г.Симбирска в общероссийском контексте. 1818-1916 гг.» / Материалы 8-х Сытинских чтений (2014), Ульяновск, 2015, ч.2;
4. И.А.Телегина «Симбирские брандмейстеры» / Материалы 7-х Сытинских чтений (2012), Ульяновск, 2014;
5. И.А.Телегина «Добровольные пожарные дружины и общества на территории Симбирской губернии» / Материалы 2-х Сытинских чтений (2004), Ульяновск, 2005;
6. Е.К.Беспалова, И.Э.Сивопляс «Прогулки по Московской», Ульяновск, 2013 и др.
__________________
Парад Симбирской пожарной команды у здания присутственных мест.
Фото Б.Р.Бика, 1880-ые годы.

Здания городского полицейского управления в Полицейском переулке (Пожарный пер., 4) и пожарного обоза при первой полицейской части на Московской улице (ул.Ленина, 43).
Чертежи И.О.Бека, 1886 год.

1) Здание второй полицейской части на Лосевой улице (ул.Федерации, 29)
Чертеж И.О.Бека, 1886 год.
2) Здание третьей полицейской части в Подгорье. Фото В.Зверева, 1915 год (после оползня).
ГИММЗ «Родина В.И.Ленина».

Пожарная команда Симбирска с полицмейстером В.А.Пифиевым перед зданием городского полицейского управления.
ГИММЗ «Родина В.И.Ленина».

1) Николай Павлович Кудрявцев, член добровольного пожарного общества Симбирска-Ульяновска. 1930-ые гг.
2) Добровольная пожарная дружина при 1-ой части. 1930 год.
ГИММЗ «Родина В.И.Ленина»

Багровый ход с принадлежностями и пожарная бочка.
«Борьба с пожарами. Руководство к организации борьбы с пожарами путем устройства пожарных обозов и добровольных дружин», Симбирск, 1906

Пожарная труба с ручным приводом.
«Борьба с пожарами. Руководство к организации борьбы с пожарами путем устройства пожарных обозов и добровольных дружин», Симбирск, 1906

Конный ход пожарного обоза 1-ой части Симбирска с паровой машиной.
ГИММЗ «Родина В.И.Ленина».

1) Пожар в Симбирском кадетском корпусе 28 декабря 1894 года.
«…Около 7 часов утра меня разбудили известием, что в корпусе пожар. Наскоро одевшись, я побежал в 1-ю роту. Вся спальня была наполнена густым дымом, и воспитанники выбегали полуодетые… Загорелась балка, которая была плохо изолирована от дымохода… Когда загорелся конец балки, выходящий в подполье 3-го этажа, то огонь стал быстро охватывать все пространство под полом. Пожарная команда скоро прибыла, но проникнуть к месту, где горело, не было возможности, – пожарные задыхались и падали без чувств, весь лазарет был переполнен ими. В 8 часов вечера распространение пожара было прекращено, но пол 3-го этажа и потолок 2-го весь сгорел и провалился…»
Н.А.Якубович «Летопись и мысли старого педагога»
***
2) Городской театр после пожара 23 апреля 1911 года.
«…Около 6 вечера вспыхнул пожар в зимнем театре Д.С. Булычевой… Присутствовавшая немногочисленная публика, как говорят, до 10 человек, обратила внимание на постепенно наполнявший зал густой, душащий дым. О появлении дыма дали знать администрации театра, представитель которой М.М.Данилов спустился в зрительный зал, наполненный дымом, а затем прошел за кулисы… В тот же самый момент… раздался оглушительный взрыв, силою которого Данилов был отброшен на значительное расстояние… Над крышею театра извивались черные клубы дыма, сквозь которые вырисовывались огромные языки пламени…, из всех дверей в паническом страхе бежала публика… Вскоре прибывшей… пожарной команде пришлось иметь дело с принявшим грандиозные размеры огнем, с которым нечего и думать было вступать в борьбу. В виду этого особое внимание было обращено на предупреждение распространения огня на соседние помещения… Добычей огня стало помещение театра со всею его обстановкой…, со складом декораций и фойе театра. В последнем прогорели в некоторых местах потолки, частью затем обрушившиеся. Тушение пожара продолжалось до утра 24 апреля…»
«Симбирянин» от 26 апреля 1911 г.

1) Пожар на баржах 13 апреля 1884 года.
«…Около 2-х часов дня в караване судов, зимовавших в затоне р.Волги…, начался пожар в трюме полулодки, принадлежащей рыбинским купцам братьям Жеребцовым… От нее загорелись стоявшие рядом суда. Благодаря скученности судов и значительному ветру, огонь быстро переходил с одного судна на другое, и в короткое время их сгорело более 10… Скоро удалось переправить к месту стоянки пожарную команду 3-й части… Тушить загоревшиеся суда уже не представлялось возможным, и все усилия были направлены на то, чтобы отвести от горевших другие суда… Задача была выполнена успешно, и все не горевшие суда удалось отвести на безопасное расстояние. Работа на пожаре продолжалась до 5 часов утра…»
«СГВ» от 27 апреля 1894 г.
***
2) Пожар на строящемся железнодорожном мосту 7 июля 1914 года.
«Пожар на мосту вспыхнул около 9 – 9 ½ часов утра… Начался пожар в деревянных «мертвых» подмостях под фермами моста, на третьем, считая от симбирского берега, пролете… Подмости загорались очень быстро, …потому, что на «лесах» было громадное количество наноса, оставшегося после разлива Волги… К 11 часам огонь перешел на подмости 4-го пролета, под которыми были установлены подъемные краны… К 11 ½ часам краны рухнули… К 12 часам дня пылал весь следующий пролет, над которым высилась полуготовая ферма. Раскаленное железо «потекло», и ферма… рухнула на песок острова…
Первыми тушителями пожара были сами рабочие…На помощь рабочим первым прибежал казенный пароход «Моряк»… Затем пришли к месту несчастья пароходы «Кессонщик», «Мостовик», «Кузнец», «Симбирск» и «Полтава». Последний давал самую сильную струю воды…
Городская паровая пожарная машина также была бессильна умерить моря огня, который препятствовал подвинуться ближе к нему… Работа пожарных и рабочих, по отзывам наших собеседников, заслуживает большой похвалы…»
«Симбирянин» от 8-9 июля 1914 г.