Наверное, можно сказать, что этому небольшому элементу городского ландшафта выпала долгая, полная событий, а значит и счастливая жизнь. Во-первых, ему повезло с местом своего нахождения. С начала ХХ века дом И.А.Гончарова стал одной из главных и наиболее часто фотографируемых городских достопримечательностей. Большинство фотографов выбирали самый выигрышный ракурс: вид с перекрестка на тот угол дома, где в 1907 году была установлена мемориальная доска в честь писателя. А потому почти на все снимки обязательно попадала маленькая спутница большого дома – афишная тумба. Если судить по числу запечатлевших ее изображений, то именно эта симбирская тумба, несомненно, стала самой известной из множества ей подобных. Все фотографии просто невозможно привести.
И срок жизни ей достался необычайно долгий. Сказалась ли счастливая судьба, или более прочный материал, пошедший на ее изготовление, но она пережила всех своих сестер. А потом долго была не просто самой старой, но единственной сохранившейся симбирской афишной тумбой, дожив почти до наших дней. Пока и ей не пришло время…
Эту афишную тумбу можно увидеть на симбирских фотографиях, в одном кадре с колокольней Троицкой церкви, рядом с конными экипажами, наряженными барышнями и веселыми гимназистами. На аскетичных снимках 30-40-х годов проходят мимо нее немногочисленные прохожие и проезжают еще более редкие автомобили. По главной улице нового советского Ульяновска, в кумачовом обрамлении флагов, обтекает тумбу оживленная толпа, а рядом громыхают трамваи. Есть она и на тех снимках, где дом Гончарова запечатлен уже с самой новой своей частью – башенкой городских часов. И старая афишная тумба была не только свидетелем событий всех этих лет (эпох!), но и их непосредственным участником. Сколько важных сообщений, новостей донесла она до симбирян, а потом ульяновцев, в строках объявлений и афиш, наклеенных на ее круглые бока!
Борис Васильевич Аржанцев писал четыре десятилетия назад:
СВИДЕТЕЛЬ МИНУВШИХ СОБЫТИЙ
(«Ульяновская правда» от 6 марта 1977 года)
…Все меньше становится вещественных памятников, отдельных зданий и особенно сооружений мелких архитектурных форм – свидетелей Октября. Напомнить о них, сохранить для потомков – одна из важнейших задач современников.
На углу пересечения улиц Ленина и Гончарова, рядом с домом, где родился писатель, стоит старая афишная тумба. Невысокая – около двух с половиной метров – она незаметна на многолюдном перекрестке. Она – единственная из своих сверстниц в городе, оставшаяся от прошлых лет. Сооружена тумба в 1907 году. А секрет ее долголетия заключается в том, что она выполнена из железобетона, в то время как большинство других афишных тумб были деревянными.
Страстные призывы, листовки, первые декреты Советской власти – все это помещалось на ее цилиндрической поверхности, оповещая жителей о важнейших событиях. Улица всегда была самым демократическим элементом города, ее аудитория – люди разных сословий, профессий и возрастов. Вполне естественно, что и симбирские афишные тумбы были основными местами информации населения.
Несмотря на перестройку и изменение фасада дома Гончарова торговцем Юргенсом в 1898-1900 годах, после чего классический вид дома приобрел пеструю одежду из фигурного кирпича и стал неузнаваемым, афишная тумба, подобно отростку спиленного дерева, своими классическими пропорциями и тонкой профилировкой напоминает о старом доме, сохранившемся только на фотографии.
У афишной тумбы утрачена верхняя венчающая часть в виде небольшого шара. Ее цоколь почти полностью скрылся под асфальтом. Но все это незначительные утраты, которые нетрудно реставрировать.
Тумба установлена не произвольно, а строго по оси второго от угла простенка дома, чтобы не загораживать прямой вид из окон и иметь конкретную привязку на местности.
Это своеобразное сооружение малых архитектурных форм стало примечательным памятником. Оно и сейчас успешно информирует ульяновцев о многообразной жизни города.
Б.Аржанцев
***
Не стоит удивляться, что главный акцент в заметке сделан на революционном прошлом афишной тумбы. Надо думать, предвидя скорый конец этого небольшого, но столь примечательного сооружения, Борис Васильевич прибег к самому убедительному аргументу того времени: напомнил, что тумба является одним из немногих сохранившихся в городе памятников времен революции и первых лет Советской власти.
Конечно, значение старой афишной тумбы и спектр воспоминаний, навеваемых ею, гораздо шире. Она могла бы быть одинаково ценным памятником прошлого для людей самых разных взглядов, интересов и убеждений. Для тех, кто зачарован старым Симбирском, неспешной жизнью и нехитрыми развлечениями провинциального города, на которые зазывали афиши. Для тех, кто хранит, как святыню, память Октября и огненных лет гражданской войны («страстные призывы, листовки, первые декреты…»). Для тех, кто помнит эту тумбу по афишам концертов, театральных представлений, праздников советского времени. Для многих, очень многих.
Почему тумбу сломали? Кто знает. Может быть, пришла она в полную ветхость: и бетон не вечен. Или отцы города сочли, что стоящая на тротуаре тумба мешает возросшему потоку пешеходов. А может – что своим архаичным видом она не соответствует облику нового Ульяновска. Теперь уже не важно. Афишной тумбы нет.
Подумалось: а может ли у нее быть шанс на второе рождение? В концепции, представленной недавно созданным Управлением по развитию исторической части города, чуть ли не основное внимание уделено как раз «элементам ландшафтного декора», малым архитектурным формам, которые «гармонично впишутся в архитектурный облик исторической части города». Что же может более гармонично вписаться, как не эта «малая форма», установленная здесь, в самом центре, более века назад? Да, у нас есть воссозданная афишная тумба на территории заповедника с закрепленной на ней схемой размещения музеев. Бетонная, при близком рассмотрении – не слишком аккуратная, но очень удачно дополняющая панораму старой симбирской улицы. Но мы-то ведем речь о конкретном историческом объекте, с привязкой к конкретному месту. Зачем выдумывать какие-то будто бы исторические элементы, когда есть реальный образец, запечатленный на многих изображениях?
Возможно, стоявшая посередине тротуара улицы Ленина тумба не вписывается в современные градостроительные нормы. Что ж, и тут возможны разумные компромиссы. Скажем, установить ее ближе к стене дома или, наоборот, к проезжей части, и оставив более широкий проход. Судя по фотографии А.И.Маркелычева 1947 года, рядом с тумбой, на бровке тротуара, тогда еще и киоск стоял. И – ничего, ходили. Пешеходное движение по улице Ленина не такое уж оживленное, вряд ли столь интересное сооружение, напоминающее о прошлом города, будет кого-то раздражать. Если же и это окажется неприемлемым, то возможен еще более компромиссный вариант.
Судя по старым снимкам, точно такая же афишная тумба-близнец стояла с другой стороны дома Гончарова – в начале Троицкого (Краснознаменного) переулка, ныне закрытого. Уж там-то тумба точно никому не помешает. В пользу этого варианта есть еще одно соображение. Со стороны Краснознаменного переулка находится вход в историко-мемориальный музей И.А.Гончарова. Примерно на том месте, где раньше была афишная тумба, сейчас установлен музейный стенд-трилистник. Он, конечно, неплох, и для смены информации удобнее. Но разве лишней для музея такого профиля оказалась бы классическая тумба, всем своим видом напоминающая о старом Симбирске? Пусть даже в качестве экспоната под открытым небом: например, с копиями афиш симбирского театра.
Поскольку речь шла о конкретной афишной тумбе, стоявшей на углу Московской и Гончаровской улиц, то мне, конечно, ближе первый вариант – с размещением ее на том же месте. Ну, а в целом, все это не более чем мечты, мысли вслух. Не очень-то верится в их воплощение. А все же хотелось бы знать: мне одному жаль старой афишной тумбы, свидетеля минувших событий? Кому-то еще хочется ее видеть – конечно, не ту самую, но точную копию – на прежнем месте?
______________

Дом Гончарова и Троицкая церковь. 1910-ые годы.
Совсем молодая афишная тумба. На темном фоне окна хорошо видно ее круглое навершие. Неспешно течет мимо городская жизнь…

1) Дом И.А.Гончарова. 1910-ые годы
2) Дом, где родился Гончаров, и Троицкая церковь. «Исторический вестник», июнь 1912 года.
Господин на правом снимке внимательно изучает содержание афишной тумбы. А рядом оборудовано место для отдыха…

«Ульяновск. Школа-семилетка». Почтовая карточка ГИЗ, 1930-ые годы.
Деревце, совсем маленькое на предыдущих снимках, заметно выросло и почти закрывает афишную тумбу…

Дом Гончарова. УОКМ.
Снимок не датированный, но, конечно, более поздний. Уже заложены входы на главном фасаде здания. И дерева нет. А тумба стоит…

Дом Гончарова. 1954 год. «Из Москвы в Ростов на пароходе».
У афишной тумбы – заинтересованные читатели…

«Дом, в котором родился И.А.Гончаров». Открытка, М., «Плакат», 1969 год. Фото Д.Смирнова.
Кипит вокруг афишной тумбы городская жизнь. Кто спешит по делам, кто ждет автобуса, а кто-то остановился поговорить с приятелем или почитать афиши…

1) Дом И.А.Гончарова. Фотоальбом «Ульяновск – родина Ленина», М., «Прогресс», 1973 год.
2) «Ульяновская правда» от 6 марта 1977 года, фото к статье Б.В.Аржанцева «Свидетель минувших событий»:
«На снимке: Сегодня афиши приглашают вас на концерт симфонического оркестра и спектакль кукольного театра, на веселый праздник «Проводы русской зимы». Фото Б.Киселева»

Дом И.А.Гончарова. Фотоальбом «Ульяновск – родина Ленина», Приволжское книжное изд-во, 1976 год.
Вот уже дом Гончарова обзавелся башенкой; бьют на ней городские часы. А под часами – старая афишная тумба…

Гимназия В.В.Кашкадамовой, открытая в 1911 году.
И с этой стороны дома Гончарова, в начале Троицкого переулка, стояла такая же афишная тумба, увенчанная небольшим шаром.

Вообще, афишные тумбы были привычным элементом симбирских улиц.
Д.И.Архангельский:
1) Дом на углу Стрелецкой и Сенной улиц (фрагмент).
2) Шатальная улица (фрагмент)
3) Здание Дворянского собрания.