Страсти вокруг «воздуха второй свежести» в заволжском районе Ульяновска, кажется, несколько поулеглись. Только не надо думать, что проблема рассасывается, этого без посторонней помощи никогда не будет. Она попросту затаилась до новой «газовой атаки», когда страсти закипят с утроенной силой.

КАК ВЫ ПОСМЕЛИ?

Мы буквально по полочкам разложили проблему («Дыхание Земли» от 19.12.2018 года № 24), поэтому, казалось бы, нет смысла повторяться. Но ситуация требует продолжения разговора. На нее обратил внимание губернатор, и это говорит о серьезности темы. Не пытаясь объять необъятное, остановимся на отдельных моментах.

Все происходящее застало врасплох власти, контрольные и надзорные органы, правоохранителей… Это тем более странно, что все вместе много лет дышат отравленным воздухом. Но принцип «наша хата с краю» оказался сильнее. Не исполнять свои служебные и должностные обязанности, ни за что не отвечать, но получать деньги и купаться в лучах всеобщего внимания – это же для чиновников синекура!

И тут вдруг сонное царство потревожили. Кто посмел, почему, зачем? Все засуетились, забегали, как в растревоженном муравейнике. Попробовали встать на позицию голого отрицания: «У нас все нормально». Когда же стало понятно, что ненормально, стали нести ахинею. Не все, зато, как синоптики, активно списывая все на капризы и причуды природы. Как в известной песенке Владимира Высоцкого, «то тарелками пугают, дескать, подлые, летают, то у вас собаки лают, то руины говорят». Когда же поняли, что в глазах общественности выглядят, мягко говоря, не очень, а выставить народ в качестве китайских болванчиков не удается, испуганно и обиженно примолкли. Удивительное дело – и погода сразу наладилась.

Может показаться непонятным, но поначалу проявило заметную инертность минприроды, хотя в данной ситуации ему и карты в руки. Потребовалось какое-то время, прежде чем руководитель оной структуры Дмитрий Федоров понял, что бегать, яко архар, кроссы по Сенгилеевским горам, демонстрировать свое отменное здоровье и заниматься, будучи министром, проблемами экологии -это не совсем одно и то же.

КТО В ЛЕС, КТО ПО ДРОВА

Общественность в этот раз проявила невиданное дотоле упорство и добилась-таки своего. Нахмурила брови областная прокуратура. Губернатор Сергей Морозов не менее грозно вопросил: «Что у вас в Заволжье происходит? Разберитесь!». Стали разбираться – и такая карусель закрутилась! Почему-то долгое время молчавшая природоохранная прокуратура, словно очнувшись от летаргического сна, обрушила свой гнев на минприроды: мол, ведомство не проводило проверок, не анализировало ситуацию, не делало выводы, не вносило предложения. Минприроды натиск отбило, поясняя, что ему сильно дали по рукам весной 2018 года, обвиняя в том, что ведомство «кошмарит бизнес». Хотя нарушений в его действиях не было, а экологи попросту обнаружили нарушения в деятельности гаражников. Особо активных, которые «портили воздух», привлекли к административной ответственности. Не надо пояснять, что после грозного окрика и проверки прыти у защитников природы заметно поубавилось. Отсюда, полагаем, инертность в нынешней ситуации с гаражами. Однако прошло не так уж и много времени, как министерство пришло в себя, и сообщения о «вредных гаражах» посыпались прямо-таки градом.

Давайте сразу договоримся. Мы сегодня говорим исключительно о гаражах. Предприятия пока отпадают: в проверках они не засветились и уж тем более в списки нарушителей не занесены. Видимо, потому, что их не проверяли.

Несколько смущает другое. В стройных рядах борцов за чистоту окружающей среды что-то не видно и не слышно экологов Заволжского района. Их здесь нет? Если есть, то чем они занимаются? Или им скромность не позволяет участвовать в мероприятиях, которые напрямую относятся к их служебным обязанностям?

Очень скромно, до неприличия, ведут себя представители славного санэпиднадзора. Помнится, объемы ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе всегда были сферой их компетенции. Что-то изменилось в законах, в правилах игры? Если не изменилось, то почему тогда все мячи летят в ворота минприроды? Это нечестно.

Более чем удивительно, что первое время пыталась отмолчаться администрация Заволжского района. По крайней мере, деловых, а не ради галочки в отчете, советов от нее слышать не приходилось. Понятно, что все происходящее сегодня для нее как страшный сон. Но это явь, и чиновникам пора бы уже приходить в себя.

Впрочем, и другим тоже. Деятельность проверяющих, контролирующих, надзирающих напоминает строки из басни Ивана Крылова «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». Каждое ведомство почему-то старается перетянуть одеяло на себя, первым доложить о собственных успехах, походя вылить ушат нечистот на соседей справа и слева, отпихнуть их, пробиться ближе к начальственному телу. Единения не удалось достичь даже в ходе «круглого стола», который проходил в стенах Заволжской администрации. Говоря другими словами, по проблеме бьют не кулаком, как и должно быть, а растопыренными пальцами. Тычутся, как слепые кутята, носом в стену, не видя выхода. А тем временем гаражи, знай себе, дымят и в ус не дуют.

СЛЕПОЙ СЛЕПОГО ВОДИТ

Могу ошибаться, но в нынешней ситуации, если ее срочно не исправить, мы рискуем захлебнуться в собственном словоблудии, в отчетах, где слов на рупь, а дел на копейку. Нет взаимодействия, нет и понимания правильности своих действий. Пока что «бьем по хвостам». Поступил сигнал, поехали, зафиксировали, поступил другой, третий. Так и мечемся между гаражами. Но их сотни, если не тысячи: как успеть, тут никакой армии чиновников и специалистов не хватит. Опять же, приехали проверяющие, посмотрели, записали, составили акт, провели беседу. А что дальше? Наказывать рублем? Можно, конечно, но будет ли от этого толк? Есть проверки, есть наказания, на это мы мастера, но нет предложений по исправлению ситуации. А без этого все равно что толочь воду в ступе.

Так может поступать по-другому? Не тыкаться вслепую, а по возможности взять на учет все гаражи: есть же по ним, пусть не по всем, данные в Агентстве ГИЗО. Выявить их концентрацию на разных участках микрорайона, уточнить, какие из них и чем занимаются. Определить юридическую принадлежность как самих гаражей, так и земли под ними. Занимаетесь предпринимательством? Будьте любезны вашу лицензию на конкретный вид деятельности. Нет лицензии? Извините, но ваше производство на время оформления необходимых документов закрывается.

Так изначально сложилось, что в регионе тяжело и неоправданно медленно решаются вопросы гаражной амнистии. Так почему бы не выяснить, что служит этому причиной, как решить проблему, что для этого необходимо сделать. А когда все будет оформлено, тогда и спрос можно будет учинять по всей строгости.

НА ЗРЕНИЕ, НА СЛУХ И НА НЮХ

Прошу понять меня правильно. Далек от мысли кого-либо учить прописным истинам. Каждому – от гаражников до самых крупных чиновников – они наверняка известны. Тем не менее проблема существует и решения не находит. Но это не означает, что надо начинать с чистого листа. Сегодня ни у кого, пожалуй, не вызывает сомнения, что виновниками отравления атмосферного воздуха являются в большинстве своем малые предприятия, расположенные в гаражах. Топятся они часто чем ни попадя, на оборудовании, которое мало подходит под требуемые стандарты, если подходит вообще. Наверное, не будет лукавством сказать, что в определенной степени этим же грешат и легальные «малыши». При этом не исключается, что как те, так и другие сжигают отходы, то есть чистый яд.

Но речь не только о гаражниках. Атмосферу буквально убивает выхлопами растущая на глазах армия автомобилей. На Верхней Террасе к ним присоединяется железная дорога. Здесь же большой частный сектор. Каждый дом отапливается дровами (это в лучшем случае) или углем, копоти и запаха от которого хватает на всю округу. Может быть, не так масштабно, однако не озонируют воздух газовые котельные в МКД и частных домах. Одним словом, экологам есть где приложить руки и головы.

В этой связи возникает вопрос: а как проверяющие определяют степень загрязненности атмосферы – на глазок, на запах, по концентрации дыма из трубы..? Или все-таки с помощью лабораторного оборудования? И это непраздное любопытство. Ответ на вопрос дает руководитель Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Александр Каплин. В качестве примера он берет ситуацию с расположенной в Заволжье ИК-4. Дело в том, что инспектор эконадзора минприроды зафиксировал здесь выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Материалы проверки были направление в Управление Росприроднадзора.

«Правильно сделали, – заявил руководитель надзорного ведомства, – что материалы переслали нам. Колония – это объект федерального контроля. Будем выходить в прокуратуру с заявлением о согласовании внеплановой проверки. Если не получим разрешение, то на границе санитарной зоны с колонией можем померить, на какое расстояние распространяются от них загрязняющие вещества. Скорее всего, там превышений нормы не будет».

В региональном УФСИН заявили, что инспектор эконадзора минприроды к ним не обращался, писем, запросов, иных официальных документов от ведомства Дмитрия Федорова к ним не поступало (это к вопросу работы проверяющих из минприроды). Представители общественно-наблюдательной комиссии при УФСИН утверждают, что выброса загрязняющих веществ с территории ИК-4 попросту не могло быть. На территории учреждения ничего не жгут. Весь мусор вывозят спецорганизации. Котельную колонии раз в неделю подогревают углем, возможно, он и был причиной черного дыма.

Разногласия в оценках, по мнению Александра Каплина, вызываются тем, что региону остро не хватает лабораторно-аналитического сопровождения. А делать выводы на глазок, по цвету дыма – элементарная кустарщина. В 2006 году тогдашний Госэкоконтроль региона выходил с предложением о создании областной лаборатории по аналогии с федеральным Центром лабораторного анализа и технических измерений (ЦЛАТИ). Идею зарубили: мол, вложения на оборудование и аккредитацию серьезные, а предприятий регионального надзора по выбросам и сбросам не так уж и много.

Отказ аукнулся. Со временем малый бизнес прочно уселся под колпак административной защиты, чадит и дымит, травит людей хуже крупных промышленных предприятий. А экология тем временем вошла в майский указ президента страны и в соответствующий нацпроект. Что делать области? Срочно заключать договоры на сопровождение своей контрольно-надзорной деятельности с ЦЛАТИ. Если, конечно, мы не хотим, чтобы инспекторы так и гадали о составе загрязняющих веществ по цвету, запаху и вкусу.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

По общему мнению, гаражный бизнес сегодня не готов к переменам. А коли так, значит, надо быть готовыми к сюрпризам. Вот один из них. Вечером второй половины декабря в минприроды поступила информация о сжигании отходов на несанкционированной свалке в Петровом овраге Заволжского района. Вместе с инспекторами эконадзора к месту возгорания выезжали сотрудники МЧС, МВД и скорой помощи. Информация направлена для принятия мер в администрацию города. История продолжается.